Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.02.2016 N Ф03-468/2016 по делу N А73-7170/2015
Требование: О признании незаконным отказа в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа квартир, об обязании безвозмездно их передать.
Обстоятельства: Письмом администрация городского округа уведомлена о том, что испрашиваемые квартиры не могут быть переданы в муниципальную собственность в связи с необходимостью их использования для нужд Минобороны России.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорные квартиры необходимы для проживания военнослужащих, для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. в„– Ф03-468/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Т.Г. Брагиной, И.М. Луговой
при участии:
от Муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Мазалова Н.В., представитель по доверенности от 17.12.2015 в„– 1-1-17/88;
от Министерства обороны Российской Федерации: Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 22.01.2015 в„– 212/1/43; Дю У.В., представитель по доверенности от 21.01.2015 в„– 212/2/53;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Дю У.В., представитель по доверенности от 27.02.2015 в„– 38;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 31.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015
по делу в„– А73-7170/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Минник С.Д.; в суде апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И
по заявлению Муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19)
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным отказа в передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным отказа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), изложенного в письме от 03.03.2015 за исх. в„– 141/7637, в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" недвижимого имущества - 45 жилых помещений (квартир) согласно списку, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре, микрорайон Таежный (военный городок в„– 8, дома ДОС), микрорайон Старт (военный городок в„– 14, дома ДОС); об обязании Минобороны России безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" недвижимое имущество - 45 жилых помещений (квартир), согласно списку, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре, микрорайон Таежный (военный городок в„– 8, дома ДОС), микрорайон Старт (военный городок в„– 14, дома ДОС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДВ ТУИО Минобороны").
Решением суда от 31.08.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на часть 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 423-ФЗ), администрация считает, что отказ в безвозмездной передаче допустим только в случае, если все военное имущество, расположенное в границах военного городка или земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
В обоснование жалобы администрация также приводит доводы о том, что поскольку в настоящее время все дома в мкр. Таежный включены в реестр муниципальной собственности, жилые дома расположены вне военных городков и не имеют статуса специализированного жилья, следовательно, спорные квартиры не могут предоставляться военнослужащим; также указывает на недоказанность необходимости спорного недвижимого имущества для обеспечения осуществления Минобороны России полномочий в области обороны.
Отзывы на жалобу Минобороны России, ФГКУ "ДВ ТУИО Минобороны" не представлены.
В судебном заседании представитель администрации позицию, изложенную в жалобе, поддержал.
Представители Минобороны России, ФГКУ "ДВ ТУИО Минобороны" с жалобой не согласились, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.09.2013 между ФГКУ "ДВ ТУИО Минобороны" и администрацией заключен договор безвозмездного ответственного хранения недвижимого имущества, в частности 45 квартир, расположенных в жилых домах военных городков микрорайонов Таежный и Старт г. Комсомольска-на-Амуре, в целях расселения граждан, пострадавших в результате наводнения. В соответствии с указанным договором ФГКУ "ДВ ТУИО Минобороны" передает, а администрация принимает на ответственное хранение недвижимое имущество до момента принятия решения собственником о передаче его в собственность муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
В течение 2013-2015 годов администрацией велась переписка с органами Минобороны России по поводу передачи квартир в муниципальную собственность.
В частности, письмом от 03.03.2015 в„– 141/7637 Департамент имущественных отношений Минобороны России известил Главу города Комсомольска-на-Амуре о том, что испрашиваемые квартиры не могут быть переданы в муниципальную собственность в связи с необходимостью их использования для нужд Минобороны России; аналогичное письмо от 30.03.2015 в„– 141/6-3959 направлено ФГКУ "ДВ ТУИО Минобороны" в адрес администрации.
Не согласившись с отказом Минобороны России, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы администрации. Выводы суда поддержаны апелляционным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 2 Закона в„– 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Указанное в части 1 вышеуказанной статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Согласно подпунктам "м", "н", "о" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 в„– 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее - постановление Правительства РФ в„– 1053) Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых; помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
Суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, признали, что спорные квартиры необходимы для нужд обороны для проживания военнослужащих, то есть это имущество необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
При данных обстоятельствах, а также с учетом вышеуказанных нормоположений, проверив оспариваемый отказ на соответствие нормам части 1 статьи 2 Закона в„– 423-ФЗ, подпунктам "м", "н", "о" пункта 2 постановления Правительства РФ в„– 1053, суды пришли к правильному выводу о его законности, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя жалобы на часть 3 статьи 3 Закона в„– 423-ФЗ признается несостоятельной, поскольку документально не подтверждено отнесение спорного имущества к военному недвижимому имуществу, указанному в части 1 статьи 2 данного Закона.
Довод жалобы о том, что спорные квартиры не могут предоставляться военнослужащим по причине отсутствия у них статуса специализированного жилья, подлежит отклонению, поскольку указанный факт, не являющийся предметом спора, какого-либо влияния на правоотношения между сторонами не имеет, соответственно, он не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Остальные доводы заявителя жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судами, поэтому не принимаются во внимание, как выходящие за рамки полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 31.08.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 по делу в„– А73-7170/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.МИЛЬЧИНА

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.М.ЛУГОВАЯ


------------------------------------------------------------------