Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.02.2016 N Ф03-6244/2015 по делу N А04-4220/2015
Требование: Об обязании освободить земельный участок от блок-контейнера оборудования связи.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что в отсутствие договорных отношений ответчиком размещен блок-контейнер оборудования связи на земельном участке, относящемся к ведению Минобороны России. По результатам проверочных мероприятий составлен акт.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как между ответчиком и Минобороны России заключены государственные контракты по предоставлению телефонной связи, в связи с чем демонтаж блок-контейнера будет препятствовать надлежащему исполнению обязательств со стороны ответчика.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Амурской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. в„– Ф03-6244/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Ю. Лесненко
при участии: от истца: Могилева Л.С., представитель по доверенности от 27.02.2015 в„– 28; от третьего лица: Гусейнов А.Т.О., представитель по доверенности от 04.02.2015 в„– 212/1/194
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 24.09.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015
по делу в„– А04-4220/2015 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.С. Аныш,
в суде апелляционной инстанции судьи М.О. Волкова, В.Г. Дроздова, И.Е. Пичинина
по иску федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об обязании освободить земельный участок
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "ДВТУИО", управление, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, место нахождения: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15; далее - ПАО "Ростелеком", общество, ответчик) с иском об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 28:19:000000:0025 общей площадью 881 332 кв. м, расположенный по адресу: Амурская область, Октябрьский район, 1 км от железнодорожного переезда села Екатеринославка в юго-западном направлении, от блок-контейнера оборудования АТС Белогорского МЦТЭТ Амурского филиала ОАО "Ростелеком", площадью 9 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России).
Решением от 24.09.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015, в иске отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Минобороны России и его управление обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Оба заявителя настаивают на том, что письмом от 03.09.2014 в„– 141/6-10580 ответчику отказано в выделении земельного участка под блок-контейнер и разъяснен порядок процедуры оформления земельных участков из земель Вооруженных сил Российской Федерации под указанные цели. Кроме того, учреждение, ссылаясь на фотоматериалы, являющиеся приложением к акту проверки порядка использования земельного участка от 20.02.2015, оспаривает вывод судов об отнесении блок-контейнера к сооружениям связи, при этом указывает на его использование ответчиком в качестве административно-бытового помещения.
В отзыве на кассационные жалобы ПАО "Ростелеком" выразило несогласие с изложенными в них доводами, просило оставить без изменения решение и постановление, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца и третьего лица доводы кассационных жалоб поддержали, дали по ним пояснения.
Ответчик, извещенный в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Амурская область, Октябрьский район, п. Екатеринославка, улица 1 км в юго-западном направлении от железнодорожного переезда, с кадастровым номером 28:19:000000:0025, общей площадью 881 332 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 02.11.2006 в„– 28 АА 092471).
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области от 26.02.2007 в„– 104-р указанный земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование федеральному государственному учреждению "Екатеринославская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (выписка из ЕГРП, зарегистрировано 30.09.2008 номер регистрации 28-28-04/005/2008-975, свидетельство о государственной регистрации права от 30.09.2008 в„– 28 АА 214091), в дальнейшем реорганизованного в форме присоединения к федеральному государственному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 в„– 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Екатеринославская КЭЧ района").
21.12.2011 тип названного учреждения изменен на федеральное бюджетное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (на основании Федерального закона от 08.05.2010 в„– 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"), в последующем - на федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 в„– 422-р, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 27 в„– 002057729)
В ходе реорганизационных мероприятий на основании передаточного акта от 01.04.2011 земельный участок, расположенный по адресу: Амурская область, Октябрьский район, п. Екатеринославка, улица 1 км в юго-западном направлении от железнодорожного переезда, с кадастровым номером 28:19:000000:0025, передан ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
На основании приказа ФГКУ "ДВТУИО" от 18.02.2015 в„– 35-о "О проведении проверки порядка использования по назначению и сохранности недвижимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации" проведена проверка порядка использования федерального имущества, расположенного по адресу: Амурская область, в/г в„– 5 "Екатеринославка".
В ходе проведения проверки специалистами ФГКУ "ДВТУИО" установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 28:19:000000:0025 вблизи здания почты (инв. в„– 141) в отсутствие договорных отношений с Минобороны России ОАО "Ростелеком" размещен блок-контейнер оборудования АТС Белогорского МЦТЭТ площадью 9 кв. м, доступ к которому возможен через территорию военного городка в„– 5, являющегося местом дислокации в/ч 21720.
По результатам проверочных мероприятий 20.02.2015 составлен акт проверки порядка использования земельного участка с кадастровым номером 28:19:000000:0025, расположенного по адресу: Амурская область, с. Екатеринославка, в/ч 21720, в/г в„– 5.
Ссылаясь на использование ответчиком спорного земельного участка в отсутствие законных оснований, ФГКУ "ДВТУИО" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник также может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими участками (пункт 2 статьи 62 и пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации") виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который согласно пункту 11 входят линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
15.09.2015 правительством Амурской области вынесено постановление в„– 440 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Амурской области", в соответствии с которым утверждено "Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Амурской области".
Согласно пункту 2 постановления Правительства Амурской области от 15.09.2015 в„– 440 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Амурской области" размещение объекта осуществляется на основании разрешения на размещение объекта, выданного уполномоченным органом. Уполномоченным органом на выдачу разрешения является: в случае размещения объекта на земельном участке, находящемся в собственности Амурской области, - министерство имущественных отношений Амурской области; в случае размещения объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, или земельном участке, землях, государственная собственность на которые не разграничена, - орган местного самоуправления муниципального образования Амурской области, на территории которого предполагается размещение объекта, уполномоченный на выдачу разрешения.
Указанным нормативным правовым актом Амурской области не урегулирован вопрос о порядке и условиях размещения объектов, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 в„– 1300, на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Амурской области.
Вместе с тем данное обстоятельство не должно препятствовать лицу, объект которого может быть размещен на землях или земельных участках, находящихся в федеральной собственности, воспользоваться правом на пользование земельным участком в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.06.2015 в„– Д23и-2992 положения главы V.6 Земельного кодекса РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" распространяют свое действие в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельных участков, находящихся в федеральной собственности, с учетом правового режима земель соответствующей категории.
В силу пунктов 27, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 в„– 126-ФЗ "О связи" размещенный на земельном участке с кадастровым номером блок-контейнер оборудования АТС Белогорского МЦТЭТ Амурского филиала ПАО "Ростелеком" является сооружением связи.
Пунктом 4 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Принимая во внимание приведенные нормы права, суды сочли возможным размещение объекта ПАО "Ростелеком" на спорном земельном участке без предоставления последнего и установления сервитута на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ и с учетом пункта 11 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 в„– 1300.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные ПАО "Ростелеком" в материалы дела государственные контракты, заключенные с Минобороны России (в„– 819819_3 - на предоставление услуг внутризоновой телефонной сети в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации; в„– 819819_1 - на предоставление услуг доступа к местной телефонной связи прочих услуг связи в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации; в„– 819819_2 - на предоставление услуг междугородной телефонной сети в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации), суды выявили наличие между ответчиком и Минобороны России обязательственно-правовых отношений, связанных с оказанием услуг по предоставлению телефонной связи, в связи с чем признали демонтаж блок-контейнера оборудования АТС обстоятельством, препятствующим надлежащему исполнению обязательств со стороны ответчика.
С учетом установленного судами правомерно отказано в удовлетворении иска об освобождении спорного земельного участка от принадлежащего организации связи блок-контейнера.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального права, в силу чего судом округа отклоняются по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям сторон, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено, то основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.09.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А04-4220/2015 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
С.Ю.ЛЕСНЕНКО


------------------------------------------------------------------