По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.10.2016 N Ф03-4581/2016 по делу N А51-2438/2016
Требование: О взыскании денежных средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению, штрафа, пени за невозврат средств.
Обстоятельства: В добровольном порядке учреждением здравоохранения не исполнено требование о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, что установлено проведенной проверкой.
Решение: Требование удовлетворено, так как доказан факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на выплаты медицинским работникам, не имеющим среднего медицинского образования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. в„– Ф03-4581/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева
при участии:
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": представитель не явился;
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница": Молдованов М.А., главный врач, приказ от 09.04.2015 в„– 149-рл;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница"
на решение от 29.04.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016
по делу в„– А51-2438/2016 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Попов Е.М., в суде апелляционной инстанции судьи Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л., Солохина Т.А.
по заявлению государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21)
к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница" (ОГРН 1022500580332, ИНН 2503020053, место нахождения: 692815, Приморский край, Шкотовский район, пгт. Шкотово, ул. Ленинская, 68)
о взыскании денежных средств использованных не по целевому назначению в размере 283 619,07 руб., штрафа и пени
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - фонд обязательного медицинского страхования, фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шкотовская центральная районная больница" (далее - учреждение здравоохранения, КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ") денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 283 619,07 руб., штрафа в сумме 28 361,91 руб. и пени в сумме 30 496,13 руб.
Решением суда от 29.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016, заявленные фондом требования удовлетворены в полном объеме, так как судебные инстанции пришли к выводу о доказанности факта использования учреждением здравоохранения спорной суммы денежных средств не по целевому назначению, а также о соблюдении истцом срока исковой давности.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, учреждение здравоохранения обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, фонду медицинского страхования в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов, не оспаривая правильность расчета цены иска, ссылается на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права: положений статей 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), что, по его мнению, привело к ошибочным выводам о соблюдении фондом срока исковой давности. Указывает, что поскольку взыскиваемая истцом сумма относится к выплатам и платежам, совершенным КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" в период с сентября 2011 года по декабрь 2012 года, начиная с января 2012 года фонд имел достаточный срок для проведения необходимых мероприятий по выявлению и/или недопущению нецелевого использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации здравоохранения Приморского края на 2011-2012 годы.
Фонд медицинского страхования извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как подтверждается материалами дела, по результатам проведенной фондом медицинского страхования в пределах предоставленных полномочий в срок с 13.10.2014 по 21.11.2014 тематической проверки составлен акт от 21.11.2014 в„– 14 с приложением, подписанный главным врачом КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" без замечаний, согласно которому учреждению здравоохранения необходимо в срок до 06.12.2014 перечислить на счет фонда средства, полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), использованные не по целевому назначению в сумме 283 619,07 руб. и уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению, что составило 28 361,91 руб.
В ходе проверки фондом выявлен факт отсутствия у рентгенолаборанта и двух медицинских сестер среднего медицинского образования, а также действующего сертификата специалиста по специальности, при этом учреждением здравоохранения осуществлялись выплаты стимулирующего характера в рамках Программы модернизации здравоохранения Приморского края.
Информационными письмами от 13.01.2015 в„– 06, от 31.03.2015 в„– 128, от 01.07.2015 в„– 255, от 05.10.2015 в„– 344 Находкинский филиал ГУ ТФОМС ПК уведомил КГБУЗ "Шкотовская ЦРБ" о том, что в связи с числящейся за ней задолженностью по средствам, использованным не по целевому назначению, подлежащим возврату на счет ГУ ТФОМС Приморского края до 06.12.2014, учреждению здравоохранения начислены пени за период с 06.12.2014 по 30.09.2015 в сумме 23 320,56 руб.
В связи с неисполнением учреждением здравоохранения требования о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, об уплате штрафа и пеней, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, увеличив в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сумму пеней, подлежащих взысканию на 7 175,57 руб. за период с 01.10.2015 по 31.12.2015, что составило 30 496,13 руб.
Удовлетворяя заявленные фондом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались Федеральным законом от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 326-ФЗ), статьями 38, 147, 289 (действовавшей в период спорных правоотношений) Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 в„– 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 85, утвердившим Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила в„– 85), Постановлением Администрации Приморского края от 04.05.2011 в„– 126-па "Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и методики оценки их деятельности", статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 в„– 541н.
Обстоятельства дела, установленные судами, свидетельствуют о доказанности фондом факта нецелевого использования учреждением здравоохранения средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансирование мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения (повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами), выплаченных медицинским работникам, не имеющим среднего медицинского образования, что не оспаривается учреждением здравоохранения.
Судами обеих инстанций правомерно не принято во внимание наличие у медицинских работников удостоверений об окончании курсов Красного креста и Красного полумесяца с двухгодичным сроком обучения, поскольку в рамках расходования региональных средств целевой Программы модернизации здравоохранения Приморского края, по которой оплата стимулирующих выплат производится за счет бюджета территориального фонда медицинского страхования, выплата стимулирующих надбавок среднему медицинскому персоналу может быть произведена только при наличии условий, одним из которых для осуществления денежных выплат специалистам со средним медицинским образованием необходимо наличие сертификата соответствия.
Учитывая, что Федеральный закон в„– 326-ФЗ наделил территориальные фонды полномочиями по контролю за использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования и отсутствие в законодательстве механизма воздействия на медицинскую организацию в случае неисполнения ею требования о возврате в бюджет использованных не по целевому назначению средств предполагает право территориального фонда на обращение с соответствующим иском в суд.
Довод заявителя жалобы о пропуске срока исковой давности в соответствии с положениями статей 196, 200 ГК РФ был предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в апелляционном суде, отклоняя который судебная инстанция правомерно исходила из того, что нецелевое использование денежных средств в виде стимулирующих выплат медицинским работникам, не имеющим среднего медицинского образования, могло стать известно фонду только при проверке представленных учреждением здравоохранения документов в ходе проверки и составления акта проверки от 21.11.2014.
Таким образом, установленный законом общий срок исковой давности при обращении в суд с иском по настоящему делу 09.02.2016 фондом соблюден.
Довод учреждения здравоохранения о том, что в качестве участника системы ОМС не является получателем бюджетных средств, поскольку получает денежные средства в рамках заключенных договоров и эти средства не относятся к бюджетным, рассмотрен апелляционным судом и правомерно отклонен как опровергающийся материалами дела.
Остальные доводы жалобы также не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 29.04.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по делу в„– А51-2438/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ
------------------------------------------------------------------
