Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.05.2016 N Ф03-1648/2016 по делу N А73-9870/2015
Требование: О взыскании ущерба, причиненного в связи с повреждением вагона.
Обстоятельства: Предприятие являлось правообладателем железнодорожных путей, доступ к которым осуществлялся через пути аэропорта. По договору на эксплуатацию пути без согласования с аэропортом подавались вагоны, после закрытия аэропортом ввиду неисправности своего участка без уведомления предприятия произошел сход вагона общества, затраты на ремонт вагона предприятие не возместило.
Решение: В удовлетворении требования в части взыскания ущерба с предприятия отказано, так как сход вагона произошел на участке аэропорта и вина предприятия отсутствует. В части взыскания ущерба с аэропорта производство по делу прекращено, так как принят отказ общества от иска.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. в„– Ф03-1648/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от акционерного общества "Первая грузовая компания" - Тесленко А.В., представитель по доверенности от 31.12.2015 в„– 11/16/ПГК;
от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Тепловые сети" - представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" - Хмелев Д.Н., представитель по доверенности от 05.12.2015 в„– 88;
от третьих лиц: открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Первая грузовая компания", открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
на решение от 13.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016
по делу в„– А73-9870/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Бутковский; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, Т.Д. Пескова, Е.А. Швец
по иску акционерного общества "Первая грузовая компания"
к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Тепловые сети", открытому акционерному обществу "Хабаровский аэропорт"
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о взыскании 48 081,19 руб.
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898, место нахождения: г. Москва, ул. Старая Басманная, 12, стр. 1; далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Тепловые сети" (ОГРН 1022701126799, ИНН 2702040135, место нахождения: 680028, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Советская, 20; далее - МУП г. Хабаровска "Тепловые сети", предприятие) 48 081, 19 руб. ущерба, причиненного в связи с повреждением вагона.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - АО "РЖД"), Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Дальневосточное УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта).
По ходатайству истца в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт" (ОГРН 1052700246532, ИНН 2724083654, место нахождения: 680031, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28Б; далее - ОАО "Хабаровский аэропорт", аэропорт) к участию в деле в качестве соответчика, исключив данное лицо из состава третьих лиц по делу.
Решением суда от 13.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016, производство по делу в части исковых требований к ОАО "Хабаровский аэропорт" прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ (судом в порядке статьи 49 АПК РФ принят отказ истца от иска в данной части), в удовлетворении исковых требований к МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, АО "ПГК" и ОАО "Хабаровский аэропорт" обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе АО "ПГК", а также его представитель в судебном заседании просят принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению истца, в момент схода вагонов подъездной путь, фактически использовался МУП "Тепловые сети" без согласия собственника. Между тем предприятие было обязано заключить договор с ветвевладельцем - ОАО "Хабаровский аэропорт" и уже после его заключения могло требовать от аэропорта надлежащего содержания своего имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ОАО "Хабаровский аэропорт" в кассационной жалобе просит изменить мотивировочную часть решения суда, исключив из нее выводы о виновности аэропорта в сходе вагонов с железнодорожного пути, в результате чего истцу причинен вред. Указывает, что предпринимало активные действия по заключению с предприятием договора на использование железнодорожных путей аэропорта. Вместе с тем, обращений в адрес ОАО "Хабаровский аэропорт" от ОАО "РЖД" и иных организаций о заключении договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования не поступало.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" и третьи лица, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей АО "ПГК" и ОАО "Хабаровский аэропорт", проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационных жалоб, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами, предприятие и аэропорт являются правообладателями железнодорожных путей необщего пользования, расположенных в районе станции Хабаровск-2 (свидетельство о регистрации права собственности аэропорта 27-АВ в„– 790924, выданное 04.04.2013, свидетельства о регистрации права хозяйственного ведения предприятия 27-АВ в„– 793858 и 27-АВ в„– 793862, выданные 29.01.2013).
Железнодорожный путь предприятия имеет примыкание к железнодорожному пути необщего пользования ООО "Хабаровский лесозавод" в точке стрелочного перевода в„– 2 (далее - СП в„– 2).
В свою очередь железнодорожные пути необщего пользования ООО "Хабаровский лесозавод", продолжающиеся от СП в„– 2, в точке СП в„– 1 примыкают к железнодорожному пути аэропорта.
Путь аэропорта протяженностью 11499 пог. м от СП в„– 1 до СП в„– 5. В точке СП в„– 5 примыкает к железнодорожным путям общего пользования станции Хабаровск-2.
Взаимное расположение путей таково, что подача и уборка вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ООО "Хабаровский лесозавод", предприятия и ряда иных организаций ("тупиковые" пути) технологически возможна только транзитом через ограниченный СП в„– 5 и СП в„– 1 участок пути аэропорта.
15.10.2013 между ОАО "РЖД" и МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" с согласованием ОАО "Хабаровский лесозавод" заключен договор в„– 62 на эксплуатацию пути предприятия. Согласно указанному договору ОАО "РЖД" осуществляет подачу, расстановку на места выгрузки и уборку вагонов с пути предприятия, примыкающего СП в„– 2 к железнодорожному пути необщего пользования ООО "Хабаровский лесозавод", локомотивом ОАО "РЖД". ОАО "Хабаровский лесозавод" согласен на пропуск вагонов предприятия по участку своего пути и несет ответственность за повреждение вагонов по причине их схода из-за неисправности пути.
Договор не содержит согласования с аэропортом как правообладателем пути, также являющегося транзитным для предприятия и примыкающего к железнодорожным путям общего пользования.
26.06.2009 Дальневосточным УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлены технические неисправности пути аэропорта, что отражено в акте в„– 3-7. Аэропорту выдано предписание от 26.06.2009 о необходимости закрытия железнодорожного пути для движения подвижного состава до устранения этих неисправностей.
Приказом аэропорта от 14.07.2009 движение подвижного состава по данному подъездному пути закрыто (при этом в материалы дела не представлено доказательств уведомления правообладателей об этом).
13.05.2014 при производстве маневровой работы локомотивом ОАО "РЖД" по станции Хабаровск-2 произошел сход ряда вагонов, в том числе принадлежащего истцу вагона в„– 56275431 (акт общей формы от 13.05.2014 в„– 533), который получил повреждения, что повлекло необходимость проведения текущего ремонта с заменой колесных пар и соответствующие затраты АО "ПГК" (расчетно-дефектная ведомость, акт выполненных работ от 15.06.2014, счет от 31.10.2014 в„– 5384/644, платежное поручение в„– 2551 от 18.11.2014, акты передачи ТМЦ и о приеме ТМЦ на хранение от 15.06.2014).
Поскольку согласно акту о повреждении вагона от 13.05.2014 по форме ВУ-25 в„– 147 и протоколу совещания у начальника железнодорожной станции Хабаровск-2 от 14.05.2014 в„– 133 виновником схода вагонов признано предприятии, истец направил в его адрес претензию.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения АО "ПГК" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать факт его причинения, противоправность поведения лица, его причинившего, наличие причинно-следственной связи между нарушением и возникшим вредом, а также размер вреда.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, в том числе показания свидетелей Овсянникова М.В. (машиниста тепловоза локомотивных бригад участка эксплуатации станции Хабаровск-2, управляющего 13.05.2015 локомотивом ТЭМ 18 в„– 755 в районе станции Хабаровск-2 при сходе вагонов) и Савченко Н.Б. (начальника службы по обеспечению топливом предприятия), суды пришли к выводу о недостоверном указании в акте о повреждении вагона по форме ВУ-25 в„– 147 от 13.05.2014 и в протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Хабаровск-2 от 14.05.2014 в„– 133, что сход вагона произошел на пути предприятия, а также в связи с этим на вину последнего в сходе данного вагона.
Как установлено судами и не опровергнуто ОАО "Хабаровский аэропорт", сход вагонов произошел на железнодорожном пути необщего пользования (на участке между стрелочными переводами СП в„– 5 и СП в„– 1), принадлежащем аэропорту.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что аэропорт, получив в июне 2009 года предписание о закрытии движения подвижного состава по железнодорожному пути ввиду необходимости устранения его технических неисправностей, вплоть до схода вагонов в мае 2014 года предпринимал какие-либо действия по их устранению. Кроме того, аэропорт не обращался в надзорные органы либо в суд по факту использования иными лицами неисправного подъездного пути.
При этом как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 60 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и разделом II Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 в„– 26, с учетом технологических особенностей использования указанных железнодорожных путей, обстоятельство не согласования с ОАО "Хабаровский аэропорт" как правообладателем пути необщего пользования, примыкающему к путям общего пользования, договора на эксплуатацию участка железнодорожного пути может иметь отношение только к условиям такого использования, но не освобождает собственника от бремени содержания его имущества и от ответственности за последствия неисполнения соответствующих обязанностей.
Таким образом, судебные инстанции, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего дела, придя к выводу о вине аэропорта, не обеспечившего надлежащего технического состояния железнодорожного пути, в сходе вагона истца, правомерно отказали в удовлетворении требований к МУП г. Хабаровска "Тепловые сети".
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводы судебных инстанций, свидетельствуют о несогласии АО "ПГК" и ОАО "Хабаровский аэропорт" с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 13.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу в„– А73-9870/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.А.МИЛЬЧИНА


------------------------------------------------------------------