Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2016 N Ф03-647/2016 по делу N А73-6061/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ за осуществление рубок с целью заготовки древесины и размещения лесозаготовительной инфраструктуры на территории государственного природного заказника федерального значения.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт допущенного нарушения подтвержден, однако с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен до минимального размера.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. в„– Ф03-647/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: И.М. Луговой, И.В. Ширяева
при участии:
от закрытого акционерного общества "Амгуньский ЛПХ": Сарапулова А.И., представитель по доверенности от 11.01.2016 в„– ЮК-471/2016; Суворова Е.В., представитель по доверенности от 29.02.2016 в„– ЮК-935/2016;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Комсомольский": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Амгуньский ЛПХ"
на решение от 28.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015
по делу в„– А73-6061/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.Г. Шестак; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Т.Д. Пескова
по заявлению закрытого акционерного общества "Амгуньский ЛПХ"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Комсомольский"
о признании незаконным и отмене постановления
Закрытое акционерное общество "Амгуньский ЛПХ" (ОГРН 1112717000681, ИНН 2717018527, место нахождения: 682729, Хабаровский край, Солнечный р-н, п. Амгунь; далее - ЗАО "Амгуньский ЛПХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Комсомольский" (ОГРН 1022700758189, ИНН 2712001209, место нахождения: 681052, Хабаровский край, Комсомольский р-н, п. Галичный, ул. Лесная, 26; далее - ФГБУ "Государственный заповедник "Комсомольский", учреждение) от 18.04.2014 в„– 0189 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда от 28.07.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015, постановление учреждения изменено, размер назначенного обществу административного штрафа снижен до 300 000 руб.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется по кассационной жалобе ЗАО "Амгуньский ЛПХ", которое просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, действующее законодательство, регулирующее правоотношения в области охраны окружающей среды, императивно не запрещает проведение сплошных рубок на территории особо охраняемых природных территорий, поэтому действия ЗАО "Амгуньский ЛПХ" по осуществлению рубки лесных насаждений на спорных участках не являются противоправными.
Также полагает, что учреждением нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2001 году на основании договора аренды от 25.12.2000 участки лесного фонда Баджальского лесничества Баджальского лесхоза Солнечного района Хабаровского края представлены ЗАО "Амгунь" в аренду сроком на 25 лет для осуществления заготовки древесины.
Правительством Хабаровского края на основании договора от 26.09.2008 в„– 0022/2008 ЗАО "Амгунь" предоставлен в аренду для заготовки древесины на срок до 30.01.2026 лесной участок площадью 52 247 га, условный номер 08:244:02:0022, расположенный в Хабаровском крае, Солнечном муниципальном районе, Амгуньском лесничестве, номера кварталов Nв„– 55, 58, 59, 123 - 125, 127 - 155, 177 - 190, 25 - 236, 238, 239, 281 - 288, 330, 332, 880 - 882 Баджальского участкового лесничества, который располагается на территории заказника федерального значения "Баджальский".
На арендованном лесном участке ЗАО "Амгунь" осуществляло заготовку древесины до июня 2012 года.
В июне 2012 года ЗАО "Амгунь" прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ОАО "Флора". Единственным законным правопреемником ЗАО "Амгунь" стало ОАО "Флора".
В мае 2012 года между ЗАО "Амгунь" (ОАО "Флора") и ЗАО "РФП лесозаготовка" заключен договор на оказание услуг управления и осуществление функций генерального подрядчика от 01.05.2012 в„– ЮК-354/2012.
ЗАО "РПФ лесозаготовка" во исполнение вышеуказанного договора заключило с ЗАО "Амгуньский ЛПХ" договор подряда от 01.05.2012 в„– ЮК-279/2012 на заготовку круглых лесоматериалов и погрузку их в железнодорожные вагоны.
В период с 05.03.2014 по 11.03.2014 ФГБУ "Государственный заповедник "Комсомольский" проведены оперативно-рейдовые мероприятия на территории заказника "Баджальский", в ходе которых установлен факт нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, а именно: в квартале 284 ЗАО "Амгуньский ЛПХ" ведется заготовка леса; в квартале 283 расположен временный поселок лесозаготовителей, вдоль реки Доктукан устроена лесовозная дорога, через реку Баджал устроена временная переправа.
11.04.2014 по данному факту учреждением в отношении общества с участием его представителя составлен протокол об административном правонарушении в„– 01-00207. Копия протокола с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручена представителю общества.
Постановлением от 18.04.2014 в„– 0189 ЗАО "Амгуньский ЛПХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением ФГБУ "Государственный заповедник "Комсомольский", общество оспорило его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 5 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях установлено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий (часть 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 в„– 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, которым государственный природный заказник "Баджальский" Хабаровского края отнесен к государственным природным заказникам федерального значения.
Поскольку в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти положение о государственном природном заказнике "Баджальский" Хабаровского края не утверждено, суды верно указали, что особенности режима его особой охраны определяются действующим законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в том числе Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Законом об особо охраняемых природных территориях.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, с учетом положений статей 6, 10, части 4 статьи 12, статей 23, 87, 102 - 103 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 7, 8, части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, суды сделали правомерный вывод, что земли государственного природного заказника федерального значения "Баджальский", в том числе спорные земельные участки (квартал 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества), относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Данные земельные участки входят в состав земель лесного фонда, на котором располагается заказник "Баджальский", то есть входят в особо охраняемую природную территорию в Хабаровском крае, следовательно, отнесение лесохозяйственным регламентом Амгуньского лесничества данных участков к эксплуатационным лесам неправомерно, поскольку наделение федеральным законодателем субъекта Российской Федерации полномочиями в области лесных отношений не предполагает возможность отнесения земельных участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационному режиму использования в другом порядке, чем это предусмотрено федеральным законом.
Также правомерно отклонена ссылка общества на приказ Рослесхоза от 18.12.2009 в„– 517 "Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении границ", поскольку отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным не входит в компетенцию Рослесхоза.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что осуществление ЗАО "Амгуньский ЛПХ" рубок с целью заготовки древесины и размещения лесозаготовительной инфраструктуры на территории государственного природного заказника федерального значения "Баджальский" в кварталах 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества нарушает режим и иные правила охраны и использования лесов, входящих в особо охраняемую природную территорию, и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.39 КоАП РФ.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. В связи с этим суды исходили из наличия вины ЗАО "Амгуньский ЛПХ" в совершении вменяемого правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности судами не выявлено.
Вместе с тем судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 4.1, 4.3 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, правомерно снизили штраф до минимального размера, установленного санкцией статьи 8.39 КоАП РФ.
При этом судами не нарушены общие правила назначения административного наказания, основанные на принципах справедливости, соразмерности и дифференцированности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы общества о допущенных учреждением нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности были рассмотрены судами и правомерно отклонены. Эти доводы материалами дела не подтверждаются и выводы судов не опровергают.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А73-6061/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------