Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.08.2016 N Ф03-3118/2016 по делу N А51-12262/2015
Требование: О признании незаконным предписания органа ветеринарного и фитосанитарного надзора.
Обстоятельства: Орган ветеринарного и фитосанитарного надзора выявил размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения отходов производства и потребления, муниципальному образованию было предписано принять меры по утилизации и переработке этих отходов.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как не дана оценка принятому муниципальным образованием решению об отводе земельного участка для устройства свалки; не учтено, что земля расположена в зоне специального назначения, контроль за ее использованием не входит в компетенцию органа ветеринарного и фитосанитарного надзора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2016 г. в„– Ф03-3118/2016

Резолютивная часть постановления от 10 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Котиковой Г.В., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: администрации Ханкайского муниципального района Приморского края - представитель не явился;
от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области - представитель не явился;
от третьих лиц: администрации Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, администрации Новокачалинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края - представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации Ханкайского муниципального района Приморского края
на решение от 29.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016
по делу в„– А51-12262/2015 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кирильченко М.С., в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.
по заявлению администрации Ханкайского муниципального района Приморского края
к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области
третьи лица: администрация Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, администрация Новокачалинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края
о признании незаконным предписания
Администрация Ханкайского муниципального района Приморского края (ОГРН 1032501180216, место нахождения: 692684, Приморский край, Ханкайский район, село Камень-Рыболов, ул. Кирова, 8, далее - заявитель, Администрация Ханкайского района, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ОГРН 1052503032229, место нахождения: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, 33, далее - Управление) от 21.05.2015 в„– 15-02 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Определением суда от 23.11.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края и администрация Новокачалинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края.
Решением суда от 29.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Администрацией Ханкайского района в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается, в том числе на то, что земельные участки, выделенные для размещения полигонов твердых бытовых отходов, расположены на землях специального назначения, управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области не наделено полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора в отношении этих участков, Администрация Ханкайского района не является собственником и лицом, уполномоченным по распоряжению этими землями.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. После объявленного перерыва представитель Управления в судебное заседание не явился.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 АПК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа и.о. руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 19.03.2015 в„– 352-пр "О проведении плановой проверки органа местного самоуправления" должностными лицами Управления в период с 18.05.2015 по 21.05.2015 произведен осмотр земельных участков Ханкайского муниципального района Приморского края с целью проверки соблюдения требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в кадастровом квартале 25:19:010301 примерно в 800 м на запад от с. Новокачалинск в координатах GPS в„– 45°06'068" Е 131° 58' 683"; в„– 45°06'096" Е 131° 58' 715"; в„– 45°06'147" Е 131° 58' 656" на протяжении 136 м в длину и 72 м в ширину на площади 0,979 га и в кадастровом квартале 25:19:010501 примерно в 2 км от Ильинского перекрестка на запад в направлении с. Комиссарово в координатах GPS в„– 44°52'868" Е 131° 56' 830" на участке примерной площадью 1,0 га (50 м x 200 м), в ходе которого выявлен факт размещения на земельных участках отходов производства и потребления, в том числе отходов четвертого класса опасности в виде изделий из пластика, полимеров, стекла, резины, металла (бутылки, банки, пакеты, мешки, пленка, шины, ведра, бытовая техника), строительных материалов (шифер), бытовых отходов, и примерный вес веществ составляет по 50 тонн в каждом квартале.
Администрации Ханкайского района выдано предписание от 21.05.2015 в„– 15-02 об устранении выявленных Управлением нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 01.08.2015 путем принятия мер в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с земельных участков сельскохозяйственного назначения, указанных в предписании.
Не согласившись с вынесенным предписанием об устранении нарушений требований земельного законодательства от 21.05.2015 в„– 15-02, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о законности предписания, выданного должностным лицом уполномоченного органа по вопросу, отнесенному к его компетенции.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 в„– 1, предусмотрено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В силу прямого указания пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что не было учтено судебными инстанциями при рассмотрении возникшего спора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и в государственном кадастре недвижимости.
Как видно из материалов дела, в обоснование доводов о размещении твердых бытовых отходов на землях, расположенных в зонах специального назначения, Администрация Ханкайского района ссылалась, в том числе на Постановление главы Ханкайского муниципального района от 14.03.2006 в„– 171 "Об отводе земельного участка для устройства свалки утилизации бытовых отходов Ильинского сельского поселения", Постановление Администрации Ханкайского муниципального района от 28.06.2011 в„– 421-па "Об утверждении актов предварительного согласования и определении земельных участков для размещения участков компостирования твердых бытовых отходов Новокачалинскому сельскому поселению", Правила землепользования и застройки Новокачалинского сельского поселения, утвержденные решением муниципального комитета от 12.05.2014, Правила землепользования и застройки Ильинского сельского поселения, утвержденные решением муниципального комитета от 02.07.2014 в„– 160, заключения Роспотребнадзора о соответствии отведенных земельных участков для устройства свалки утилизации бытовых отходов требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Однако в нарушение положений статей 71, 170 АПК РФ указанным доводам и доказательствам суды не дали никакой правовой оценки.
В связи с тем, что судами допущены нарушения как норм материального, так и норм процессуального права, обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 29.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А51-12262/2015 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------