По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2016 N Ф03-3423/2016 по делу N А51-17788/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов на земельные участки, об обязании их выдать.
Обстоятельства: Заявитель уведомлен о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности подготовки и утверждения градостроительных планов участков, предназначенных для размещения линейного объекта, предусмотрена подготовка и разработка проектов планировки и межевания территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку градостроительные планы испрашивались заявителем для строительства линейных объектов до изменения законодательства, в связи с чем в отношении спорных участков допускается выдача градостроительных планов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. в„– Ф03-3423/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной
при участии:
от Департамента градостроительства Приморского края:
- Мазуров М.А., представитель по доверенности в„– 17-01-10/421 от 02.02.2016
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства Приморского края
на решение от 29.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016
по делу в„– А51-17788/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В. Саломай, в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова, Е.Н. Номоконова
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
к Департаменту градостроительства Приморского края
о признании незаконным решения
Акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 28; далее - АО "ДРСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства Приморского края (ОГРН 1072540011114, ИНН 2540138350, место нахождения: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент, уполномоченный орган) в выдаче градостроительных планов на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040011:6408, 25:28:020028:74, 25:28:020018:119, 25:28:020009:790, 25:28:000000:747, 25:28:040011:6132, 25:28:040011:8899, 25:28:000000:63743, 25:28:040004:5160, 25:28:040005:270, 25:28:000000:63687, 25:28:040012:2208, 25:28:040011:9211, 25:28:040011:9213, изложенного в письме от 25.06.2015 в„– 17-01-10/1772, а также об обязании уполномоченного органа выдать градостроительные планы на вышеуказанные земельные участки.
Решением от 29.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент указывает на ошибочность выводов судов относительно того, что у уполномоченного органа имелась обязанность по выдаче градостроительных планов. По мнению заявителя, внесенные Федеральным законом от 20.03.2011 в„– 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" изменения освобождают уполномоченный орган от выдачи таких планов после 20.03.2011. Просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу общество приводит свои возражения относительно доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном в режиме видеоконференц-связи, представитель департамента поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов. Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмами от 15.01.2015, 02.02.2015, 05.02.2015, 20.02.2015, 07.04.2015 и 14.04.2015 АО "ДРСК" обратилось в департамент с заявлениями о выдаче градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) с кадастровыми номерами Nв„– 25:28:040011:6408, 25:28:020028:74, 25:28:020018:119, 25:28:020009:790, 25:28:000000:747, 25:28:040011:6132, 25:28:040011:8899, 25:28:000000:63743, 25:28:040004:5160, 25:28:040005:270, 25:28:000000:63687, 25:28:040012:2208, 25:28:040011:9211, 25:28:040011:9213, для последующего строительства на них линейных объектов.
Письмом от 25.05.2015 в„– 17-01-10/1772 департамент сообщил обществу о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности подготовки и утверждения ГПЗУ, предназначенного для размещения линейного объекта, а предусмотрена подготовка и разработка проектов планировки и межевания территории.
Расценив письмо департамента от 25.05.2015 в„– 17-01-10/1772 как решение об отказе в предоставлении градостроительных планов вышеуказанных земельных участков, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также то, нарушают ли оспариваемые решения права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
В части 17 статьи 46 ГрК РФ установлено, что если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его, если не требуется процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Частью 1 статьи 44 Кодекса установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Таким образом, в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции линейных объектов, подготовка градостроительных планов земельных участков не осуществляется.
К линейным объектам, исходя из положений пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, относятся линии электропередачи, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линейно-кабельные сооружения связи, водопроводы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, которые являются объектами капитального строительства.
Между тем, Федеральным законом от 19.07.2011 в„– 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 в„– 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в статью 4 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 191-ФЗ введена часть 4, предусматривающая переходное правило, в соответствии с которым до 31.12.2015, а применительно к городу федерального значения Москве до 31.12.2016, в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются, правила пункта 2 части 11 статьи 51 и пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются, а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, а также установив, что градостроительные планы испрашивались обществом для строительства линейных объектов, суды пришли к верному выводу о том, что до 31.12.2015 в отношении таких земельных участков допускается выдача градостроительных планов.
Установив, что заявления общества датированы январем, февралем и апрелем 2015 года, суды пришли к обоснованному выводу об обязанности департамента выдать испрашиваемые обществом ГПЗУ и признали отказ от 25.06.2015 не соответствующим градостроительному законодательству.
Ссылка заявителя на положения Федерального закона 20.03.2011 в„– 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" отклоняется судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм права, поскольку как верно указано судами, указанные нормы подлежат применению с учетом переходных положений, установленных Федеральным законом от 19.07.2011 в„– 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в действующей редакции, допускающих отсрочку их применения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 29.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А51-17788/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
О.В.ЦИРУЛИК
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
Е.К.ЯШКИНА
------------------------------------------------------------------
