Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2016 N Ф03-4608/2016 по делу N А24-118/2016
Требование: О взыскании задолженности по договору об оказании медицинской помощи, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Оказанная по договору медицинская помощь военнослужащим воинских частей в спорный период, несмотря на подписание актов об оказании услуг, не оплачена. Направленная претензия оставлена без удовлетворения.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт оказания медицинской помощи подтвержден и ответчиком не оспорен, претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не заявлено, однако осуществлен перерасчет процентов с применением разных ставок процентов за разные периоды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Камчатского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. в„– Ф03-4608/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, Е.К. Яшкиной
при участии:
от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 10.08.2016 в„– 29/107
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 01.06.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016
по делу в„– А24-118/2016 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.А. Арзамазова,
в суде апелляционной инстанции судьи И.С. Чижиков, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Ключевская районная больница"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Ключевская районная больница" (ОГРН 1024101225389, ИНН 4109002349, место нахождения: 684400, Камчатский край, Усть-Камчатский р-н, п. Ключи, ул. Партизанская, 1; далее - ГБУЗ "Ключевская районная больница", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 15; далее - ФКУ "ОСК ВВО", ответчик) о взыскании 1 483 661 руб. 28 коп., из которых 1 336 190 руб. 40 коп. - задолженность по оплате услуг по договору от 03.04.2013 в„– 44/4/Д-105-13 и 147 470 руб. 88 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 01.06.2016, оставленным без изменения постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016, заявленные требования удовлетворены частично: с ФКУ "ОСК ВВО" в пользу ГБУЗ "Ключевская районная больница" взыскано 1 336 190 руб. 40 коп. задолженности, 109 838 руб. 98 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 26 362 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 1 472 391 руб. 38 коп.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, исходя из пункта 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 в„– 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" возмещать задолженность за оказанные услуги обязан федеральный орган исполнительной власти в Камчатском крае. Указывает, что судами не выяснялся вопрос о том, являются ли страховыми случаями в рамках программы ОМС оказанные истцом услуги. Приводит доводы об отсутствии выписок из карт военнослужащих; направлений на оказание медицинской помощи для каждого военнослужащего из списка, а также доказательств того, что медицинская помощь носила неотложный характер либо была оказана по направлению ведомственного медицинского учреждения. Считает, что представленный акт сверки не может являться доказательством наличия задолженности у ответчика перед истцом, поскольку является вторичным документом. Приводит доводы о злоупотреблении истцом своим правом, что выражает в необоснованном начислении задолженности по не заключенному в установленном порядке государственному контракту. По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно не снизили размер неустойки на основании статьи 333 ГК РФ. Просит суд кассационной инстанции уменьшить взысканную суммы судебных расходов с учетом того, что ответчик является учреждением, финансируемым из федерального бюджета, и у него отсутствовал умысел неоплаты взысканной суммы.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУЗ "Ключевская районная больница" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФКУ "ОСК ВВО" доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
ГБУЗ "Ключевская районная больница", извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции своих представителей не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с "Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 в„– 911 (далее - Правила), между ФКУ "ОСК ВВО" (исполнитель) и ГБУЗ "Ключевская районная больница" (заказчик) заключен договор в„– 44/4/Д-105-13 от 03.04.2013 об оказании медицинской помощи военнослужащим воинских частей МО РФ ВВО, по условиям которого медучреждение оказывает медицинские услуги военнослужащим при отсутствии по месту военной службы, месту жительства и иного нахождения военно-медицинских учреждений Минобороны России или при отсутствии в них соответствующих отделений, либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Заказчик обязался оплатить оказанные медицинские услуги.
В соответствии с пунктом 1.3 договора для приема военнослужащих в учреждение здравоохранения на плановое лечение или обследование (освидетельствование) предоставляются: направление (приложение в„– 4) командира (начальника) соединения, воинской части, учреждения, согласованное с начальником медицинской службы округа с указанием в нем паспортных данных больного, диагноза - цели направления в учреждение здравоохранения, наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, к которому относится по подчиненности воинская часть, и его банковских реквизитов (номер расчетного счета), заверенное гербовой печатью воинской части, и документ, удостоверяющий личность. В неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждение здравоохранения немедленно с предоставлением в последующем указанных документов.
Согласно пункту 3.1 договора медицинская помощь оплачивается заказчиком по тарифам, предусмотренным по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медучреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи (приложение в„– 1).
На основании пункта 3.2 договора исполнитель ежемесячно по завершении лечения военнослужащих (обследования, освидетельствования) оформляет выписку из медкарты и счет-фактуру и реестр оказанных услуг с указанием данных военнослужащих, которым оказаны услуги.
В силу пункта 3.3 договора заказчик проверяет счета-фактуры и сведения об оказанной медицинской помощи, обоснованности приема на лечение, качества и продолжительности их лечения и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок производит оплату учреждению здравоохранения счетов-фактур, либо дает мотивированный отказ от оплаты.
В период февраль - декабрь 2014 года ГБУЗ "Ключевская районная больница" оказало медицинские услуги военнослужащим на сумму 1 336 190 руб. 40 коп., что подтверждается актами оказанных услуг от 06.10.2013 в„– 00000174, от 08.11.2013 в„– 00000201, от 09.12.2013 в„– 000221, от 27.02.2014 в„– 00000026, от 22.05.2014 в„– 00000084, в„– 00000085, в„– 00000089-00000091, от 09.07.2014 в„– 000127, от 13.08.2014 в„– 000167, в„– 000168, от 14.10.2014 в„– 000229, в„– 000230, от 10.11.2014 в„– 248, от 08.12.2014 в„– 264.
В связи с неисполнением ФКУ "ОСК ВВО" обязательств, предусмотренных спорным договором, в части оплаты оказанных медицинских услуг ГБУЗ "Ключевская районная больница" 24.04.2015 направило в адрес ответчика претензию, которая оставлена последним без ответа.
Неоплата ФКУ "ОСК ВВО" задолженности за оказанные медицинские услуги послужила основанием для обращения ГБУЗ "Ключевская районная больница" в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 в„– 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Согласно пункту 4 Правил скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (пункт 7 Правил).
Таким образом, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового. В этой связи подлежат отклонению как несостоятельные доводы ответчика о злоупотреблении истцом своим правом.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, и установив, что факт оказания медицинской помощи подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не заявлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у ФКУ "ОСК ВВО" обязанности оплатить медицинские услуги, общая стоимость которых составила 1 399 550 руб. 91 коп.
С учетом акта сверки взаимных расчетов, подписанного обеими сторонами, по состоянию на 31.12.2014, суды взыскали с ответчика в пользу истца задолженность в размере 1 336 190 руб. 40 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что обязанность по возмещению задолженности за оказанные услуги возложена на федеральный орган исполнительной власти в Камчатском крае, отклоняется с учетом следующего.
Оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
С учетом изложенного уполномоченным лицом на заключение договоров на оказание медицинской помощи военнослужащим, а, следовательно, и лицом, обязанным производить оплату по данным договорам, является именно военный округ, получающий финансирование из федерального бюджета на указанные нужды в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете".
Иные приведенные заявителем жалобы доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных ими доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение ответчиком денежного обязательства, истец вправе начислить указанные проценты. Осуществив перерасчет процентов с применением ставки в размере 8,25% годовых за период с 01.01.2015 по 31.05.2015, а с 01.06.2015 по 11.04.2016 - средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц по Дальневосточному федеральному округу, суды на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации определили подлежащую взысканию сумму процентов в размере 109 838 руб. 98 коп.
Ввиду частично удовлетворения требований на основании части 1 статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца взыскана государственная пошлина в сумме 26 362 руб.
Доводы ответчика о необходимости уменьшения размера неустойки и государственной пошлины отклоняются окружным судом как необоснованные.
Поскольку материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 01.06.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по делу в„– А24-118/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Е.К.ЯШКИНА


------------------------------------------------------------------