Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.07.2016 N Ф03-3073/2016 по делу N А51-18791/2015
Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: При проведении электронного аукциона на выполнение работ в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, заказчик в документации о проведении аукциона не указал требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как для выполнения предусмотренного заказчиком перечня работ на объекте, подлежащем охране, требуется наличие соответствующей лицензии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. в„– Ф03-3073/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Брагиной Т.Г., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: ФГБУ "Дальневосточное отделение Российской академии наук" - Куркина А.А. представитель по доверенности в„– 16022-1108 от 24.12.2015;
от УФАС России по Приморскому краю - представитель не явился;
от ООО "Компания "Восток Приморье" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное отделение Российской академии наук"
на решение от 23.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016
по делу в„– А51-18791/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Зайцева Л.В., в апелляционном суде судьи: Номоконова Е.Н., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное отделение Российской академии наук" (ОГРН 1022501284079, ИНН 2536035190, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 50)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, место нахождения: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Компания "Восток Приморье"
о признании незаконным решения и предписания
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное отделение Российской академии наук" (далее - ДВО РАН, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным и отмене решения от 06.08.2015 в„– 413/04-2015 и выданного в соответствии с ним предписания в„– 413/04-2015 от 06.08.2015.
Определением арбитражного суда от 10.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Восток Приморье" (далее - ООО "Компания "Восток Приморье").
Решением арбитражного суда от 23.12.2015, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 с учетом определения об исправлении опечатки от 05.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы обоснованностью выводов антимонопольного органа об обязательном наличии в аукционной документации требования о наличии у участника лицензии на выполнение работ по заявленному в рассмотренной ситуации предмету закупки.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе учреждения, которое ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывая на то, что локально-сметный расчет подтверждает выполнение работ во внутренних помещениях, а не в отношении фасадов здания, которые согласно охранному свидетельству и являются предметом охраны, а сами работы не входят в закрытый перечень работ, определяющих их как деятельность по сохранению объектов культурного наследия, учреждение считает предложение антимонопольного органа, а также выводы судов об обязательном включении аукционную документацию требования к участнику о наличии лицензии по указанному виду деятельности, ошибочными, не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и интересы учреждения при осуществлении экономической деятельности.
Доводы жалобы поддержаны представителем учреждения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Антимонопольный орган и ООО "Компания "Восток Приморье", извещенные в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы отзывы не представили, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов по доводам, указанным в ней.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2015 федеральным государственным бюджетным учреждением "Дальневосточное отделение Российской академии наук" размещено извещение о проведении электронного аукциона в„– 0120100004615000019 на выполнение ремонтных работ в залах здания ДВО РАН, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 50.
Пунктом 2 раздела II документации о проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ в залах здания ДВО РАН определены виды и объем работ, подлежащих выполнению.
ООО "Компания "Восток Приморье" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика - ДВО РАН при проведении электронного аукциона на выполнение работ в зданиях ДВО РАН, указав, что в документации о проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ в залах здания ДВО РАН отсутствуют требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Установив, что здание ДВО РАН, расположенное по ул. Светланская, 50, в г. Владивостоке, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения "Дом ДВФ СОАН СССР - старейший центр науки на Дальнем Востоке, 1932 г.", которое принято под государственную охрану решением исполкома Приморского краевого Совета народных депутатов от 26.05.1968 в„– 618 с выдачей охранного обязательства от 13.09.2010, антимонопольный орган решением 06.08.2015 в„– 5838/04-3 признал жалобу ООО "Компания "Восток Приморье" на действия заказчика обоснованной, а учреждение нарушившим часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ), так как в аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона в„– 44-ФЗ, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон в„– 99-ФЗ, Закон о лицензировании) не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение работ по предмету закупки.
Во исполнение решения антимонопольным органом выдано предписание от 06.08.2015 в„– 5839/04-3 об устранении выявленных нарушений, которым предписано:
(1) Заказчику, аукционной комиссии отменить протоколы, составленные при проведении открытого аукциона (при наличии).
(2) Оператору электронной площадки: отменить протокол аукциона (при наличии); вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе; уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе; прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
(3) Заказчику: привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона в„– 44-ФЗ и с учетом решения Комиссии Приморского УФАС России и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт); назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона.
(4) Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 предписания: назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Приморского УФ АС России.
Во исполнение предписания и с учетом решения от 06.08.2015 и в„– 413/04-2015, принятых антимонопольным органом ДВО РАН отменила протоколы спорного аукциона, внесло соответствующие изменения, и разместила измененную документацию на официальном сайте.
Вместе с этим, не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа от 06.08.2015, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который решением от 23.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказал. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
По мнению суда округа, суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 3 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 данной статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона.
Суды установили и следует из материалов дела, что предметом спорной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту в залах здания ДВО РАН по адресу: ул. Светланская, д. 50, г. Владивосток, которое является объектом культурного наследия регионального значения.
В соответствии с подпунктом 48 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ отнесена к видам деятельности, осуществление которых подлежит лицензированию в установленном законом порядке.В соответствии со статьями 40 - 45 Федерального закона от 25.01.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 73-ФЗ) ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия являются частью мер по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона в„– 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (статья 42 Закона в„– 73-ФЗ).
Абзацем 1 пункта 6 статьи 45 Закона в„– 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату проведения электронного аукциона и принятия антимонопольным органом оспариваемых решения и предписания) установлено требование о привлечении (допуске) к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень подлежащих лицензированию работ по сохранению памятников истории и культуры установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 в„– 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены, в том числе, следующие работы:
(7) ремонт, реставрация и воссоздание кровель;
(8) ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций;
(9) ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
(10) ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
(13) ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем;
(14) ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов;
(15) ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций;
(30) приспособление инженерных систем и оборудования;
(31) приспособление систем электрообеспечения.
По материалам дела суды установили, что в пункте 2 технического задания учреждение указало работы, подлежащие выполнению по предмету спорной закупки, в том числе: ремонт штукатурки, ремонт кирпичной кладки отдельными местами, ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен, электромонтажные работы - установки щитков осветительных, прокладка кабелей, установка осветительных приборов и кондиционеров (в том числе наружный блок).
Проанализировав состав вышеперечисленных работ, суды установили, что предусмотренные техническим заданием аукционной документации спорного аукциона работы по ремонту штукатурки, кирпичной кладки относятся к работам по ремонту кладок, ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен относится к ремонту ограждающих конструкций здания, электромонтажные работы направлены на приспособление систем электрообеспечения, а работы по установке кондиционера относятся к приспособлению инженерных систем и оборудования, что соответствует содержанию работ, обозначенных в пунктах 13, 15 и 31 Перечня.
В этой связи выводы судов о том, что поскольку эти работы соответствуют работам из Перечня в„– 349, а их выполнение осуществляется на объекте культурного наследия, подлежащем охране, поэтому их выполнение требует наличия соответствующей лицензии, являются верными.
Вместе с этим обоснованно отклонены судами доводы учреждения о том, что выполнение работ во внутренних помещениях здания не охватывает предмет охраны, так как предметом охраны в данном памятнике являются фасады здания, поскольку, как верно отметили суды, действие Закона в„– 73-ФЗ не ограничивается лишь той частью памятника, которая определена в акте технического состояния (который фактически, как прямо указано в примечании к пункту 2 охранного свидетельства, лишь фиксирует состояние памятника в момент выдачи охранного обязательства и отмечает перечень необходимых ремонтно-реставрационных и иных работ по срокам), а напротив, распространяется на весь памятник, как это и предусмотрено непосредственно охранным обязательством.
При таким обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку в аукционной документации учреждением, как заказчиком, должны были быть установлены требования о наличии у исполнителя работ лицензии на их выполнение, что предусмотрено подпунктом 48 статьи 12 Закона о лицензировании, абзацем 1 пункта 6 статьи 45 Закона в„– 73-ФЗ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений), а также пунктом 1 части 1 статьи 31 и частью 3 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ, однако в нарушение названных законоположений соответствующие требования учреждением установлены не были, решение и предписание антимонопольного органа являются законными.
Доводы подателя кассационной жалобы о несоответствии выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам в ходе рассмотрения дела в суде округа подтверждения не нашли, при этом фактически сводятся к переоценке установленных обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов не нарушены, у суда округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых решения суда от 23.12.2015 и постановления апелляционной коллегии от 05.04.2016.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 23.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А51-18791/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------