Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.07.2016 N Ф03-2918/2016 по делу N А04-9337/2015
Требование: О признании незаконным бездействия финансового органа по неприостановлению расходных операций на счетах должника, об обязании совершить действия, предусмотренные бюджетным законодательством.
Обстоятельства: В установленный срок должник не исполнил требование исполнительных документов, финансовый орган расходование средств на лицевых счетах должника не приостанавливал.
Решение: Требование удовлетворено, так как неприостановление финансовым органом операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента исполнения исполнительных листов нарушило права взыскателя.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Амурской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. в„– Ф03-2918/2016

Резолютивная часть постановления от 21 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Филимоновой Е.П.
при участии:
от заявителя: ИП Пивовар Е.С. - представитель не явился;
от финансового управления администрации Магдагачинского района Амурской области - представитель не явился
от третьего лица: администрации пгт. Магдагачи - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы финансового управления администрации Магдагачинского района Амурской области, администрации пгт. Магдагачи
на решение от 18.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016
по делу в„– А04-9337/2015
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И., в апелляционном суде судьи: Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пивовар Екатерины Сергеевны
к финансовому управлению администрации Магдагачинского района Амурской области
третье лицо: администрация пгт. Магдагачи
о признании незаконным бездействия
Индивидуальный предприниматель Пивовар Екатерина Сергеевна (ОГРНИП 315281500001359, ИНН 281800999492, далее - предприниматель, индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации Магдагачинского района Амурской области (ОГРН 1022800929436, место нахождения: 676124, Амурская область, пгт. Магдагачи, ул. К. Маркса, 19, далее - финансовое управление, ответчик) по неприостановлению осуществления операций по расходованию на всех лицевых счетах должника - администрации поселка городского типа Магдагачи, в связи с неисполнением требований исполнительных листов АС в„– 005472350 от 19.03.2014, АС в„– 005472348 от 19.03.2014, АС в„– 005472351 от 19.03.2014, АС в„– 005472352 от 19.03.2014, АС в„– 000031184 от 12.03.2014, в„– 000031180 от 12.03.2014, ФС в„– 005183857 от 07.08.2014 и об обязании финансового управления совершить действия, предусмотренные бюджетным законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация пгт. Магдагачи (ОГРН 1022800930052, место нахождения: 676124, Амурская область, пгт. Магдагачи, ул. К. Маркса, 23).
Решением суда от 18.01.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация пгт. Магдагачи и финансовое управление администрации Магдагачинского района обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Амурской области по делу в„– А04-175/2014 от 11.02.2014 с администрации пгт. Магдагачи в пользу индивидуального предпринимателя Пивовар Е.С. взыскана задолженность по муниципальному контракту в„– 12 от 09.09.2013 в сумме 4 585 542,54 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 45 927,71 руб.;
решением Арбитражного суда Амурской области по делу в„– А04-176/2014 от 11.02.2014 с администрации пгт. Магдагачи в пользу индивидуального предпринимателя Пивовар Е.С. взыскана задолженность по муниципальному контракту в„– 14 от 19.09.2013 в сумме 3 885 992,5 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 42 429,96 руб.;
решением Арбитражного суда Амурской области по делу в„– А04-168/2014 от 18.02.2014 с администрации пгт. Магдагачи в пользу индивидуального предпринимателя Пивовар Е.С. взыскана задолженность по муниципальному контракту в„– 2 от 29.03.2013 в сумме 637 600,37 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 15 752,01 руб.;
решением Арбитражного суда Амурской области по делу в„– А04-169/2014 от 18.02.2014 с администрации пгт. Магдагачи в пользу индивидуального предпринимателя Пивовар Е.С. взыскана задолженность по муниципальному контракту в„– 3 от 29.03.2013 в сумме 827 774,63 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 19 555,49 руб.;
решением Арбитражного суда Амурской области по делу в„– А04-172/2014 от 18.02.2014 с администрации пгт. Магдагачи в пользу индивидуального предпринимателя Пивовар Е.С. взыскана задолженность по муниципальному контракту в„– 9 от 12.07.2013 в сумме 1 146 828,96 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 24 468,29 руб.;
решением Арбитражного суда Амурской области по делу в„– А04-174/2014 от 18.02.2014 с администрации пгт. Магдагачи в пользу индивидуального предпринимателя Пивовар Е.С. взыскана задолженность по муниципальному контракту 11 от 19.08.2013 в сумме 1 146 387,70 руб., расходы по уплате госпошлины в сумме 24 463,88 руб.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 07.08.2014 по делу в„– А04-178/2014 утверждено мировое соглашение, заключенное 09.07.2014 на стадии исполнения судебного акта между индивидуальным предпринимателем Пивовар Е.С. (взыскатель) и администрацией поселка городского типа Магдагачи (должник), в соответствии с которым администрация пгт Магдагачи обязуется выплатить индивидуальному предпринимателю Пивовар Е.С. (за вычетом произведенных выплат на сумму 32 000 руб.): 2 500 664,26 руб. в качестве задолженности по муниципальному контракту в„– 17 от 11.11.2013; 35 503,32 руб. - расходы по уплате госпошлины, в срок до 30.12.2014.
На основании вступивших в законную силу судебных актов выданы исполнительные листы: серии АС в„– 005472350 от 19.03.2014, АС в„– 005472348 от 19.03.2014, АС в„– 005472351 от 19.03.2014, АС в„– 005472352 от 19.03.2014, АС в„– 000031184 от 12.03.2014, АС в„– 000031180 от 12.03.2014, ФС в„– 005183857 от 07.08.2014.
Поскольку в установленный законом срок, ответчиком требования исполнительных документов не исполнены, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно статье 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 242.5 БК РФ, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В рассматриваемом случае, суды исходили из того, что в нарушение статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 в„– 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ, приняв к исполнению исполнительные листы Арбитражного суда Амурской области, финансовое управление обязанности по полному и своевременному исполнению судебных актов не исполнило.
Судом установлено, что вопреки требованиям бюджетного законодательства, финансовым управлением осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, нарушившего требования пункта 3 статьи 242.5 БК РФ, не приостановлено, задолженность по исполнению судебных актов составляет 6 779 307,34 руб.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно пришли к выводу о том, что бездействие, выраженное в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации до момента исполнения требований исполнительных листов, повлекло нарушение прав и законных интересов предпринимателя и не является законным.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суды первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанций, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 18.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу в„– А04-9337/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Е.П.ФИЛИМОНОВА


------------------------------------------------------------------