Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.03.2016 N Ф03-702/2016 по делу N А51-17042/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа об отмене ранее вынесенного распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением отменено ранее вынесенное распоряжение об утверждении схемы расположения участка по причине допущенных нарушений при ее утверждении, выразившихся в том, что участок для размещения стоянки водного транспорта находится в пределах границ постоянной зоны таможенного контроля.
Решение: Требование удовлетворено, так как не доказан факт нахождения спорного земельного участка в границах постоянной зоны таможенного контроля.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. в„– Ф03-702/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Ю. Лесненко
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Морской контейнерный терминал" - Молчанов Л.В., представитель по доверенности от 11.02.2016 б/н
от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - Фрейдун В.А., представитель по доверенности от 25.12.2015 в„– 27/1-1-4259
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 28.09.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015
по делу в„– А51-17042/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал,
в суде апелляционной инстанции судьи О.Ю. Еремеева, С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морской контейнерный терминал"
к управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третье лицо: Владивостокская таможня
об оспаривании распоряжения
Общество с ограниченной ответственностью "Морской контейнерный терминал" (ОГРН 1142543008838, ИНН 2543047630; адрес (место нахождения): 690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрелочная, 2А) далее - заявитель, общество, ООО "МКТ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076; адрес (место нахождения): 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский пр-кт, 20; далее - управление) от 05.06.2015 в„– 801 "Об отмене распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 01.08.2014 в„– 1476".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 10.09.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Владивостокскую таможню (далее - таможня).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель указывает, что отмена распоряжения обусловлена наличием протеста Приморской транспортной прокуратуры. Настаивает, что земельный участок сформирован в пределах населенного пункта на образовавшейся насыпи скального грунта, находится в границах постоянной зоны таможенного контроля. Полагает, что при формировании земельного участка не соблюдены нормативы, установленные пунктом 8.2.10 Постановления администрации Приморского края от 21.05.2010 в„– 185-па "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае".
В отзыве на кассационную жалобу общество выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители управления и общества доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом таможня явку в заседание суда кассационной инстанции своего представителя не обеспечила.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, распоряжением управления от 01.08.2014 в„– 1476 ООО "МТК" утверждена схема земельного участка площадью 4 963 кв. м, расположенного в районе ул. Крыгина, 35 в г. Владивостоке, с разрешенным видом использования: причалы и стоянки водного транспорта, с целью размещения стоянки водного транспорта.
Распоряжением этого же органа от 05.06.2015 в„– 801 распоряжение от 01.08.2014 в„– 1476 01.07.2014 отменено. В распоряжении от 05.06.2015 в„– 801 имеется ссылка на протест прокурора Приморской транспортной прокуратуры от 22.05.2015 в„– 02-02/179ж-15, в котором указано на нарушения при утверждении схемы земельного участка: земельный участок для размещения стоянки водного транспорта сформирован в пределах населенного пункта с непосредственным примыканием к пассажирско-грузовым причалам ФГКУ "1976 ОМИС" Министерства Обороны РФ и ОАО "ВМТП", на части акватории бухты Золотой Рог пролива Босфор Восточный Японского моря, на образовавшейся насыпи скального грунта и находится в пределах границ постоянной зоны таможенного контроля на территории ОАО "ВМТП".
ООО "МТК", полагая, что распоряжение в„– 801 не соответствует нормам земельного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Установлено, что общество на основании договора аренды от 11.11.2014 в„– 02-Ю-19522 (арендодатель - департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) использует земельный участок площадью 4 229 кв. м с кадастровым номером 25:28:020031:1548, расположенный по ул. Крыгина, 35 (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание. Участок находится примерно в 234 м от ориентира по направлению на юго-восток), для целей, не связанных со строительством: для размещения стоянки водного транспорта. Срок действия договора с учетом соглашения от 23.06.2015 к договору определен в 15 лет. Договор заключен на основании распоряжения департамента от 03.10.2014 в„– 2658-рз.
Актом от 11.11.2014 оформлена передача земельного участка.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На указанный земельный участок площадью 4 229 кв. м с кадастровым номером 25:28:020031:1548 оформлен кадастровый паспорт; участок имеет разрешенное использование: причалы и стоянки водного транспорта.
Таким образом, земельный участок предоставлен обществу для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ, действующими в период предоставления земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.Как установлено судом, на территории г. Владивостока органом местного самоуправления полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории наделено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании пунктов 1.1, 1.3, 4 - 18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением думы г. Владивостока от 03.04.2009 в„– 259.
Порядок утверждения и выдачи схемы земельного участка урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденном постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 в„– 1596.
Установлено, что в адрес администрации г. Владивостока поступило обращение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, ООО "МКТ" (письмо от 26.06.2014 в„– 20/03/02-13/20691).
По указанному обращению управлением принято распоряжение от 01.08.2014 в„– 1476 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Крыгина, 35, ООО "Морской контейнерный терминал", вид разрешенного использования: причалы и стоянки водного транспорта; цель предоставления: для размещения стоянки водного транспорта".
Данное распоряжение отменено на основании распоряжения этого же органа от 05.06.2015 в„– 801.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения в„– 801 права на земельный участок площадью 4 229 кв. м с кадастровым номером 25:28:020031:1548 зарегистрированы в установленном порядке.
В данном случае владелец земельного участка - ООО "МТК" фактически просит признать недействительным распоряжение в„– 801, полагая, что сохранение этого распоряжения в последующем может повлиять на права общества относительно используемого им земельного участка.
Как установлено, основанием для принятия распоряжения в„– 801 послужил тот факт, что земельный участок площадью 4 229 кв. м с кадастровым номером 25:28:020031:1548 находится в пределах границ постоянной зоны таможенного контроля и его использование обществом влечет угрозу создания помех беспрепятственной работе должностных лиц Владивостокской таможни, а также то, что при утверждении схемы расположения земельного участка не учтены требования пункта 8.2.10 Постановления администрации Приморского края от 21.05.2010 в„– 185-па "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае", и то, что спорный земельный участок является отсыпным, находится на части акватории Японского моря, за пределами Владивостокского городского округа.
При разрешении спора судебные инстанции, признавая недействительным распоряжение в„– 801, исходили из следующего.Статьей 163 ТК РФ урегулирован порядок создания зон таможенного контроля. В частности, установлено, что зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары (пункт 2).
Пунктом 3 названной статьи определено, что зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях, если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций; если на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Установлено, что приказом Владивостокской таможни от 27.12.2012 в„– 1082 в регионе деятельности таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни создана постоянная зона таможенного контроля, расположенная по адресу: г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, причалы 3-16. Установление постоянной зоны таможенного контроля инициировано ОАО "Владивостокский морской торговый порт", ЗАО "Владивостокский контейнерный терминал".
Вместе с тем доказательств того, что указанная постоянная зона таможенного контроля включает границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:1548, в материалах дела не представлено, как и не выявлено, что спорный земельный участок входит в границы земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:000000:488 и 25:28:020031:197, используемых ОАО "ВМТП", которое, в свою очередь, инициировало создание постоянной зоны таможенного контроля.
В этой связи суды правомерно указали на недоказанность нахождения спорного земельного участка в границах постоянной зоны таможенного контроля и, соответственно, отклонили доводы о создании помех при работе Владивостокской таможни.
Кроме того, суды сослались на требования, изложенные в пункте 37 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также Порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденные приказом ФТС от 29.12.2012 в„– 2688 (зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 в„– 28894), указав, что граница постоянной зоны таможенного контроля должна находиться в пределах участка, принадлежащего заинтересованному лицу, инициирующему создание соответствующей зоны.
Рассматривая вопрос о соответствии распоряжения в„– 1476 требованиям пункта 8.2.10 постановления администрации Приморского края от 21.05.2010 в„– 185-па "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае", суды установили, что названный пункт постановления касается размещения мест стоянки маломерных судов. Вместе с тем спорным распоряжением в„– 1476 утверждена схема расположения земельного участка для размещения стоянки водного транспорта. Суды учли, что фактически спорный земельный участок предназначен для швартовки водного транспорта (морских судов) и, следовательно, не подпадает под действие указанной нормы.
Суды отклонили как недоказанный довод ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:020031:1548 является отсыпным и находится на части акватории Японского моря, за пределами Владивостокского городского округа. При этом суды приняли во внимание сведения кадастрового паспорта спорного земельного участка, в котором отражена категория земель "земли населенных пунктов", а также то, что сведения по земельному участку внесены в государственный кадастр недвижимости и не оспорены в установленном порядке.
Опровергающих тому доказательств материалы дела не содержат.
На основании установленного суды правомерно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены распоряжения от 01.08.2014 в„– 2014 и, как следствие, сделали вывод о том, что оспариваемое распоряжение в„– 801 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.09.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу в„– А51-17042/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
С.Ю.ЛЕСНЕНКО


------------------------------------------------------------------