По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2016 N Ф03-1279/2016 по делу N А51-14538/2015
Требование: О признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования в части.
Обстоятельства: Учреждению по результатам проверки расходования средств предложено перечислить на счет фонда средства, использованные не по целевому назначению, и уплатить штраф в связи с необоснованными выплатами стимулирующего характера медсестре, не имевшей среднего медицинского образования и сертификата специалиста.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нарушение условий осуществления выплат, которые положены специалистам со средним медицинским образованием, имеющим сертификат, доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. в„– Ф03-1279/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница в„– 1": представитель не явился;
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница в„– 1"
на решение от 09.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016
по делу в„– А51-14538/2015
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И.; в апелляционном суде судьи Сидорович Е.Л., Бессчасная Л.А., Рубанова В.В.
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница в„– 1" (ИНН 2540021263, ОГРН 1022502256435, 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 57)
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648, 690091, г. Владивосток, ул. Пологая, 21)
о признании недействительным решения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница в„– 1" (далее - ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница в„– 1", учреждение, медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованием к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - фонд) о признании недействительным решения, выраженного в акте тематической проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий программы модернизации здравоохранения Приморского края по внедрению стандартов оказания медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница в„– 1" от 22.05.2015 в„– 14 в части нецелевого расходования денежных средств в размере 147 126,22 руб., внесения в бюджет денежных средств в размере 147 126,22 руб. и уплаты штрафа в размере 14 712,62 руб.
Решением суда от 09.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница в„– 1", полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе учреждение выражает несогласие с выводом судов о законности решения фонда в оспариваемой части. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что выплата надбавки стимулирующего характера медицинской сестре произведена по предписанию Государственной инспекции труда, обязывающему начислить и произвести спорную выплату. Кроме того учреждение указывает, что медицинская сестра имеет свидетельство об окончании двухгодичных курсов медицинских сестер Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР в„– 1868, выданное 18.08.1970, в соответствии с которым ей присвоена квалификация медицинской сестры, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21.10.1965 в„– 794-291 приравнивается к медицинским сестрам с оконченным средним образованием, в связи с чем работнику обоснованно осуществлена выплата, предусмотренная в рамках действующей программы.
Фонд отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.04.2015 в„– 120-П фондом проведена плановая тематическая проверка использования ГБУЗ "Приморская краевая клиническая больница в„– 1" средств, полученных на финансовое обеспечение мероприятий Программы "Модернизация здравоохранения Приморского края на 2011-2012 годы" (далее - Программа модернизации здравоохранения), утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 31.03.2011 в„– 87-па, по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами в период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки выявлен факт нецелевого использования полученных средств на сумму 147 126,22 руб., в части выплаченных медицинской организацией за проверяемый период выплат стимулирующего характера медицинской сестре Кулешовой В.Д. Отразив указанное нарушение в акте проверки от 22.05.2015 в„– 14, фонд предложил медицинской организации до 05.06.2015 перечислить на счет фонда средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 147 126,22 руб., а также уплатить штраф в размере 14 712,62 руб.
Полагая, что у фонда отсутствуют правовые основания считать спорные выплаты использованные не по целевому назначению, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о нарушении учреждением требований пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон в„– 165-ФЗ), статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В силу подпункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Закона в„– 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Частью 1 статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (действовавших в спорный период) право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 в„– 541н, содержит требования к квалификации медицинских работников, в том числе наличие высшего или среднего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности.
Пунктом 1 статьи 50 Закона в„– 326-ФЗ определено, что в период 2011-2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила).
Пунктом 10 вышеназванных Правил предусмотрено, что средства на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи предоставляются страховым медицинским организациям (при их отсутствии на территории субъекта Российской Федерации - непосредственно медицинским организациям) при наличии заключенных страховыми медицинскими организациями (при их отсутствии - территориальным фондом) и медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в которых предусматриваются мероприятия, осуществляемые медицинской организацией за счет средств, полученных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставление стационарной и амбулаторной медицинской помощи с учетом внедрения стандартов ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи; обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь; введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
04.05.2011 Администрацией Приморского края постановлением в„– 126-па утвержден Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи на территории Приморского края, в пункте 2 которого определены должности специалистов со средним медицинским образованием, в том числе медицинская сестра.
Согласно статье 100 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста.
В соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 в„– 230, включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата, является основанием для отказа в оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Судами установлено, что в ходе проверки фондом выявлен факт отсутствия у медицинской сестры среднего медицинского образования, а также действующего сертификата специалиста по специальности, при этом учреждением осуществлялись выплаты стимулирующего характера в рамках Программы модернизации здравоохранения.
При таких обстоятельствах судом округа признается правильным вывод судов о допущенном учреждении нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, полученных на финансирование мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения, выплаченных медицинскому работнику в размере 147 126,22 руб.
Судами обеих инстанций обоснованно не принято во внимание наличие у медицинской сестры удостоверения об окончании курсов Красного креста и Красного полумесяца с двухгодичным сроком обучения, поскольку в рамках расходования региональных средств целевой Программы модернизации здравоохранения Приморского края, по которой оплата стимулирующих выплат производится за счет бюджета территориального фонда медицинского страхования, выплата стимулирующих надбавок среднему медицинскому персоналу может быть произведена только при наличии условий, одним из которых для осуществления денежных выплат специалистам со средним медицинским образованием необходимо наличие сертификата соответствия.
Доводы жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, свидетельствуют не о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 09.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу в„– А51-14538/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.М.ЛУГОВАЯ
------------------------------------------------------------------
