Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2016 N Ф03-3293/2016 по делу N А73-16681/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: При проверке доначислены страховые взносы, пени и штраф, так как в базу для начисления взносов по дополнительному тарифу не включена заработная плата работников, занятых на работах с вредными и особыми условиями труда. Требование об уплате пени, взносов и штрафа не исполнено. Встречное требование: О взыскании пени и штрафа за неуплату взносов.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено в части, так как взносы доначислены обоснованно, размер штрафа снижен в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность; 2) Встречное требование удовлетворено в части, поскольку пени и штраф начислены обоснованно, размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2016 г. в„– Ф03-3293/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: ФКУЗ "Медико-санитарная часть в„– 27 Федеральной службы исполнений наказаний" - Жадик А.И., представитель по доверенности от 9.11.2015 в„– 96/19-6;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 27 Федеральной службы исполнений наказаний"
на решение от 25.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016
по делу в„– А73-16681/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.А. Барилко; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, Е.Г. Харьковская, Е.А. Швец
по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 27 Федеральной службы исполнений наказаний" (ОГРН 1032700296958, ИНН 2721091368, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Яшина, 50)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ОГРН 1032700309443, ИНН 2721101270, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Слободская, 27)
о признании недействительным в части решения
по встречному заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 27 Федеральной службы исполнений наказаний"
о взыскании пени и штрафа
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть в„– 27 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - учреждение; ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России; МСЧ в„– 27) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее - Пенсионный фонд; Управление Пенсионного фонда; УПФ) от 07.10.2015 в„– 165 в части привлечения ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России к ответственности в виде штрафа в размере 410 628,46 руб., начисления пени в размере 231 838,06 руб.
Определением суда от 21.12.2015 к производству принято встречное заявление Управления Пенсионного фонда к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России о взыскании пени в сумме 240 307,27 руб., штрафа в сумме 410 628,46 руб., всего 650 935,73 руб.
Решением суда от 25.01.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016, заявление ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России удовлетворено частично - решение Пенсионного фонда признано недействительным в части взыскания штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в сумме, превышающей 70 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявления учреждению отказано; заявление Пенсионного фонда также удовлетворено частично - с ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России взысканы пени по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 240 307,27 руб., штраф по части 1 статьи 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ в сумме 70 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявления Пенсионного фонда отказано.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя. Также заявитель просит суд учесть следующее: деятельность учреждения финансируется из федерального бюджета и не направлена на получение прибыли и извлечение дохода; учреждением добровольно уплачены страховые взносы в размере 2 053 142,30 руб.
В этой связи, учреждение считает, что размер начисленных штрафов и пеней несоразмерен неисполненному обязательству, в связи с чем, оспариваемое решение Пенсионного фонда в части начисления пени, является недействительным.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем учреждения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Пенсионный фонд в отзыве с доводами, изложенными в кассационной жалобе не согласен, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; явку представителя не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Пенсионным фондом проведена выездная проверка ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, результаты которой зафиксированы в акте выездной проверки от 28.08.2015 в„– 245.
07.10.2015 заместителем руководителя Пенсионного фонда принято решение в„– 165 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым учреждение привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 410 628,46 руб.
Этим же решением ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России начислены пени по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 231 838,06 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 2 053 142,30 руб.
Требованием Пенсионного фонда от 17.11.2015 в„– 203 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России предложено в срок до 07.12.2015 в добровольном порядке уплатить пени в сумме 240 307,27 руб., доначисленные на дату уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 2 053 142,30 руб., а также штраф в сумме 410 628,46 руб.
Несогласие ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России с решением Пенсионного фонда от 07.10.2015 в„– 165 в части привлечения учреждения к ответственности, начисления пеней, явилось основанием для обращения учреждения с заявлением в арбитражный суд.
В свою очередь, Управление Пенсионного фонда обратилось со встречным заявлением в арбитражный суд о взыскании с учреждения пени в сумме 240 307,27 руб. и штрафа в сумме 410 628,46 руб., всего 650 935,73 руб.
Суд первой инстанции, установив, что при проведении проверки Пенсионным фондом обоснованно выявлен факт не включения МСЧ в„– 27 в 2014 году, в нарушение статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу суммы заработной платы работников льготных профессий, занятых на работах с вредными и особыми условиями труда, вследствие чего начислены страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 2 053 142,30 руб., пришел к выводу о правомерном доначислении на эту сумму пеней за несвоевременную уплату, страховых платежей в размере 240 307,27 руб., а также штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона 212-ФЗ, однако, посчитал возможным снизить сумму штрафа, вследствие чего признал решение Пенсионного фонда недействительным в части штрафа в сумме, превышающей 70 000 руб.
Суд округа считает, что суды, частично удовлетворяя заявленные требования учреждения и Пенсионного фонда, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона в„– 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 4,0%; 2014 год - 6,0%; 2015 год и последующие годы - 9,0%; для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 2,0%; 2014 год - 4,0%; 2015 год и последующие годы - 6,0%.
В свою очередь, статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 173-ФЗ) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.В соответствии с подпунктами 1, 2, 17 пункта 1 Федерального закона в„– 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XIX "Учреждения здравоохранения" Списка в„– 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10, относятся: врачи-рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах (12300000-20426); рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных и ангиографических и флюорографических кабинетах (12300000-24577); средний медицинский персонал рентгеновских отделений (кабинетов), а также средний медицинский персонал, постоянно занятый в рентгенооперационных ангиографических кабинетах (12300000-24713).
Также к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка в„– 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10, относятся младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) (22600000-14467), а в соответствии с пунктом 3 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 в„– 85 - медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными: врачи всех наименований; средний медицинский персонал; младший медицинский персонал.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной проверки Пенсионным фондом установлено, что в 2014 году в нарушение статьи 58.3 Федерального закона в„– 212-ФЗ учреждение не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу суммы заработной платы работников вышеуказанных льготных профессий, занятых на работах с вредными и особыми условиями труда, в связи с чем, решением Пенсионного фонда от 07.10.2015 в„– 165 учреждению предложено уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 2 053 142,30 руб., доначисление которых по существу не оспаривается последним.
Согласно положениям статьи 25 Федерального закона в„– 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обеспечивается пенями, которыми признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов; процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судами, в связи с несвоевременной уплатой учреждением страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014 решением Пенсионного фонда от 07.10.2015 в„– 165 последнему начислены пени по состоянию на 07.10.2015 в общей сумме 231 838,06 руб. (в требовании от 17.11.2015 в„– 203 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указан размер пеней в общей сумме 240 307,27 руб. по состоянию на 17.11.2015). При этом представленные расчеты пеней судами проверены и признаны верными, соответствующими требованиям статьи 25 Федерального закона в„– 212-ФЗ.
Также судами верно установлено отсутствие правовых оснований для не начисления пеней (части 4 и 9 статьи 25 Федерального закона в„– 212-ФЗ), в связи с чем, обоснованно отказано учреждению в удовлетворении заявления о признании решения Пенсионного фонда от 07.10.2015 в„– 165 в части начисления пени в сумме 231 838,06 руб., а встречное заявление Управления Пенсионного фонда в части взыскания с МСЧ-27 пени в сумме 240 307,27 руб., напротив признано судом подлежащим удовлетворению.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, доводы жалобы о том, что размер начисленных пеней несоразмерен неисполненному обязательству, судом кассационной инстанции не принимаются в связи с их несостоятельностью.
В отношении требований учреждения о признании недействительным решения Пенсионного фонда в части привлечения МСЧ-27 к ответственности в виде штрафа в размере 410 628,46 руб., суд первой инстанции применил положения статей 40, 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ, и пришел к выводу о том, что поскольку факт неуплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 2 053 142,30 руб. за 2014 год подтвержден материалами дела, то учреждение правомерно привлечено к ответственности оспариваемым решением Пенсионного фонда по части 1 статьи 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 410 628,46 руб. (2 053 142,30 руб. x 20%).
Вместе с этим, учитывая разъяснения Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 в„– 2-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 в„– 13-П, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.12.2009 в„– 11019/09, правомерно посчитал возможным снизить начисленную сумму штрафа до 70 000 руб., применив обстоятельства смягчающие ответственность: МСЧ в„– 27 является некоммерческой организацией, осуществляющей реализацию социально значимых целей и задач, прежде всего медико-санитарного обеспечения осужденных, лиц, находящихся под стражей; деятельность учреждения финансируется из федерального бюджета, в соответствии с утвержденной сметой и не направлена на получение прибыли и извлечение дохода, учреждением также произведена добровольная уплата сумм страховых взносов в размере 2 053 142,30 руб., начисленных по итогам проверки.
На основании вышеизложенного, обжалуемое решение Пенсионного фонда обоснованно признано судом недействительным в части наложения штрафа в сумме, превышающей 70 000 руб., а требования МСЧ в„– 27 в этой части - подлежащими удовлетворению, исходя из чего, встречное заявление Пенсионного фонда о взыскании с МСЧ-27 штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ - также подлежащим удовлетворению только в части взыскания штрафа в сумме 70 000 руб.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, изложенные учреждением в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 25.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу в„– А73-16681/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------