По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.02.2016 N Ф03-6400/2015 по делу N А51-8228/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка, об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения капитальных гаражей.
Обстоятельства: Отказ в предварительном согласовании места размещения гаражей мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок формируется из иного земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорный участок находится в водоохранной зоне, охранной зоне линии электропередачи и в запретном районе военного объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. в„– Ф03-6400/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, О.В. Цирулик
при участии:
от заявителя: Полетаева О.Е., представитель по доверенности от 12.05.2015
от третьего лица: Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 25.12.2015
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015
по делу в„– А51-8228/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева,
в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третье лицо: управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Сити - Лэнд" (ОГРН 1082540002874, ИНН 2540142003, место нахождения: 690091, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23; далее - общество, ООО "Сити-Лэнд") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) от 28.02.2015 в„– 20/03/02-13/7015 об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 6340 кв. м, расположенного в районе ул. Острогорная, 1 в г. Владивостоке, и обязании департамента земельных и имущественных отношений Приморского края принять решение о предварительном согласовании обществу места размещения капитальных гаражей на земельном участке площадью 6340 кв. м, расположенном в районе ул. Острогорная, 1 в г. Владивостоке.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2015 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГА администрации г. Владивостока).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда, ООО "Сити-Лэнд" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, у суда отсутствовали основания для признания решения департамента об отказе в предоставлении земельного участка законным, поскольку оспариваемое решение департамента нарушило право общества на предоставление земельного участка без проведения торгов и несения дополнительных расходов на их проведение. При этом общество считает, что действующее законодательство не содержит запрета на передачу земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, в аренду для строительства капитальных гаражей; факт установления охранных объектов электросетевого хозяйства не влечет запрет на предоставление таких участков в собственность или в аренду; деятельность, которую планирует осуществлять общество на земельном участке, не создаст угрозу безопасности и сохранности имущества военного объекта, расположенного в границах 3-километровой зоны.
В отзыве на кассационную жалобу управление выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить без изменения обжалуемое постановление, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 26.02.2014 ООО "Сити-Лэнд" обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6303 кв. м, расположенного в районе ул. Острогорная, 1, в г. Владивостоке, для строительства капитальных гаражей.
04.03.2014 департаментом направлено обращение к главе администрации г. Владивостока об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.
В процессе изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь земельного участка была откорректирована до 6340 кв. м (заявления общества от 12.11.2014 в„– 20-50523, от 13.11.2014 в„– 5003/20у).
18.12.2014 управлением издано распоряжение в„– 2808 о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка обществу, согласно которым земельный участок представляет собой существующую автомобильную стоянку; расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, а также в водоохранной зоне и в границах технических зон инженерных сетей.
29.12.2014 обществом в департамент направлено заявление (вх. в„– 20-58181) о предварительном согласовании места размещения капитальных гаражей на земельном участке.
28.02.2015 департаментом принято решение за в„– 20/03/02-13/7015 об отказе обществу в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок формируется из земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:4980.
Не согласившись с решением департамента об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта строительства, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства. Кроме того, суд указал, что в случае предоставления испрашиваемого земельного участка ООО "Сити-Лэнд" права третьих лиц нарушены не будут.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, процедуру которого инициировало ООО "Сити-Лэнд" в феврале 2014, начиналось с выбора земельного участка, урегулированного статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период осуществления выбора спорного земельного участка в районе ул. Острогорная, 1, в г. Владивостоке).
Согласно данной статье гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пункт 2 указанной статьи предусматривал, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора были отнесены к полномочиям управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (пункты 4.16, 4.18 Положения об управлении архитектуры и градостроительства, утвержденного решением думы г. Владивостока от 03.04.2009 в„– 259).
Таким образом, выдача акта о выборе земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, осуществлялась органом местного самоуправления, а принятие решений о предварительном согласовании места размещения объекта и в дальнейшем о предоставлении выбранного земельного участка для строительства - департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края.
Пунктом 11 Административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, для строительства капитальных объектов", утвержденного приказом департамента от 15.01.2014 в„– 11, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно: земельный участок не находится в ведении или собственности Приморского края; земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности; земельный участок зарезервирован для государственных нужд; наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка.
Основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта строительства являлось, то, что испрашиваемый обществом земельный участок формируется из земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:4980, однако факт наложения департаментом не подтвержден, в связи с чем суд апелляционной инстанции признал указанное основание отказа незаконным.
Вместе с тем апелляционной инстанцией установлено следующее.
Согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В пункте 15 статьи 65 Водного кодекса РФ указаны виды складов и хранилищ, размещение которых в водоохранной зоне не допускается. Кроме того, вышеуказанный пункт предусматривает ограничение на движение и стоянку транспортных средств в водоохранных зонах, в то время как спорный земельный участок испрашивается обществом для строительства капитальных гаражей, следовательно, эксплуатация объекта будет непосредственно связана с движением, стоянкой и обслуживанием автомобилей. При этом заявителем в назначении объекта не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнений, засорения и истощения вод.
Кроме этого, согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 в„– 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила в„– 160), согласно пункту 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 Правил в„– 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Кроме того, пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 в„– 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
В силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в т.ч. некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
При таких обстоятельствах использование обществом спорного земельного участка под размещение капитальных гаражей в охранной зоне линии электропередач 0,4 кВ недопустимо, поскольку это противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства.
Также согласно пункту 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
На основании данных кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 25:28:030004:4980, выкопировки из генерального плана Владивостокского городского округа судом установлен факт нахождения спорного земельного участка в запретных районах военных объектов в/ч 63948, что в силу пунктов 7, 8 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 в„– 135 и действовавшего на момент обращения общества и возникновения между сторонами спора, а также пунктов 10, 11 действующего в настоящее время Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 в„– 405, исключает возможность строительства на данном земельном участке различных капитальных объектов производственного, социально-бытового и иного назначения в отсутствие специального разрешения.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне, охранной зоне линии электропередачи и в запретном районе военного объекта, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности предоставления спорного земельного участка. Вне зависимости от мотивов оспоренного отказа администрации существующее законодательное ограничение влечет невозможность предоставления заявителю спорного участка для указанных им целей.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не опровергают выводы арбитражного суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на переоценку последних и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими имеющимся в деле доказательствам, сделанными с правильным применением норм материального права.
Поскольку неправильного применения норм материального права и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену постановления, судом не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по делу в„– А51-8228/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
О.В.ЦИРУЛИК
------------------------------------------------------------------
