Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2016 N Ф03-867/2016 по делу N А73-8733/2015
Требование: Об обязании принять в муниципальную собственность земельный участок, жилой дом, подписать акты приема-передачи объектов недвижимости и отразить их в реестре муниципального имущества.
Обстоятельства: На обращение принять спорное имущество в муниципальную собственность сообщено о фактическом отсутствии передаваемого объекта недвижимости, передаточные акты возвращены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как состояние жилого дома не является надлежащим, он не пригоден для проживания: находится в разрушенном состоянии, отсутствует часть несущих стен, кровля, двери, оконные заполнения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. в„– Ф03-867/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от истца: Быков А.А., представитель по доверенности от 19.02.2016 в„– 203
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 12.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015
по делу в„– А73-8733/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края в лице администрации района, муниципальному образованию городское поселение "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края в лице администрации поселения
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о понуждении принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27, далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края в лице администрации района (ОГРН 1022700597479, ИНН 270480031; 682800, г. Советская Гавань, ул. Ленина, д. 3), муниципальному образованию городское поселение "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края в лице администрации поселения (ОГРН 1022700598348, ИНН 2704800536; 682844, Хабаровский край, Советско-Гаванский район, п. Заветы Ильича, ул. Ленинская, 20) об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к Приказу Министра обороны РФ от 17.09.2013 в„– 700 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городское поселение "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края: земельный участок, необходимый для использования передаваемого объекта недвижимости в/г Зенит, местонахождение: Хабаровский край, Советско-Гаванский район, пос. Заветы Ильича; жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), местонахождение: Хабаровский край, Советско-Гаванский район, пос. Заветы Ильича, в/г Зенит, и об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта подписать акты приема-передачи указанных объектов недвижимого имущества и отразить названные объекты недвижимости в реестре муниципального имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением суда от 12.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Ссылаясь на неправильное применение судами положений части 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает на наличие у муниципальных образований безусловной обязанности принять в собственность объекты недвижимости в границах военных городков и земельные участки военных городков, если о передаче недвижимого имущество принято решение. По мнению заявителя жалобы, фактическое отсутствие документации на объекты недвижимого имущества и ненадлежащее техническое состояние жилого дома не являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего спора обстоятельствами. Полагает, что содержание акта обследования от 17.01.2014 опровергает выводы судов об отсутствии жилого дома на местности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
Представители ответчиков и третьего лица, извещенных в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.09.2013 в„– 700 в собственность муниципального образования городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края переданы следующие объекты недвижимости: жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), местонахождение: Хабаровский край, Советско-Гаванский район, пос. Заветы Ильича, в/г Зенит, и земельный участок, необходимый для использования передаваемого объекта недвижимости в/г Зенит, местонахождение: Хабаровский край, Советско-Гаванский район, пос. Заветы Ильича.
В ответ на письменное обращение о принятии имущества в муниципальную собственность глава администрации Советско-Гаванского муниципального района сообщил о фактическом отсутствии передаваемого объекта недвижимости и вернул передаточные акты.
Ссылаясь на непринятие имущества ответчиком, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Вместе с этим при решении вопроса о передаче имущества, относящегося к объектам федеральной собственности и подлежащего передаче в муниципальную собственность в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ, следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона в„– 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30.06.2006 в„– 8-П, Определении от 07.12.2006 в„– 542-О, Определении от 04.12.2007 в„– 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято Определение от 07.02.2012 в„– 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, у городского поселения имелись возражения относительно передачи спорного имущества.
В обоснование своих возражений орган местного самоуправления указывает на ненадлежащее техническое состояние жилого дома, на его непригодность для проживания: нахождение в разрушенном состоянии, отсутствие части несущих стен, кровли, дверей, оконного заполнения.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актами обследования, фотоматериалами и ответчиком доказательно не опровергнуты.
При установленных обстоятельствах суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на переоценку последних, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому подлежат отклонению.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену решения и постановления, судами не допущено, у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 12.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А73-8733/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО


------------------------------------------------------------------