По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.2016 N Ф03-4245/2016 по делу N А73-312/2016
Требование: О признании незаконным решения о непринятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка, об обязании принять декларации.
Обстоятельства: Во исполнение условий договора аренды представлены лесные декларации по виду лесопользования - заготовка древесины. Письмом декларации возвращены без рассмотрения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый отказ не соответствует нормам лесного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, не указаны основания, послужившие причиной для отказа в принятии лесных деклараций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. в„– Ф03-4245/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
от ответчика: Пестова А.В., представитель по доверенности от 31.12.2015 в„– 09/02;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 28.03.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016
по делу в„– А73-312/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в апелляционном суде судьи: Вертопрахова Е.В., Балинская И.И., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" (ОГРН 1142721007769, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 6-106; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, место нахождения: 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5; далее - управление лесами), оформленного письмом от 11.01.2016 в„– 02-19/2, о непринятии лесных деклараций от 28.12.2015 в„– в„– 1, 2 по договору аренды лесного участка от 19.01.2011 в„– 0776/2011 и обязании управления лесами принять указанные лесные декларации.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции произведено процессуальное правопреемство в связи с реорганизацией в форме слияния. ООО "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" заменено на общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД" (ОГРН 1162724059178).
В кассационной жалобе управление лесами, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем, со ссылкой на Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 в„– 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме", пункт 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 в„– 337, приведены доводы о фактическом рассмотрении управлением лесами деклараций общества и принятия по ним решения. Указанное, по мнению подателя жалобы, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Общество в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая оспариваемые по делу судебные акты законными и обоснованными; надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя в суд не обеспечило; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель управления лесами поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав соответствующие пояснения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, 19.01.2011 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в„– 0776/2011, согласно которому обществу во временное владение и пользование передан лесной участок площадью 55 450 га, расположенный на территории Кур-Урмийского лесничества на срок 25 лет с ежегодным допустимым объемом изъятия ликвидной древесины в размере 34 000 м3, в том числе: сплошными рубками - 25 100 м3, выборочными рубками - 8 900 м3 (приложение в„– 3 к сделке).
По условиям договора арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
28.12.2015 общество сопроводительным письмом представило в управление лесами лесные декларации Nв„– 1, 2 по указанному договору аренды по виду лесопользования - заготовка древесины. Декларируемый период с 08.01.2016 по 07.01.2017.
Письмом от 11.01.2016 в„– 02-19/2 управление лесами возвратило декларации без рассмотрения.
Не согласившись с решением управления лесами о возвращении лесных деклараций без рассмотрения, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены приказом Минприроды России от 16.01.2015 в„– 17 (далее - Порядок в„– 17), согласно которому лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов с отражением информации о лице, подавшем лесную декларацию; договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В соответствии с пунктом 6 Порядка в„– 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
На территории Хабаровского края предоставление управлением лесами соответствующей государственной услуги по приему лесных деклараций урегулировано Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 24.12.2012 в„– 124 (далее - Административный регламент), в разделе 2 которого установлены следующие существенные стандарты предоставления государственной услуги: 2.3. Результат предоставления государственной услуги. Результатом предоставления государственной услуги является прием лесной декларации или отказ в приеме лесной декларации; 2.4. Срок предоставления государственной услуги. Государственная услуга предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения управлением лесной декларации в порядке, установленном настоящим Административным регламентом (включая направление письма о приеме или об отказе в приеме лесной декларации); 2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является выявление несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации. При принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги заявителю направляется письмо об отказе в приеме лесной декларации.
Таким образом, как верно отмечено арбитражными судами в ходе рассмотрения настоящего спора, проверка декларации на соблюдение определенным требованиям должна производиться путем анализа, который заключается в сопоставлении данных, представленных заявителем, с установленными требованиями. В свою очередь решение о приеме или об отказе в приеме декларации должно содержать результаты проведенного анализа о соответствии или о несоответствии заявленных данных установленным требованиям. Только при наличии указанного анализа решение о приеме или об отказе в приеме декларации может считаться мотивированным и обоснованным.
Оценив фактические обстоятельства спора, а также имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа нормам лесного законодательства и нарушении прав и законных интересов заявителя непринятием лесных деклараций.
Суды исходили из того, что в оспариваемом решении управления лесами, оформленного письмом от 11.01.2016, не были указаны основания, предусмотренные пунктом 6 Порядка в„– 17, а также пунктом 2.8 Административного регламента, послужившие причиной для отказа в принятии лесных деклараций; фактически лесные декларации возвращены обществу без рассмотрения, в то время как договор аренды лесного участка от 19.01.2011 в„– 0776/2011 на момент подачи и возвращения уполномоченным органом лесных деклараций без рассмотрения прекращен не был.
При таких обстоятельствах, суды, руководствуясь указанными выше нормами права, пришли к правильному выводу о том, что возвращение лесных деклараций управлением лесами фактически привело к лишению общества возможности исправить нарушения, допущенные при составлении лесных деклараций, а, следовательно, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Указанное явилось правовым основанием для удовлетворения заявленных требований с возложением на управление лесами обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения лесных деклараций последнего (часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании суда округа, в настоящее время заявление общества рассмотрено управлением лесами, лесные декларации приняты.
Доводы кассационной жалобы управления лесами о фактическом рассмотрении деклараций общества и принятии по ним процессуального решения, не принимаются судом округа во внимание ввиду неправильного толкования заявителем норм материального права, не опровергают выводы арбитражных судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что ссылка управления лесами в оспариваемом решении на материалы таксации 1993 года не может заменять собой установленный нормативно порядок рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов с вынесением мотивированного решения.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Поскольку все значимые для дела обстоятельства установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.03.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по делу в„– А73-312/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
------------------------------------------------------------------
