Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2016 N Ф03-4526/2016 по делу N А73-15475/2015
Требование: О взыскании убытков в размере субсидии на инженерное обеспечение территорий дачных некоммерческих объединений за счет средств бюджета субъекта РФ.
Обстоятельства: Уполномоченный орган документы товарищества на получение субсидии для возмещения затрат на ремонт линии электропередач на территории товарищества не рассмотрел, субсидию не выплатил, чем причинил товариществу убытки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как право на субсидию возникает после заключения соглашения о предоставлении субсидии, которое товариществом заключено не было; расходы понесены товариществом в связи с осуществлением хозяйственной деятельности и не находятся в причинно-следственной связи с бездействием уполномоченного органа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. в„– Ф03-4526/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень" - Скляров В.Ф., председатель СНТ, паспорт <...>;
от Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края - Кривошеева В.В., представитель по доверенности от 12.01.2016 в„– 16;
от третьего лица: Министерства финансов Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016
по делу в„– А73-15475/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.В. Лазарева;
в суде апелляционной инстанции судьи: В.Г. Дроздова, Е.В. Гричановская, И.В. Иноземцев
по иску садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень" (ОГРН 1032700248734, ИНН 2720012910, место нахождения: 680504, Хабаровский район, поселок 18 км)
к Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19)
третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании убытков в размере 228 419 руб. 25 коп.
садоводческое некоммерческое товарищество "Золотая Осень" (далее - истец, товарищество, СНТ "Золотая осень") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края о взыскании субсидии на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений за счет средств краевого бюджета в размере 228 419 руб. 25 коп.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края).
10.02.2016 на основании определения Арбитражного суда Хабаровского края произведена замена ответчика - Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края на Хабаровский край в лице Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2016 исковые требования удовлетворены: с Хабаровского края в лице Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Золотая Осень" взысканы убытки в размере 228 419 руб. 25 коп.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе СНТ "Золотая осень", ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права, незаконность и необоснованность выводов апелляционного суда, изложенных в постановлении, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы товарищество указывает на соблюдение им порядка и условий получения субсидий, установленные постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 в„– 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае", и настаивает на том, что неправомерные действия Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, которое не рассмотрело заявление и документы истца и не направило ему проект соглашения о предоставлении субсидии, причинили товариществу убытки в заявленном размере.
В заседании суда кассационной инстанции представитель СНТ "Золотая осень" доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, Минфин Хабаровского края, представитель ответчика в суде кассационной инстанции просили судебный акт апелляционной инстанции оставить без изменения, сослались на отсутствие оснований для его отмены.
Министерство финансов Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет", явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанций о применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа не нашел оснований для удовлетворения жалобы товарищества.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что 14.04.2015 СНТ "Золотая осень" направило в Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края заявление и документы для получения в 2015 году субсидии в сумме 228 419 руб. 25 коп. за счет средств краевого бюджета на возмещение расходов, связанных с ремонтом линии электропередач на территории товарищества, произведенного в марте 2015 года. Право на получение субсидии товарищество обосновало нормами постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 в„– 66-пр.
Поскольку Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края предусмотренные постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 в„– 66-пр действия по своевременному рассмотрению обращения товарищества не были совершены, ссылаясь на причинение данным бездействием убытков, истец обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности совокупности условий для возмещения убытков, предусмотренных статьями 15, 1069 ГК РФ. Арбитражный суд первой инстанции признал подтвержденными как наличие у товарищества права на получение субсидии, так и незаконность бездействия Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края, которое не направило в адрес товарищества уведомление о принятом решении по результатам рассмотрения документов, в связи с чем причинило истцу убытки, составляющие часть затрат на ремонт линии электропередач.
Апелляционный суд, повторно рассматривая дела в порядке главы 34 АПК РФ и отказывая истцу в иске, пришел к противоположным выводам. Суд второй инстанции исходил из того, что поскольку соглашение о предоставлении субсидии между СНТ "Золотая осень" и Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края не было заключено, у Хабаровского края не возникла обязанность по выплате истцу субсидии. Кроме того, апелляционная инстанция указала на отсутствие у товарищества убытков, оценив заявленные к возмещению за счет краевого бюджета расходы как затраты, понесенные СНТ "Золотая осень" в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а не в связи с неправомерным бездействием Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края.
Поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факт наступления вреда, противоправность поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий ответственности исключает ее применение. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) и возникшими у истца убытками.
Из существа исковых требований следует, что товарищество заявило о взыскании убытков, причиненных, по его мнению, вследствие бездействия министерства, которое своевременно не рассмотрело заявление и документы товарищества, не приняло решение о предоставлении субсидии за счет средств краевого бюджета и не направило уведомление о принятом решении.
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Субсидии являются бюджетными ассигнованиями, под которыми понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, то есть расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году (пункт 1 статьи 1, статья 69 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, как следует из статьи 85 БК РФ, возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Во исполнение закона Хабаровского края от 26.07.2005 в„– 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае", постановления Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 в„– 277-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", в целях стимулирования развития сельского хозяйства края постановлением Правительства края от 20.03.2012 в„– 66-пр утвержден Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (действовавший до 13.08.2015).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, пришел к правильному выводу о том, что право на получение субсидий возникает только в случае заключения с Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края соглашения о предоставлении субсидии. Такое соглашения в данном случае заключено не было.
Факт нерассмотрения министерством заявления и документов товарищества, представленных для получения субсидии, безусловно, свидетельствует о неправомерности такого бездействия, но не может служить основанием для вывода о причинении в результате бездействия убытков в виде произведенных истцом расходов на ремонт линии электропередач.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, расходы, заявленные товариществом как убытки, понесены последним в связи осуществлением им хозяйственной деятельности и не находятся в причинно-следственной связи с неправомерным бездействием министерства.
Не учтено заявителем кассационной жалобы и то, что субсидия, на которую претендовал истец, является финансовой помощью субъекту хозяйственной деятельности и последствия, связанные с ее неполучением, не могут квалифицироваться как реальный ущерб или упущенная выгода, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска товарищества о взыскании убытков, поскольку не доказан как факт наличия убытков смысле придаваемом статьей 15 ГК РФ, так и совокупность иных условий для их взыскания. В этой связи обоснованно отменил судебный акт первой инстанции и отказал в заявленном иске.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений статей 15, 1069 ГК РФ, соответственно, подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что выводы апелляционной инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы СНТ "Золотая осень".
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу в„– А73-15475/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Е.П.ФИЛИМОНОВА


------------------------------------------------------------------