Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.11.2016 N Ф03-5417/2016 по делу N А51-1021/2016
Требование: Об обязании принять в муниципальную собственность района объекты жилищного фонда, находящиеся в собственности сельского поселения.
Обстоятельства: В связи с принятием краевого закона администрация сельского поселения письмом обратилась к главе администрации муниципального района с предложением о согласовании перечня объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. Получен отказ в согласовании перечня со ссылкой на то, что спорные объекты разрушены либо требуют капитального ремонта.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку непринятие части жилищного фонда в муниципальную собственность района повлечет нарушение прав граждан, зарегистрированных и проживающих на территории сельского поселения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2016 г. в„– Ф03-5417/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, Е.К. Яшкиной
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу администрации Черниговского района
на решение от 12.05.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016
по делу в„– А51-1021/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Кобко,
в суде апелляционной инстанции судьи С.М. Синицына, А.В. Ветошкевич, Н.А. Скрипка
по иску администрации Черниговского сельского поселения
к администрации Черниговского района
об обязании принять имущество в муниципальную собственность
Администрация Черниговского сельского поселения (ОГРН 1062533000254, ИНН 2533009106, место нахождения: 692372, Приморский край, Черниговский р-н, с. Черниговка, ул. Ленинская, 54; далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Черниговского района (ОГРН 1022501225086, ИНН 2533000738, место нахождения: 692372, Приморский край, Черниговский р-н, с. Черниговка, ул. Буденного, 23; далее - ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность Черниговского района 38 объектов жилищного фонда, находящихся в собственности администрации Черниговского сельского поселения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 12.05.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016, суд обязал администрацию Черниговского района принять в муниципальную собственность Черниговского района 36 объектов жилищного фонда, находящихся в собственности администрации Черниговского сельского поселения.
В кассационной жалобе администрация Черниговского района просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель ссылается на отсутствие согласия по принятию спорного жилищного фонда в собственность муниципального района. Полагает, что судом не применены положения Закона Приморского края от 03.07.2014 в„– 447-КЗ "О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят". Считает, что, поскольку согласование по принятию имущества осуществляется думой Черниговского района, последняя подлежала привлечению к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Черниговского сельского поселения выразила несогласие с изложенными в ней доводами, просила оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.Как следует из материалов дела, Черниговское сельское поселение является собственником всего муниципального жилищного фонда, расположенного в границах сельского поселения. Право собственности на это имущество перешло в рамках реализации Закона Приморского края от 089.08.2007 в„– 114-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района". При этом весь муниципальный жилищный фонд принят поселением независимо от состояния объектов.
В связи с принятием Закона Приморского края от 03.07.2014 в„– 447-КЗ "О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят" администрация Черниговского сельского поселения письмом от 19.11.2014 в„– 1953 обратилась к главе администрации Черниговского муниципального района с предложением о согласовании перечня объектов, подлежащих передаче из муниципальной собственности Черниговского сельского поселения в муниципальную собственность Черниговского муниципального района.
Письмом от 02.03.2015 в„– 658 администрация Черниговского муниципального района отказала в согласовании указанного перечня. Сославшись на то, что спорные объекты разрушены либо требуют капитального ремонта, последняя исключила их из указанного перечня и направила главе Черниговского сельского поселения протокол разногласий.
Администрация Черниговского сельского поселения, не согласившись с отказом муниципального района в согласовании принятия объектов жилищного фонда в собственность района, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
В целях разграничения объектов муниципальной собственности в Приморском крае принят Закон от 03.07.2014 в„– 447-КЗ "О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят".
Положениями названного Закона в„– 447-КЗ установлен порядок передачи объектов муниципальной собственности. В частности, установлено формирование сельскими поселениями перечней объектов; их согласование соответствующими решениями органов местного самоуправления; направление согласованных перечней в представительный орган муниципального района (статьи 3, 4, 5 Закона).
Установлено, что сельским поселением названный порядок соблюден, в частности сформированы и согласованы в установленном порядке перечни имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность района; перечни направлены в администрацию муниципального района. При этом в состав передаваемого имущества включен муниципальный жилищный фонд.
В свою очередь, администрация Черниговского муниципального района не согласовала объекты, требующие капитального ремонта и не пригодные для эксплуатации.
В данном случае спор возник в отношении этого имущества, т.е. объектов, по которым отсутствует согласие муниципального района на принятие их в муниципальную собственность района.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 в„– 136-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В статье 50 Закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ указано, что в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Названные положения закона возлагают на муниципальный район обязанность по решению вопросов местного значения, в том числе в части объектов жилищного фонда.
Как указано выше, спорное имущество включено в реестр муниципальной собственности Черниговского сельского поселения на основании Закона Приморского края в„– 114-КЗ, т.е. имущество поступило в собственность истца из собственности района. При этом при передаче имущества его состояние не учитывалось.
Отклоняя доводы о непригодности спорного жилищного фонда, суды учли отсутствие доказательств, свидетельствующих о признании этих объектов непригодными, как того требуют положения Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 в„– 47.
Кроме того, установлено, что в спорных объектах жилого фонда зарегистрированы и проживают граждане. Данное ответчиком не оспаривается.
Суды, руководствуясь вышеприведенными нормами права и принимая во внимание, что непринятие части жилищного фонда в муниципальную собственность района повлечет нарушение прав граждан, зарегистрированных и проживающих на территории Черниговского сельского поселения, обоснованно обязали район принять в муниципальную собственность спорные объекты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом исследования судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, поэтому судом кассационной инстанции не принимаются.
Поскольку неправильного применения норм материального права и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену решения и постановления, судами обеих инстанций не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 12.05.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А51-1021/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Е.К.ЯШКИНА


------------------------------------------------------------------