По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.03.2016 N Ф03-6333/2015 по делу N А59-239/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении части земельного участка, об обязании его предоставить для размещения объектов.
Обстоятельства: В принятии решения о согласовании места размещения объектов, связанных с рыбопереработкой, на часть земельного участка отказано, так как его предоставление для целей строительства осуществляется из незастроенных участков, а в случае если участок был ранее сформирован, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку формирование спорного участка за счет ранее сформированного противоречит положениям действующего земельного законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Сахалинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф03-6333/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Ю. Лесненко
Судей: С.Н. Новиковой, О.В. Цирулик
при участии
от заявителя: Торхов Р.С., представитель по доверенности от 16.04.2015 в„– 65 АА 0476072
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даги Фуд"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015
по делу в„– А59-239/2015
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.С. Логинова, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даги Фуд"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области
заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным решения, взыскании судебных расходов
Общество с ограниченной ответственностью "Даги Фуд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее - управление), изложенного в письме от 10.11.2014 в„– 4426-05/к985 (913) об отказе в предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 65:22:0000004:805 площадью 9 500 кв. м; возложении обязанности предоставить названный участок для размещения объектов, связанных с рыбопереработкой (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.07.2015 требование общества удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Даги-Фуд", считая постановление апелляционного суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, избранная обществом процедура образования земельного участка для строительства не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку общество просило согласовать место размещения объектов на уже сформированном участке, что подразумевает под собой его раздел и его последующую постановку на кадастровый учет. При этом считает, что имеющееся в деле письмо от 27.02.2014 в„– 83 подтверждает волеизъявление уполномоченного органа на проведение процедуры раздела земельного участка с кадастровым номером 65:22:0000004:805, что само по себе исключает правомерность отказа в согласовании места размещения производственных объектов.
Управление в отзыве выразило несогласие с изложенными в жалобе доводами, просило оставить без изменения обжалуемый судебный акт, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления суда апелляционной инстанции, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области от 29.03.2010 в„– 125-по утвержден акт выбора 22.03.2010 в„– 6 земельного участка, расположенного в квартале 250 (выдел 14) Ногликского лесничества Ногликского лесничества ОГУ "Сахалинские лесничества", площадью 0,97 га для строительства производственных объектов, связанных с рыбопереработкой. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 в„– 2060-р земельный участок с кадастровым номером 65:22:0000004:805 переведен из категории лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения участка земель лесного фонда.
Впоследствии общество обратилось в управление с заявлением от 12.03.2013 о выборе земельного участка площадью 0,95 га (Сахалинская область, Ногликское лесничество, кадастровый номер земельного участка 65:22:0000004:805) для строительства производственных объектов.
Данное заявление направлено управлением в орган местного самоуправления для обеспечения выбора.
Постановлением мэра муниципального образования "Городской округ Ногликский" от 25.12.2013 в„– 516 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 65:22:0000004, площадью 9 500 кв. м, относящегося к категории земель промышленности и иного специального назначения, месторасположение: Сахалинская область, Ногликский район, Ногликское участковое лесничество, квартал в„– 250, выдел 14, разрешенное использование: для строительства производственных объектов, связанных с рыбопереработкой, на основании которой подготовлен акт выбора земельного участка.
Письмом от 27.02.2014 в„– 837 управление направило в адрес Росимущества пакет документов с просьбой принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвердить акт о выборе земельного участка, формирование которого предполагается осуществить путем раздела земельного участка с кадастровым номером 65:22:0000004:805.
Письмом от 10.11.2014 в„– 4426-05/к985 (13) управление на основании поручения Росимущества от 05.11.2014 в„– ВВ-10/47058 сообщило обществу об отказе в принятии решения о согласовании места размещения объектов, связанных с рыбопереработкой, на части федерального земельного участка с кадастровым номером 65:22:0000004:805, расположенного по адресу: Сахалинская область, Ногликский район, Ногликское участковое лесничество, квартал в„– 250, выдел 14.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает экономические интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о формировании земельного участка по процедуре выбора для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В последнем случае согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования названных норм статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства осуществляется из незастроенных (свободных) земельных участков, а в случае если земельный участок был ранее сформирован, но в настоящее время не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов (пункт 6 статьи 30 Кодекса).
При этом образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В любом случае в силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить, в том числе к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установив все значимые для дела обстоятельства и оценив представленные сторонами спора доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции признал, что формирование спорного земельного участка, на котором обществом планировалось возведение капитальных объектов рыбопереработки, за счет ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 65:22:0000004:805 противоречит положениям действующего земельного законодательства.
В этой связи апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормы материального права, указанные в кассационной жалобе, вопреки позиции общества, применены судами верно, поэтому соответствующие доводы судом кассационной инстанции отклоняются. Как верно отмечено апелляционным судом, процедура образования земельного участка для строительства, избранная путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующих (ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет) земельных участков, противоречит статье 11.2, пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Оценивая иные изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу, в связи с чем указанные доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы процессуального права судами не нарушены. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу в„– А59-239/2015 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.Н.НОВИКОВА
О.В.ЦИРУЛИК
------------------------------------------------------------------
