Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2016 N Ф03-5667/2016 по делу N А37-142/2016
Требование: О признании недействительным акта комплексной проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования в части признания нецелевым использования средств, об обязанности восстановить сумму в бюджете, а также в части наложения штрафа.
Обстоятельства: При проверке выявлено использование учреждением средств фонда не по целевому назначению, по ее результатам оформлен акт с предложением возвратить денежные средства и уплатить штраф.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как учреждение, используя средства фонда на оплату услуг по оказанию медицинской помощи, не предусмотренной базовой и территориальными программами, допустило нецелевое использование бюджетных средств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Магаданской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. в„– Ф03-5667/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" - представитель не явился;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница"
на решение от 30.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016
по делу в„– А37-142/2016 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нестерова Н.Ю., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (ОГРН 1024900973712, ИНН 4909007233, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Нагаевская, 40)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Магаданской области (ОГРН 1024900959654, ИНН 4909052042, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Пушкина, 6)
о признании недействительным акта комплексной проверки
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Магаданской области (далее - Фонд) о признании недействительным пункта 3 резолютивной части акта комплексной проверки от 18.12.2015 в части признания нецелевым использование средств в размере 490 645 руб. 15 коп. и обязанности восстановить указанную сумму в бюджете Фонда, а также в части наложения штрафа в размере 49 064 руб. 51 коп.
Решением от 30.05.2016, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой.
Доводы жалобы сводятся к ошибочности выводов судов о нецелевом использовании денежных средств Фонда обязательного медицинского страхования в связи с оказанием пациентам медицинского учреждения услуг врача психиатра. Настаивает, что услуги были оказаны и оплачены в рамках оказания медицинской помощи, финансируемой по территориальной программе ОМС.
Фонд в отзыве доводы жалобы отклонил, как основанные на ошибочном толковании правовых норм, полагая судебные акты подлежащими оставлению без изменений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с приказом директора Фонда от 28.10.2015 в„– 51 (с учетом продления проверки приказом от 30.11.2015 в„– 55) проведена комплексная проверка учреждения по вопросам целевого и рационального использования денежных средств обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки выявлено использование учреждением средств ОМС не по целевому назначению, в том числе суммы на оплату услуг врача психиатра в размере 490 645 руб. 15 коп.
Результаты проверки оформлены актом комплексной проверки от 18.12.2015, в котором учреждению предложено возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования сумму 490 645 руб. 15 коп. и уплатить штраф в размере 49 064 руб. 51 коп.
Не согласившись с выводами Фонда относительно нецелевого использования денежных средств в указанной части, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал, считая доказанными материалами проверки нарушение положений действующего бюджетного законодательства и законодательства, регулирующего отношения по обязательному медицинскому страхованию в части оплаты и источника финансирования.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, суды обоснованно исходили из следующего.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 147 БК РФ указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон в„– 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 данного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статьей 35 Закона в„– 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона).
Согласно части 6 данной статьи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 11 данной статьи определено, что стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда.
В целях реализации положений Закона в„– 326-ФЗ Правительством Российской Федерации приняты Постановление от 22.10.2012 в„– 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление от 18.10.2013 в„– 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
На основе установленных названными постановлениями Правительства Российской Федерации базовых программ на территории Магаданской области Администрацией Магаданской области постановлениями от 20.12.2012 в„– 980-па и от 26.12.2013 в„– 1370-па соответственно утверждены Территориальные программы на аналогичные периоды, в которых установлен перечень заболеваний (состояний) и видов медицинской помощи, перечень учреждений и мероприятий, участвующих в программе.
В разделе 3 каждой из Территориальных программа установлен перечень заболеваний и видов медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций Магаданской области, оплата услуг которых осуществляется за счет средств Территориального фонда ОМС Магаданской области.
В разделах 2 Территориальных программ определены мероприятия (в том числе виды и формы медицинской помощи), оплата которых осуществляется за счет средств областного бюджета.
В частности, например, согласно пункту 2.1. Территориальной программы, утвержденной постановлением от 26.12.2013 в„– 1370-па, за счет бюджета области осуществляется финансовое обеспечение, в том числе:
- первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез (включая профилактику, в том числе флюорографическое обследование населения), ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ), симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Для единообразного применения Территориальных программ Комиссия по разработке территориальной программы ОМС утвердила Генеральные тарифные соглашения от 16.01.2013 3 1 т от 23.01.2014 в„– 1 о стоимости и порядке оплаты медицинских услуг, предоставляемых по Территориальным программам обязательного медицинского страхования на 2013 и 2014 годы соответственно.
Суды установили, что в соответствующих разделах названных Генеральных тарифных соглашений (раздел II), (учитывая соответствующие разделы нормативных документов о базовой и территориальной программе на обязательное медицинское страхование), не предусмотрена возможность финансирования оказанных медицинских услуг по видам помощи (в виде услуг врача психиатра) за счет средств бюджета Фонда медицинского страхования.
Таким образом, правильно определив, что финансирование за счет соответствующего бюджета Фонда медицинского страхования осуществляется из этого бюджета только в отношении оказания медицинскими учреждениями услуг, предусмотренных в данных программах, а в отношении не предусмотренных - за счет бюджета субъекта, суды пришли к верному выводу о том, что учреждение, используя средства территориального Фонда обязательного медицинского страхования на оплату услуг по оказанию медицинской помощи, не предусмотренной базовой и территориальными программами на соответствующие спорные периоды (2013, 2014 г.г.), нарушило требования действующего законодательства, то есть, допустило нецелевое использование бюджетных средств.
При установленных обстоятельствах, оснований для признания недействительным акта комплексной проверки от 18.12.2015 в оспариваемой части, у судов не имелось. В связи с чем, решение Фонда в оспариваемой части правильно признано судами законным и обоснованным.
Правомерно отклонены судами доводы относительно возможности оплаты услуг врача психиатра в составе услуг по оказанию лечения по так называемому "законченному случаю" за счет средств бюджета Территориального фонда, как не имеющие правового значения для разрешения вопроса о нецелевом использовании денежных средств территориального Фонда.
Нарушения норм материального и процессуального права судами не допущено, поэтому судебные акты обеих инстанций подлежат оставлению без изменений, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 23.09.2016 в„– 169090 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату учреждению из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу в„– А37-142/2016 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Магаданская областная больница" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению в„– 169090 от 23.09.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------