Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.03.2016 N Ф03-422/2016 по делу N А24-1685/2015
Требование: О взыскании в доход федерального бюджета прибыли.
Обстоятельства: Приказом истца принято решение о перечислении подведомственными предприятиями процентов от прибыли, во исполнение которого платежным поручением ответчик перечислил в доход федерального бюджета денежные средства. Истец считает, что согласно отчету о финансовых результатах чистая прибыль больше, в бюджет подлежит перечислению дополнительная сумма.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как субсидия, полученная ответчиком в спорный период, превышает доход, полученный от хозяйственной деятельности, расчет задолженности, предусматривающий отчисления по результатам хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджетных источников, неправомерен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Камчатского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. в„– Ф03-422/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Г.В. Котиковой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от Федерального агентства научных организаций: Айдиев Р.А., представитель по доверенности от 30.11.2015 в„– 434;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Сосновское": представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций
на решение от 16.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015
по делу в„– А24-1685/2015 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.А. Арзамазова;
в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова
по иску Федерального агентства научных организаций
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Сосновское"
о взыскании 4 034 500 рублей
Федеральное агентство научных организаций (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Сосновское" (далее - ФГУП "Сосновское", предприятие) в доход федерального бюджета 25% прибыли за 2013 год в размере 4 034 500 руб.
Решением суда от 16.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе агентство просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование доводов жалобы истец ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, со ссылкой на статьи 6, 42, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 41, 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02.03.2010 в„– 15187/09, при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, средства, перечисленные подведомственному предприятию из бюджета в виде субсидии на реализацию целевых программ, не исключаются из суммы чистой прибыли. Полагает, что полученные предприятием бюджетные средства подлежат учету в составе доходов предприятия, и они подлежат учету при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет. Считает ошибочными выводы судов о том, что 17 338 000 руб. являются межбюджетными трансфертами, перечисленными в качестве целевого финансирования, которые не могут считаться чистой прибылью предприятия, поскольку нормы закона не содержат указания на конкретные источники, из которых складывается чистая прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "Сосновское" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
Участие представителя агентства в судебном заседании обеспечено в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Десятого арбитражного апелляционного суда.
ФГУП "Сосновское", извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ФГУП "Сосновское" является правопреемником Опытно-производственного хозяйства "Сосновское" Елизовского района Камчатской области, организованного в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 11.05.1972 в„– 329.
Согласно Федеральному закону от 27.09.2013 в„– 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 2591-р предприятие передано в ведение агентства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 в„– 720-р агентству поручено принять решение о перечислении в федеральный бюджет в 2014 году 25% прибыли подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий за предыдущий год, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей и обеспечить ее перечисление.
Приказом истца от 30.04.2014 в„– 58 принято решение о перечислении подведомственными предприятиями в срок до 15.06.2014 25% прибыли, во исполнение которого платежным поручением от 11.07.2014 в„– 199 ответчик перечислил в доход федерального бюджета 300 000 руб.
Настаивая на том, что согласно отчету о финансовых результатах за 12 месяцев 2013 года чистая прибыль предприятия составила 17 338 000 руб., истец посчитал, что в федеральный бюджет подлежит перечислению дополнительно сумма в размере 4 034 500 руб., с требованием о взыскании которой агентство и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований по перечислению предприятием дополнительно 4 034 500 руб. в доход федерального бюджета, с чем согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 1 пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 в„– 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Судами по материалам дела подтверждено, что предприятию перечислены 18 640 000 руб., в том числе из федерального бюджета 1 763 000 руб., из бюджета Камчатского края 16 877 000 руб. в рамках заключенного ФГУП "Сосновское" с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края Соглашения о взаимодействии при реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2013-2017 годы" от 06.03.2013 в„– 03/43.
Данный факт, как верно отмечено судами, подтвержден отчетом о средствах целевого финансирования за 2013 год, письмом врио Губернатора Камчатского края от 22.06.2015 в„– 15-2919, адресованным руководителю агентства.
По отчету о финансовых результатах за 12 месяцев 2013 года судами установлено, что в строке 2340 "Прочие доходы" включены суммы полученных субсидий в размере 18 640 000 руб., исходя из чего количественные показатели строки 2400 "Чистая прибыль" в сумме 17 338 000 руб. определены с учетом полученной субсидии.
Как подтверждено судами по материалам дела, согласно строке 2120 отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2013 года себестоимость продукции ФГУП "Сосновское" в 2013 году составила 44 863 000 руб., тогда как выручка от реализации данной продукции согласно строке 2110 составила 43 900 000 руб., что свидетельствует об убытке предприятия в сумме 963 000 руб., отраженном в строке 2100.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что субсидия, полученная предприятием за 2013, превышает доход, полученный от хозяйственной деятельности, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку расчет истца, предусматривающий отчисления по результатам хозяйственной деятельности за счет субсидий из бюджетных источников, неправомерен.
Довод заявителя жалобы о том, что законодательством не указаны конкретные источники, из которых должна складываться чистая прибыль, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном применении норм права.
Выводы судов основаны на полной и всесторонней оценке, имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так как нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 16.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 по делу в„– А24-1685/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Н.В.МЕРКУЛОВА


------------------------------------------------------------------