Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.03.2016 N Ф03-623/2016 по делу N А73-11146/2015
Требование: О признании незаконными бездействий по нерассмотрению заявления о предоставлении в собственность земельного участка, по необеспечению процедуры его предоставления под строительство, по непредоставлению предложений схемы раздела участка, решения, требования о фактическом возврате арендуемого участка, действий по передаче участка другому арендатору, недействительными одностороннего отказа от договора аренды, условий инвестиционного и арендного договоров, об обязании вынести решение о продаже участка, направить проект договора о согласовании схемы раздела участка.
Обстоятельства: Между сторонами ранее был заключен договор на реализацию инвестиционного проекта по созданию промышленного комплекса по производству яйца. В дальнейшем инвестору направлено уведомление о расторжении договора и об отсутствии намерения на продление арендных отношений после окончания срока его действия, с чем он не согласен.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как инвестиционный договор расторгнут в связи с отсутствием деятельности по реализации инвестиционного проекта, договор аренды спорного участка прекращен, право на его выкуп отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. в„– Ф03-623/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщиковой В.А., Новиковой С.Н.
при участии
от ООО "Никольское" - Медведев А.Л., директор, Анисимов И.О., представитель по доверенности от 16.12.2015;
от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края - Леонова Н.В., представитель по доверенности от 22.04.2015 в„– 1-11-564, Васин А.А., представитель по доверенности от 03.06.2015 в„– 1-11-1707;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское"
на решение от 19.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015
по делу в„– А73-11146/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи: Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Никольское"
к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
о признании недействительным уведомления, незаконными решения, действий (бездействия)
В судебном заседании в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.03.2016 до 14 часов 30 минут 21.03.2016.
Общество с ограниченной ответственностью "Никольское" (ОГРН 1092511001417, место нахождения: 680509, Хабаровский край, с.Ильинка; далее - ООО "Никольское", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом принятых уточнений, к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76; далее - министерство) о:
1) признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в нарушении пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ, в несоблюдении процедуры рассмотрения заявлений, в нерассмотрении в установленный срок обращения ООО "Никольское" от 08.05.2015 в„– 20 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506 с местонахождением: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе с.Ильинка - 1,5 км на север от с. Ильинка (бывшая Птицефабрика им. 50 лет СССР), площадью 251 286,94 кв. м, на котором фактически расположены объекты недвижимости, сооружения, сети, дороги, ограждения и иные объекты, принадлежащие ООО "Никольское", как фактически переданные ранее в собственность общества министерством по акту приема-передачи от 30.08.2010, с фактической "отсрочкой платежа" и с полномочиями по полному распоряжению (управлению) ими вплоть до сноса, так и возникшие вновь объекты, как результаты реализации инвестиционного проекта, в полном соответствии с пунктами 1.10, 2.1.1, 3.2, 3.3, 3.4 инвестиционного договора от 30.08.2010 в„– 4, при отсутствии со стороны ООО "Никольское" в течение всех 5 лет аренды комиссионно установленных министерством нарушений земельного законодательства или условий (качества) оборота или содержания соответствующих земель или сроков оплаты арендной платы;
2) признании незаконным решения министерства, выраженного в уведомлении от 29.07.2015 в„– 1-11-3810, как не соответствующего действующему земельному и гражданскому законодательству;
3) признании неправомерным требования министерства о фактическом возврате уже 31.08.2015 арендуемого земельного участка, без предусмотренного актом, имеющим высшую юридическую силу (статьи 16 - 18 Федерального закона в„– 39), возмещения всех убытков, связанных с изъятием, и указание в прилагаемом Акте приема-передачи на отсутствие сведений об обременении земельного участка правами третьих лиц, при явном наличии на нем законно возведенных по согласию сторон объектов ООО "Никольское";
4) признании незаконным, недействительным и ничтожным заявленного министерством обжалуемым уведомлением фактически одностороннего отказа от заключенного сторонами договора аренды земельного участка, как односторонней сделки, при указанных существенных обстоятельствах, и по тем же основаниям, что и ранее принятое им исполнение по нему, и противоречащий конечной цели аренды - отчуждению участка (по полномочиям министерства только на такой вид договоров), то есть - выходящим за рамки его полномочий, до вступления в законную силу решения суда, изменяющего или прекращающего договор;
5) признании недействительными и ничтожными условий инвестиционного договора от 30.08.2010 в„– 4 и арендного договора от 24.09.2010 в„– 578, устанавливающих право министерства вернуть земельный участок обратно по собственному желанию, ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, как не соответствующие полномочиям министерства и законодательству;
6) об обязании министерства вынести решение и выдать поручение подведомственным организациям на продажу земельного участка с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, площадью 251 286,94 кв. м по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") в собственность ООО "Никольское";
7) об обязании министерства направить ООО "Никольское" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, площадью 251 286,94 кв. м в собственность для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости по цене, определенной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
8) о признании незаконным продолжающегося длительного бездействия министерства (как правопреемника министерства имущественных отношений Хабаровского края), выразившегося в необеспечении в отношении ООО "Никольское" процедуры и порядка предоставления земельного участка для строительства капитальных объектов в состоянии, соответствующем условиям договора аренды (как и инвестиционного) и назначению имущества, без обязательного предварительного согласования места размещения объектов имеющегося Проекта, местоположения границ соседних земельных участков, наличия технологически необходимых для использования иных земельных участков и санитарных зон (не соответствующими разделам 7.1.11 и 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в сокрытии полной информации об обременениях и имеющихся ограничениях в использовании по прямому назначению (невозможности такового) на земельные участки, без передачи паспортов и свидетельств на землю, в не уменьшении покупной цены участка, в не предложении возмещения убытков;
9) о признании не соответствующим закрепленным в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципам справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка - действий (бездействия) министерства, в том числе по фактическому согласованию передачи данного земельного участка другому арендатору, не дожидаясь окончания срока действия договоров общества, при имеющемся по действующему договору аренды последнего преимущественному праву его продления или выкупа, при продолжающихся судебных разбирательствах по изменению существенных условий договора;
10) о признании незаконным бездействия министерства по непринятию решения о предоставлении ООО "Никольское" в собственность земельного участка, либо его части, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506 с местонахождением: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе с.Ильинка - 1,5 км на север от с.Ильинка (бывшая Птицефабрика им. 50 лет СССР), площадью 251 286,94 кв. м;
11) о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в отсутствии предложения по согласованию схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, при наличии обоснованных и законных возражений министерства по иным, кроме возведенных ООО "Никольское" объектам, и наличии судебного спора только по иным объектам и по иному договору;
12) об обязании министерства устранить нарушение, указанное в требовании пункта 11, путем составления двустороннего акта по результатам инвестиционного проекта, с указанием абсолютно всех объектов (сетей, дорог, заборов, подстанций, птичников, башен и т.п.) фактически находящихся на территории комплекса, как указанных в акте передачи от 30.08.2010, так и отсутствующих в нем, и, после регистрации права собственности ООО "Никольское", согласовать схемы возможного раздела земельного участка с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнительных пояснений) общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края. В обоснование жалобы приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также о неправильном применении судами норм материального права. Общество ссылается на незаконность отказа в выкупе спорного земельного участка по мотиву надлежащего использования и нахождения в его границах объектов, принадлежащих ООО "Никольское" на праве собственности. Кроме того, приводит доводы о надлежащем исполнении инвестиционного контракта, в целях реализации которого ему и был предоставлен в пользование указанный земельный участок.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
До начала судебного разбирательства общество заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, рассмотрев которое, судебная коллегия отказала в его удовлетворении по причине отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию и оценке доказательств, которые не представлялись судам первой или апелляционной инстанций.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав дополнительные пояснения, а представители министерства их отклонили, считая обжалуемые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение Федерального закона от 25.02.1999 в„– 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон в„– 39-ФЗ), Закона Хабаровского края от 31.05.2000 в„– 219 "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае" (далее - Закон в„– 219) на территории Хабаровского края принято постановление Правительства Хабаровского края от 01.11.2007 в„– 212-пр "О проведении конкурсов на право реализации инвестиционных проектов с вовлечением в хозяйственный оборот краевого государственного имущества" (далее - Постановление в„– 212-пр).
Постановлением в„– 212-пр утверждено Положение о комиссии по проведению конкурса на право реализации инвестиционных проектов с вовлечением в хозяйственный оборот краевого государственного имущества (далее - Положение), согласно пунктам 1, 4 которого: на Минимущество края возложены полномочия по проведению конкурсов на право реализации за счет средств инвестора инвестиционных проектов с вовлечением в хозяйственный оборот краевого государственного имущества; комиссия по проведению конкурса на право реализации инвестиционных проектов с вовлечением в хозяйственный оборот краевого государственного имущества начинает свою работу на основании предложений краевых органов исполнительной власти об условиях распоряжения государственным имуществом.
Руководствуясь требованиями указанных нормативных правовых актов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее - Минсельхоз края) обратилось в Минимущество края с письмом от 25.05.2010 в„– 7402 о проведении инвестиционного конкурса на право реализации инвестиционного проекта по созданию промышленного комплекса по производству яйца с вовлечением в хозяйственный оборот краевого государственного имущества, расположенного по адресу: Хабаровский район, 1,5 км на север от с.Ильинка.
Протоколом в„– 4 заседания комиссии от 24.05.2010 принято решение о проведении инвестиционного конкурса с вовлечением в оборот имущественного комплекса. Протоколом в„– 5 заседания комиссии от 15.07.2010 утверждены условия конкурса, согласно которым за счет средств инвестора производится реконструкция имущественного комплекса и запуск в промышленное производство сельскохозяйственного предприятия на 250 тысяч кур несушек по производству 70 миллионов штук товарного яйца в год с созданием более 100 рабочих мест; общий объем инвестиций должен составить не менее 200 млн.руб., срок реализации проекта - 5 лет.
30.08.2010 между Минимуществом края (заказчик) и с победителем конкурса - ООО "Никольское" (инвестор), заключен договор в„– 4 на право реализации инвестиционного проекта по созданию промышленного комплекса по производству яйца, согласно пункту 1.1 которого его предметом являются отношения сторон, связанные с осуществлением капитальных вложений и последующего получения в собственность имущества (его части) в результате реализации инвестиционного проекта по созданию экологически безопасного замкнутого цикла производства яйца, включающего в себя инкубирование яйца, выращивание молодняка, промышленное производство яйца, линию по убою птицы.
Объектом инвестиций и имущественным взносом Хабаровского края явилось находящееся в собственности Хабаровского края недвижимое имущество, перечисленное в приложении в„– 1 к договору, в том числе: бригадные дома, птичники, здание РММ, здание убойного цеха, здание управления, яйцесклад, картофелехранилище, здание кормоцеха, насосная станция, здание инкубатория (всего 26 объектов), а также земельный участок с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, площадью 251 286,94 кв. м.
В соответствии с пунктами 1.5, 1.6, 1.7 вышеуказанного договора цена объекта инвестиций, то есть рыночная стоимость передаваемого в собственность Хабаровского края имущества после реализации инвестиционного проекта, определена по предложению ООО "Никольское" в сумме 51 150 000 руб.; инвестиционный взнос на реконструкцию существующих объектов и строительство новых на земельном участке площадью 251 286,94 кв. м с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, оснащение технологическим оборудованием и запуск двух корпусов птичников под молодняковую зону на сто две тысячи голов молодняка для создания комплекса по производству промышленного яйца установлен по предложению ООО "Никольское" в размере 249 200 000 руб.; конечной целью инвестиционного договора предусмотрено создание экологически безопасного замкнутого цикла производства яйца, включающее в себя инкубирование яйца, выращивание молодняка, промышленное производство яйца, линию по убою птицы; только после оплаты инвестиционного взноса у инвестора появятся основания для участия в разделе имущества, созданного в результате реализации инвестиционного проекта.
Пунктом 2.1 договора заказчик принял на себя обязанности: передать инвестору имущество, указанное в приложении к договору по акту приема-передачи (подпункт 2.1.1); предоставить право на осуществление сноса и реконструкцию существующих объектов, а также строительство новых объектов на земельном участке с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, площадью 251 286,94 кв. м (подпункт 2.1.2); предоставить право на выкуп земельного участка под объектами недвижимости, получаемыми инвестором в собственность в результате реализации инвестиционного проекта, в соответствии с действующим законодательством (подпункт 2.1.3 договора).
Пунктом 2.2 договора инвестор принял на себя обязанности: принять имущество в течение 2-х рабочих дней с даты заключения договора (подпункт 2.2.1); осуществить реконструкцию существующих объектов и строительство новых на земельном участке в соответствии с условиями договора и действующего законодательства (подпункт 2.2.2 договора); осуществить финансирование и выступать заказчиком и исполнителем инвестиционного проекта в соответствии с условиями договора и действующего законодательства (подпункт 2.2.3 договора); осуществлять функции заказчика-застройщика объекта инвестиций в порядке, установленном действующим законодательством (подпункт 2.2.4 договора); осуществить подготовку и утверждение проектной документации объекта (подпункт 2.2.6 договора); по окончании инвестиционного проекта передать Хабаровскому краю часть вновь созданного имущества в объекте или имущественные права, либо иное имущество, соответствующее цене объекта инвестиций, установленной пунктом 1.5 договора (подпункт 2.2.9 договора).
30.08.2010 стороны договора подписали акт приема-передачи комплекса имущества сельскохозяйственного назначения (всего 26 объектов) и земельного участка с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, площадью 251 286,94 кв. м.
В целях реализации инвестиционного договора Минимущество края по договору аренды от 24.09.2010 в„– 578 передало ООО "Никольское" во временное пользование находящийся в собственности Хабаровского края земельный участок с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, площадью 251 286,94 кв. м, из земель категории - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Хабаровский край, в 1,5 км на север от с.Ильинка (1,0 км на юго-восток от здания ул. Суворова, 80а), для использования под сельскохозяйственное производство, сроком на 5 лет, в границах, указанных в кадастровом паспорте; срок аренды установлен по 30.08.2015.
Пунктом 6.2 этого договора установлено, что наряду со случаями, указанными в пункте 2.4 договора (договор вступает в силу с даты государственной регистрации в управлении Росреестра), договор подлежит досрочному расторжению в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по инициативе арендодателя в следующих случаях, признаваемых сторонами существенными нарушениями условий договора: если арендатор использует участок не по целевому назначению или способами, приводящими его к порче, что установлено актом, составленным Минимуществом края (подпункты 6.2.1, 6.2.2); если арендатор допустил нарушение срока внесения арендной платы (подпункт 6.2.3).
Данный договор аренды земельного участка от 24.09.2010 в„– 578 зарегистрирован в установленном порядке лишь 15.04.2015.
Между тем до регистрации данной сделки Минимущество края письмом от 10.09.2014 в„– 1-11-8957 уведомило общество о расторжении инвестиционного договора от 30.08.2010 в„– 4, а также об отсутствии намерения на продление договора аренды земельного участка от 24.09.2010 в„– 578 на новый срок в соответствии со статьями 450, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации с 31.08.2015.
Впоследствии распоряжением Губернатора Хабаровского края от 20.12.2014 в„– 678 Минимущество края было упразднено; в структуре органов исполнительной власти Хабаровского края создано Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, которое является правопреемником Минимущества края и Комитета по инвестициям и инновационному развитию Правительства края, согласно положению, утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.03.2015 в„– 37-пр.
08.05.2015 ООО "Никольское" обратилось к вновь созданному министерству с заявлением в„– 20 о реализации предусмотренного пунктом 4.3.2 договора аренды от 24.09.2010 в„– 578 преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка на новый срок еще на 5 лет до 20.08.2020 на согласованных сторонами условиях. Также заявитель просил разрешить выкупить арендуемый им земельный участок площадью 251 286,94 кв. м, на котором фактически расположены объекты недвижимости, сооружения, сети, дороги, ограждения и иные объекты, принадлежащие ООО "Никольское" на праве собственности, как фактически переданные в собственность Минимуществом края по акту приема передачи от 30.08.2010, так и возведенные в результате реализации инвестиционного проекта в полном соответствии с пунктами 1.10, 2.1.1, 3.2, 3.3, 3.4 договора от 30.08.2010 в„– 4.
В заявлении обществом также было отражено, что регистрация права собственности на имущество не производилась, так как министерством не предоставлена обществу соответствующая документация на переданное по акту имущество (технические, кадастровые паспорта, свидетельства о праве собственности и т.п.).
Министерство письмом от 16.06.2015 в„– 1-1-2121 сообщило о рассмотрении заявления и, сославшись на наличие в арбитражном суде не рассмотренного спора (дело в„– А73-15018/2014 по иску министерства к обществу о признании расторгнутым договора от 30.08.2014 в„– 4 и понуждении возвратить имущество), известило заявителя о том, что решение по обращению будет принято после вступления в законную силу судебного акта по вышеуказанному делу.
В дальнейшем, выполняя функции арендодателя, министерство направило в общество письменное уведомление от 29.07.2015 в„– 1-1-2810, которым напомнило последнему о письме Минимущества края от 10.09.2014 в„– 1-11-8957 о расторжении инвестиционного договора и об отсутствии намерения на продление арендных отношений после окончания срока действия договора (31.08.2015); к уведомлению приложен акт приема-передачи земельного участка для его подписания в срок до 01.10.2015.
Не согласившись с действиями министерства по отказу в предоставлении обществу испрашиваемого им земельного участка, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 указанного Кодекса предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон в„– 101-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
То есть, приобретение в собственность участка сельскохозяйственного назначения обусловлено совокупностью двух условий: использования земельного участка по договору аренды не менее 3-х лет и пользование должно осуществляться надлежащим образом.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минсельхозом России) в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден, однако, как верно указано судами, данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения обязанности документального подтверждения надлежащего использования земельных участков.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 в„– 369, использование (неиспользование) участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что согласно условиям договора аренды от 24.09.2010 в„– 578, находящийся в собственности Хабаровского края земельный участок площадью 251 286,94 кв. м с кадастровым номером 27:17:3:29204:0506, был передан ООО "Никольское" в целях реализации инвестиционного проекта по созданию промышленного комплекса по производству яйца по договору от 24.09.2010 в„– 578, заключенному между Минимуществом края и обществом.
Однако указанный договор расторгнут министерством в одностороннем порядке на основании пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по причине отсутствия деятельности со стороны общества по реализации инвестиционного проекта. Вопрос о правомерности расторжения данной сделки являлся предметом самостоятельного спора, рассматриваемого в рамках дела в„– А73-15018/2014.
Установив, что договор аренды спорного земельного участка прекращен ввиду истечения срока его действия и отсутствия у арендодателя намерения на его продление, а также принимая во внимание, что какая-либо деятельность на данном участке обществом во исполнение инвестиционного договора (создание единого промышленного комплекса по производству яйца) не велась, суды верно признали недоказанным факт эксплуатации арендатором спорного земельного участка по его прямому назначению.
В этой связи суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества права на выкуп спорного земельного участка в порядке пункта 4 статьи 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом арбитражные суды отклонили утверждения общества об отсутствии у министерства полномочий на сдачу земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду, как неподтвержденные документально и противоречащие содержанию региональных нормативных актов, в частности Положению о Минимуществе края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2008 в„– 100-пр и действовавшему на момент заключения договора аренды.
Также суды верно указали на невозможность рассмотрения законности оспариваемых действий и бездействия министерства по незаключению договора аренды спорного земельного участка в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отметив, что в условиях действующего договора ответчик выступал в отношениях с истцом не как властный орган, наделенный публичными полномочиями, а как сторона договора аренды (арендодатель), что соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 в„– 17540/2011.
Доводы кассационной жалобы относительно наличия оснований для выкупа спорного земельного участка по причине нахождения на нем объектов недвижимости общества, отклоняются арбитражным судом округа как неподтвержденные документально. При этом судебная коллегия обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что надлежащим доказательством существования в натуре недвижимого имущества и подтверждения титула собственника на него является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, чего, однако, обществом в материалы дела представлено не было.
Довод ООО "Никольское" в кассационной жалобе о надлежащем исполнении им условий инвестиционного контракта для реализации которого ему и был предоставлен в пользование спорный земельный участок также не принимается судом округа во внимание как направленный на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных арбитражными судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной инстанции недопустимо. Также судебная коллегия учитывает, что взаимоотношения сторон по надлежащему или ненадлежащему исполнению заказчиком и инвестором инвестиционного договора являлись предметом исследования в рамках иного арбитражного дела в„– А73-15018/2014 и не могут быть переоценены в настоящем споре исходя из предмета и основания заявленных требований.
Оценивая иные изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу, в связи с чем указанные доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе мотивам не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А73-11146/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО

Судьи
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
С.Н.НОВИКОВА


------------------------------------------------------------------