Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2016 N Ф03-3373/2016 по делу N А73-7360/2013
Требование: О передаче в федеральную собственность имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, - железнодорожного подъездного пути.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не установлены принадлежность спорного пути к объектам федерального железнодорожного транспорта, ограниченным в обороте, а также собственник земельного участка, находящегося под передаваемым конкурсным управляющим объектом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. в„– Ф03-3373/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.М. Саранцевой
Судей: Е.Н. Головниной, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Изотова Е.А., представитель по доверенности от 20.01.2016 в„– 1 юр/1/270.1-08;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на определение от 17.03.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016
по делу в„– А73-7360/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.П. Губина-Гребенникова, в апелляционном суде судьи: С.Б. Ротарь, Т.Д. Козлова, И.Е. Пичинина
по заявлению Федеральной налоговой службы
о признании общества с ограниченной ответственностью "Тулучи-лес" несостоятельным (банкротом)
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2014 общество с ограниченной ответственностью "Тулучи-лес" (ОГРН 1022700711648, ИНН 2709008518, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, 1; далее - ООО "Тулучи-лес", должник) признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства.
Определением суда от 09.04.2014 конкурсным управляющим должником утвержден Бузмаков Дмитрий Викторович.
Конкурсный управляющий ООО "Тулучи-лес" Бузмаков Д.В. в порядке статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) 21.12.2015 обратился в арбитражный суд с заявлением о передаче в федеральную собственность имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, в котором просил обязать федеральный орган в лице Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Министерства транспорта РФ принять в федеральную собственность имущество ООО "Тулучи-лес", не реализованное в ходе конкурсного производства - железнодорожный подъездной путь, назначение: сооружение, кадастровый (или условный) номер: 27:04:0801001:520, протяженностью 0,3641 км пути, адрес (местоположение): Хабаровский край, Ванинский район, село Тулучи, производственная зона (район нижнего склада), рыночной стоимостью 946 000 руб. с учетом НДС.
Определением суда от 19.01.2016 по ходатайству конкурсного управляющего произведена замена органа, представляющего Российскую Федерацию, на Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае (ОГРН 1042700128371, ИНН 2721110420, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - Территориальное управление Росимущества).
Определением от 18.02.2016 к участию в обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству Территориального управления Росимущества привлечен учредитель должника Сидоренко Александр Николаевич.
Определением суда от 17.03.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016, заявление конкурсного управляющего ООО "Тулучи-лес" удовлетворено. Суд обязал Территориальное управление Росимущества принять в федеральную собственность имущество должника, которое не было реализовано в ходе конкурсного производства, а именно вышеуказанный железнодорожный подъездной путь.
Судебные акты мотивированы тем, что железнодорожный подъездной путь является имуществом, которое относится исключительно к федеральной собственности в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление в„– 3020-1), и не может находиться в муниципальной собственности.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит определение от 17.03.2016, постановление от 20.05.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ООО "Тулучи-лес". В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что предлагаемое к передаче конкурсным управляющим имущество не относится исключительно к федеральной собственности и может быть передано в муниципальную собственность. При этом заявитель ссылается на положения Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", устанавливающие возможность нахождения имущества железнодорожного транспорта в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Считает, что спорный объект является железнодорожным путем необщего пользования, который предназначен для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд, и владельцем которого может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Кроме того, заявитель указывает на наличие согласия администрации Ванинского муниципального района на принятие спорного объекта в муниципальную собственность в целях организации деятельности предприятий коммунального комплекса, а также для снабжения населения топливом.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральная налоговая служба выразила несогласие с приведенными в кассационной жалобе доводами и просила оставить ее без удовлетворения. При этом ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Территориального управления Росимущества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы и просил ее удовлетворить.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 12.07.2016 объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 19.07.2016, информация о котором размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Дальневосточного округа в сети Интернет.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность.
Согласно пункту 3 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной конкурсным управляющим ООО "Тулучи-лес" инвентаризации имущества должника в конкурсную массу включено имущество - железнодорожный подъездной путь, рыночной стоимостью 946 000 руб.
Торги по реализации указанного имущества не состоялись ввиду отсутствия заявок, конкурсные кредиторы от принятия данного имущества отказались.
В связи с этим конкурсный управляющий ООО "Тулучи-лес" уведомил администрацию Тулучинского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края о наличии имущества должника, которое не было реализовано в ходе конкурсного производства и предложил подписать соответствующий акт приема-передачи.
Глава администрации письмом от 27.07.2015 сообщил конкурсному управляющему об отказе от принятия имущества в связи с несоответствием целевого назначения объекта полномочиям сельского поселения. Глава администрации Ванинского муниципального района в письме от 26.08.2015 также выразил отказ от принятия в муниципальную собственность спорного железнодорожного подъездного пути.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.11.2015 в заявлении конкурсного управляющего ООО "Тулучи-лес" о понуждении органа местного самоуправления в лице администрации Тулучинского сельского поселения принять имущество должника отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего должником в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего ООО "Тулучи-лес" об обязании Территориального управления Росимущества принять в федеральную собственность железнодорожный подъездной путь, суды исходили из того, что спорный объект в силу пункта 4 раздела IV приложения в„– 1 к Постановлению в„– 3020-1 является объектом, относящимся исключительно к федеральной собственности, и не может находиться в муниципальной собственности.
Между тем судами не учтено следующее.
Действительно, в соответствии с пунктом 4 раздела IV приложения в„– 1 названного Постановления исключительно к федеральной собственности относятся предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта.
Вместе с тем Федеральным законом от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 17-ФЗ) предусмотрен новый подход к регламентации вопросов собственности на имущество железнодорожного транспорта, которое согласно пункту 6 статьи 1 указанного закона может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 в„– 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон в„– 29-ФЗ) имущество федерального железнодорожного транспорта - это имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу положений пункта 3 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона в„– 29-ФЗ являются ограниченными в обороте объекты федерального железнодорожного транспорта и земельные участки, на которых они расположены. В исключительной собственности единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") или в федеральной собственности могут находиться магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте; малоинтенсивные железнодорожные линии.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 11.04.2014 спорное сооружение - железнодорожный подъездной путь является собственностью ООО "Тулучи-лес", приобретенной им по договору купли-продажи от 14.04.2006 в„– 3/Д.
Относя спорный железнодорожный подъездной путь к объектам исключительно федеральной собственности, суды не установили его назначение и принадлежность объекта к объектам федерального железнодорожного транспорта, ограниченными в обороте.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 271 ГК РФ установлено право собственника здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, на пользование предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Следовательно, вопрос о передаче спорного железнодорожного подъездного пути также связан с установлением собственника земельного участка, находящегося под передаваемым конкурсным управляющим объектом. Однако, данный вопрос, имеющий существенное значение для правильного разрешения спора, судами не исследовался.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Поскольку имущество железнодорожного транспорта в соответствии с положениями Федерального закона в„– 17-ФЗ может находиться не только в государственной собственности, судами необоснованно не принято во внимание и заявление органа местного самоуправления в лице администрации Ванинского муниципального района о принятии спорного объекта в муниципальную собственность района в целях осуществления полномочий, возложенных на него пунктом 3 статьи 14 Федерального закона в„– 131-ФЗ, сославшись при этом на наличие вступившего в законную силу определения по настоящему делу от 06.11.2015 об отказе в понуждении администрации Тулучинского сельского поселения Ванинского муниципального района принять имущество ООО "Тулучи-лес".
Суды не учли, что указанное определение для настоящего обособленного спора не имеет преюдициального значения, поскольку Территориальное управление Росимущества участником ранее рассмотренного обособленного спора и участником дела о банкротстве ООО "Тулучи-лес" не являлось.
С учетом изложенного определение от 17.03.2016, постановление от 20.05.2016, принятые без полного установления и исследования существенных для дела обстоятельств, не могут быть признаны законными и подлежат отмене на основании частей 1 и 3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить наличие (отсутствие) обстоятельств, позволяющих отнести спорный объект исключительно к федеральной собственности, и рассмотреть обособленный спор с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц. Кроме того, суду необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к участию в настоящем деле органов местного самоуправления в лице администрации Тулучинского сельского поселения Ванинского района и администрации Ванинского муниципального района, а также ОАО "РЖД", при условии примыкания подъездного железнодорожного пути к железнодорожным путям общего пользования.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

определение от 17.03.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 по делу в„– А73-7360/2013 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.М.САРАНЦЕВА

Судьи
Е.Н.ГОЛОВНИНА
Я.В.КОНДРАТЬЕВА


------------------------------------------------------------------