По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2016 N Ф03-483/2016 по делу N А73-9975/2015
Требование: О внесении в реестр муниципального имущества и принятии к бюджетному учету объектов недвижимости.
Обстоятельства: Администрацией не приняты в муниципальную собственность объекты недвижимости, переданные из федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Решение: Требование удовлетворено, так как решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность администрацией не исполнено, что создает ситуацию неопределенности судьбы спорных объектов в имущественном обороте.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. в„– Ф03-483/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии:
от истца: Сироткин А.Ф., представитель по доверенности от 19.02.2016 в„– 194;
от ответчика: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 26.11.2015 в„– 1.1.27-831;
от третьего лица: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 11.01.2016 в„– 02-12/2;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Хабаровска
на решение от 28.09.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда 28.12.2015
по делу в„– А73-9975/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Пичинина И.Е., в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Дроздова В.Г., Иноземцев И.В.
По иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к администрации г. Хабаровска
третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
об обязании внести объекты недвижимости в реестр муниципального имущества
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация) о внесении в реестр муниципального имущества городского округа "Город Хабаровск" и принятию к бюджетному учету следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в г. Хабаровске, а именно:
- здание детского сада, ул. Служебная, 9 лит. А6, инв. в„– 08:401:002:000002220:0006, площадью 497 кв. м;
- здание детского сада-ясли, ул. Вилюйская, 2 лит. А1, инв. в„– 08:401:002:000003000:0001, площадью 3 599 кв. м;
- здание детского сада, склада, пер. Стадионный, 3, корп. А, лит. А1, лит. А2, инв. в„– 08:401:002:000003010:0001, площадью 544,2 кв. м; инв. в„– 08:401:002:000003010:0002, площадью 30,1 кв. м соответственно.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрация просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о прекращении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на поименованное в иске имущество в силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 423-ФЗ), ввиду чего полагает неверным избрание истцом способа защиты нарушенного права. Также заявитель жалобы ссылается на отсутствие в приказе заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2013 в„– 91 сведений, позволяющих идентифицировать подлежащие передаче объекты недвижимости, что препятствует включению их в реестр муниципального имущества.
Рассмотрение настоящего дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10.03.2016 до 05.04.2016 до 10 часов 50 минут.
В процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции в составе суда произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, а представитель истца их отклонил, считая обжалуемые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Представитель третьего лица выразил согласие с приведенными в кассационной жалобе доводами.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2013 в„– 91 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Хабаровска" из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Хабаровска переданы, в том числе поименованные в иске объекты недвижимого имущества.
По состоянию на 30.06.2015 в отношении части объектов недвижимости, вошедших в перечень передаваемых муниципальному образованию, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования.
Вместе с тем передаточный акт, направленный 15.03.2013 в адрес ответчика, не подписан муниципальным образованием, спорные объекты в муниципальную собственность не приняты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Порядок прекращения права федеральной собственности на военное недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 423-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 2 Закона в„– 423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов.
В силу части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом определено Министерство обороны Российской Федерации.
Решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в силу части 8 статьи 3 Закона в„– 423-ФЗ является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и основанием для отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12 статьи 3 Закона в„– 423-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе кадастровые паспорта, суды обеих инстанций установили, что спорное имущество представляет из себя отдельные конструктивно обособленные объекты недвижимости, предназначенные для организации дошкольного образования, которые в силу указанных выше законоположений подлежат учету в реестре муниципальной собственности. При этом суды обоснованно учли то обстоятельство, что без принятия объектов к бюджетному учету невозможно их финансирование за счет средств местного бюджета, что создает потенциальную угрозу для их поддержания в работоспособном состоянии, выхода из строя систем водоснабжения, водоотведения, разрушения зданий.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района, городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа. Аналогичные положения содержатся и в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона в„– 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В этой связи арбитражные суды, принимая во внимание положения Закона в„– 131-ФЗ, приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 в„– 424, а также местных нормативно-правовых актов, пришли к обоснованному выводу о том, что исключение сведений об объектах из государственного реестра федерального имущества и не отражение при этом в реестре муниципального имущества создает ситуацию неопределенности судьбы спорных объектов в имущественном обороте, на недопущение которой по существу направлены требования истца, являющегося балансодержателем объектов военного недвижимого имущества до издания приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2013 в„– 91.
Доводы кассационной жалобы о невозможности идентифицировать спорные объекты, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в апелляционном суде и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом постановлении как несостоятельные, в том числе со ссылкой на вступивший в законную силу судебный акт по иному арбитражному делу в„– А73-9573/2013.
Ссылка заявителя в жалобе на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права не влияет на правильность выводов судов и принятых в рамках настоящего дела судебных актов, а потому также отклоняется судебной коллегией.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений арбитражными судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену оспариваемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией также не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.09.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А73-9975/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых по делу судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2016 в„– 0000343, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Н.НОВИКОВА
------------------------------------------------------------------
