По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.10.2016 N Ф03-3713/2016 по делу N А51-16102/2015
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.
Обстоятельства: Оказанные истцом в отсутствие договора услуги водоснабжения и водоотведения не оплачены ответчиком.
Решение: Требование удовлетворено, так как доказан факт надлежащего оказания услуг истцом, принятых ответчиком, но необоснованно оставленных без оплаты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. в„– Ф03-3713/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: А.Н. Барбатова, И.М. Луговой
при участии:
от ответчика: Гержан В.А. по доверенности от 10.08.2015 в„– 29/105;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 12.11.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016
по делу в„– А51-16102/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Кучинский; в суде апелляционной инстанции судьи: К.П. Засорин, С.Н. Горбачева, Л.А. Мокроусова
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице Дальнегорского филиала
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании 4 163 руб. 92 коп.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (ОГРН - 1022501284970; далее - КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН - 1112722003316; далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа", учреждение, ответчик) о взыскании 4 163 руб. 92 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.
Иск нормативно обоснован положениями статей 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивирован неисполнением ответчиком обязательств в части оплаты потребленного коммунального ресурса.
Решением суда от 12.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
В кассационной жалобе ФКУ "ОСК Восточного военного округа" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, в отсутствие заключенного договора теплоснабжения, у последнего отсутствовала обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг, поскольку порядок определения теплоснабжающих организаций и заключения договоров (государственных контрактов) на теплоснабжение объектов Минобороны России и его структурных подразделений определен Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ). Указывает, что поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению определено ОАО "Славянка", с которым Министерством обороны РФ заключен государственный контракт от 14.12.2012 в„– 2-ВКХ со сроком действия до 30.06.2015. Ссылается на то, что ФКУ "ОСК Восточного военного округа" не является правообладателем здания, в которое поставлен коммунальный ресурс. В данном здании расположен военный комиссариат, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП "Примтеплоэнерго" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель ФКУ "ОСК Восточного военного округа" поддержал доводы кассационной жалобы.
КГУП "Примтеплоэнерго", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, КГУП "Примтеплоэнерго" произвело холодное водоснабжение объекта, расположенного по адресу г. Дальнегорск, проспект 50 лет Октября, 145 (военный комиссариат Приморского края), и выставило учреждению "ОСК Восточного военного округа" для оплаты счета - фактуры в„– 1400X005631 от 31.08.2014 на 318 руб. 48 коп., в„– 1400\005685 от 31.08.2014 на 2 402 руб. 73 коп. (за январь - июль 2014), в„– 1400\005876 от 30.09.2014 на 461 руб. 80 коп., в„– 1400\006401 от 31.10.2014 на 378 руб. 99 коп., в„– 1400X007190 от 30.11.2014 на 257 руб. 97 коп., в„– 1400X008104 от 31.12.2014 на 343 руб. 96 коп.
Отказ ответчика от оплаты потребленного ресурса послужил основанием обращения КГУП "Примтеплоэнерго" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Федеральный закон от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Закон в„– 416-ФЗ).
В пункте 2 статьи 13 данного Закона также предусмотрено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с нормами статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из разъяснений, изложенных в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 в„– 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В силу пункта 2 статьи 20 Закона в„– 416-ФЗ коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 в„– 776, согласно пункту 3 которых такой учет осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или расчетным способом.
Как установлено судами, согласно акту приемки водосчетчиков в„– 2756 от 02.08.2012 на балансе ответчика находится два прибора учета холодной воды, поэтому объем водопотребления и водоотведения за спорный период определен истцом по их показаниям.
Факт поставки, объем и стоимость спорного коммунального ресурса ответчик не оспаривал.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии на стороне ответчика обязанности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем, проверив и признав верным произведенный истцом расчет задолженности, правомерно удовлетворили требование на основании норм статей 309, 310, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы учреждения о том, что в отсутствие государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями закона в„– 44-ФЗ, фактическое оказание услуг не может влечь возникновение на стороне ФКУ "ОСК Восточного военного округа" обязанность по оплате подлежат отклонению, поскольку в силу специфики правоотношений истец не мог прекратить поставку коммунальных ресурсов на объект ответчика, который находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 в„– 1173 установлено, что действия по ограничению предоставления ресурсов объектам, обеспечивающим безопасность государства, являются действиями, нарушающими безопасность государства.
Ссылки заявителя жалобы на то, что в исковой период услуги по водоснабжению и водоотведению объекта оказывались и подлежат оплате на основании условий государственного контракта от 14.12.2012 в„– 2-ВКХ, заключенного между Министерством обороны РФ с ОАО "Славянка", являлись предметом оценки апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Суд округа поддерживает выводы судебной коллегии, так как сведений о включении объекта, расположенного по адресу: г. Дальнегорск, проспект 50 лет Октября, 145, в перечень объектов государственного контракта от 14.12.2012 в„– 2-ВКХ в материалы дела ответчиком не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы ФКУ "ОСК Восточного военного округа" о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, ввиду отсутствия прав на объект недвижимости, а также на то, что фактическое пользование данным объектом осуществляет Военный комиссариат Приморского края, обладающий статусом самостоятельного юридического лица, не признаны судом кассационной инстанции убедительными.
Вопреки утверждению заявителя жалобы об обратном, содержание письма от 11.09.2014 в„– 7 (получено истцом 15.09.2014) с предложением ответчика заключить с 01.01.2014 договор водоснабжения и водоотведения на здание ОВК Приморского края по адресу: г. Дальнегорск, проспект 50 лет Октября, 145, оценено судами и выводы судебных инстанций нашли отражение в тексте судебных актов. Данное обращение прямо указывает на необходимость заключения в отношении спорного объекта Минобороны России государственного контракта на поставку коммунальных ресурсов именно с ФКУ "ОСК Восточного военного округа".
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи объекта Военного комиссариату Приморского края либо иному подразделению Минобороны России.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной нормами статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Между тем все доводы кассационной жалобы не опровергают правильность применения судами норм материального права относительно спорных правоотношений сторон, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что, как указано выше недопустимо в суде кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений при разрешении спора по существу норм материального права судами не допущено. Нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба учреждения - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 12.11.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу в„– А51-16102/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Н.ЗАХАРЕНКО
Судьи
А.Н.БАРБАТОВ
И.М.ЛУГОВАЯ
------------------------------------------------------------------
