Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2016 N Ф03-282/2016 по делу N А51-13115/2015
Требование: О признании незаконным отказа таможни выдать паспорт самоходной машины и других видов техники на терминальный тягач.
Обстоятельства: На заявление общества о выдаче паспорта самоходной машины на терминальный тягач, ввезенный на территорию Российской Федерации по декларации на товары, таможня ответила, что паспорт самоходной машины будет выдан после уплаты утилизационного сбора.
Решение: Требование удовлетворено, так как паспорт на самоходную машину, ввезенную на территорию Российской Федерации, должен быть выдан непосредственно после завершения таможенного оформления, ввезенный терминальный тягач не относится к категории транспортных средств, за которые взимается утилизационный сбор.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. в„– Ф03-282/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: ЗАО "Дальзавод-Терминал" - Новиков В.В., представитель по доверенности б/н от 11.01.2016;
от Владивостокской таможни - Вдовина Е.В., представитель по доверенности в„– 81 от 01.02.2016;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 18.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015
по делу в„– А51-13115/2015
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Черняк Л.М., в апелляционном суде судьи: Бессчасная Л.А., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Дальзавод-Терминал"
к Владивостокской таможне
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 05.06.2015 в„– 04-2-23/4133
Закрытое акционерное общество "Дальзавод-Терминал" (ОГРН 1022501288831, место нахождения: 690001, г. Владивосток, ул. Экипажная, 1, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, место нахождения: 690003, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 "А", далее - таможенный орган) выдать паспорт самоходной машины и других видов техники на терминальный тягач "Kalmar" модели TR618i, ввезенный на территорию Российской Федерации по декларации на товары в„– 10702030/140415/0020761 (далее - ДТ в„– 20761), изложенного в письме от 05.06.2015 в„– 04-2-23/4133.
Решением суда от 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной таможенным органом в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ЗАО "Дальзавод-Терминал" на основании контракта в„– СМ14-05-23 от 12.05.2014, заключенного с компанией "CARGOTEC Finland Oy", ввезло на территорию Таможенного союза новый полноприводный терминальный тягач "Kalmar" модели TR618i, задекларированный по ДТ в„– 20761, выпущенный таможней 24.04.2015 в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, после чего общество обратилось в таможенный орган с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины на терминальный тягач, ввезенный по указанной выше декларации.
Начальником таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни на письмо общества от 13.05.2015 в„– 135 дан ответ от 05.06.2015 в„– 04-2-23/4133 о том, что паспорт самоходной машины будет выдан после уплаты утилизационного сбора.
Расценив полученный ответ как отказ, нарушающий права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон в„– 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона в„– 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона в„– 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 в„– 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Этим же постановлением утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24.1 Закона в„– 89-ФЗ паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 в„– 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов на самоходные машины в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.
Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
При рассмотрении материалов дела судебными инстанциями установлено, что ввезенный заявителем на таможенную территорию Таможенного союза терминальный тягач задекларирован по коду ТН ВЭД 8709 19 900 0 "Транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, прочие". Согласно сертификату соответствия в„– TC RU C-FI.MT22.B.00091, выданному органом по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте - "САМТ-Фонд", терминальный тягач поименован как "Трактор-тягач промышленный", код ТН ВЭД ТС 8709 19 900 0, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 823.
Руководством для оператора терминального тягача, изданным производителем, установлено, что тягачи для перевалочных складов модели с четырехколесным приводом TR разработаны в основном для трейлерных перевозок в порту, где для загрузки судов требуется мощная машина, толкающая и вытягивающая грузы на сходнях.
В приложении в„– 2 к контракту в„– СМ14-05-23 от 12.05.2014, на основании которого обществом приобретен в собственность терминальный тягач, указано ограничение скорости тягача - 23 км/ч.
Исходя из системного анализа законодательства, регулирующего вопросы уплаты утилизационного сбора, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, судебные инстанции пришли к выводу о том, что требование таможни о необходимости взимания утилизационного сбора за терминальный тягач, ввезенный заявителем по ДТ в„– 20761, изложенное в письме от 05.06.2015 в„– 04-2-23/4133, является неправомерным и противоречит Закону в„– 89-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 в„– 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", поскольку ввезенный терминальный тягач не относится к указанной категории транспортных средств.
Принимая во внимание, что паспорт на самоходную машину, ввезенную на территорию Российской Федерации, должен быть выдан непосредственно после завершения таможенного оформления такой машины, вывод судебных инстанций о нарушении прав общества, обязанного в силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 в„– 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" в течение 10 суток после выпуска товара зарегистрировать транспортное средство, правомерен.
Доводы заявителя жалобы, сводящиеся к несогласию с выводами судебных инстанций, и иное толкование им норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 18.08.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу в„– А51-13115/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.А.МИЛЬЧИНА


------------------------------------------------------------------