Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.03.2016 N Ф03-869/2016 по делу N А73-12651/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору об оказании медицинской помощи военнослужащим.
Обстоятельства: Оказанные медицинские услуги заказчиком не оплачены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания медицинской помощи подтвержден и не оспорен, при исполнении договора заказчик не заявлял о его недействительности, претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не предъявлял.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. в„– Ф03-869/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.А. Шведова
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.О. Никитина
при участии:
от ответчика: Гусейнов Анар Тавакгюл Оглы - представитель по доверенности от 30.10.2015 в„– 29/153
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 20.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015
по делу в„– А73-12651/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Бутковский, в суде апелляционной инстанции судьи: В.Г. Дроздова, Е.В. Гричановская, И.В. Иноземцев
По иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница в„– 2" (ОГРН 1024101026344, ИНН 4101068210, место нахождения: 683015, Камчатский край, город Петропавловск-Камчатский, улица Строительная, 1А)
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, место нахождения: 680038, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Серышева, 15)
о взыскании 899 639 руб.

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница в„– 2" (далее - ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница в„– 2", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО", ответчик) о взыскании 899 639 руб. задолженности за оказанные медицинские услуги в рамках договора от 01.07.2012 в„– 44/4/Д-101-12 за период с 01.03.2014 по 31.07.2015.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя кассационной жалобы, ФКУ "ОСК ВВО" является казенным учреждением, в связи с чем к правоотношениям по возмездному оказанию медицинских услуг должны применяться нормы Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ), которым предусмотрено обязательное заключение государственного контракта. Поскольку указанный порядок не соблюден, ответчик полагает, что медицинские услуги были оказаны без надлежащим образом оформленных обязательств.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница в„– 2" о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем, кассационная жалобы на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Проверив законность решения от 20.10.2015 и постановления от 07.12.2015 в порядке статьи 286 АПК РФ, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, в соответствии с Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 в„– 911, между ФКУ "ОСК ВВО" (заказчик) и ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница в„– 2" (исполнитель) заключен договор от 01.07.2012 в„– 44/4/Д-101-12 об оказании медицинской помощи военнослужащим войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации Восточного военного округа.
Пунктами 1.1, 1.2 договора предусмотрено, что медучреждение оказывает медицинские услуги военнослужащим при отсутствии по месту военной службы, месту жительства и иного нахождения военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации или при отсутствии в них соответствующих отделений, либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях. Заказчик обязался оплатить оказанные медицинские услуги.
Согласно пункту 3.1 договора медицинская помощь оплачивается заказчиком по тарифам, предусмотренным по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медучреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи (приложение в„– 1).
На основании пункта 3.2 договора исполнитель ежемесячно по завершении лечения военнослужащих (обследования, освидетельствования) оформляет выписку из медкарты и счет-фактуру и реестр оказанных услуг с указанием данных военнослужащих, которым оказаны услуги.
В силу пункта 3.3 договора заказчик проверяет счета-фактуры и сведения об оказанной медицинской помощи, обоснованности приема на лечение, качества и продолжительности их лечения и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок производит оплату учреждению здравоохранения счетов-фактур, либо дает мотивированный отказ от оплаты.
Указанный договор заключен сторонами сроком на один календарный год (пункт 5.1 договора).
В пункте 5.2 стороны согласовали условие о том, что, если ни одна из сторон не заявит о прекращении (изменении) договора не менее чем за 1 месяц до окончания срока, на который заключен договор, его действие автоматически продлевается каждый раз на следующий календарный год.
В 2014, 2015 годах истец оказал ответчику медицинские услуги, выразившиеся в медицинской помощи военнослужащим, на сумму 899 639 руб.
Поскольку оказанные медицинские услуги ответчиком не оплачены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 в„– 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения
Согласно пункту 4 Правил скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (пункт 7 Правил).
Таким образом, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Кроме того, ФКУ "ОСК ВВО" не отрицает, что медицинские услуги оказаны лицам, на которых распространяется действие Правил, надлежащим образом. В данном случае ГБУЗ "Петропавловск-Камчатская городская больница" в„– 2 не могло отказать в медицинской помощи или прервать лечение военнослужащих, сославшись на отсутствие договора или финансирования, поскольку жизнь и здоровье военнослужащих имеют приоритет над формальными доводами ответчика, своевременно не позаботившегося об урегулировании правовых и финансовых вопросов.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, и установив, что факт оказания медицинской помощи подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, доказательств того, что ответчик при исполнении договора заявлял о его недействительности не представлено, претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не заявлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у ФКУ "ОСК ВВО" обязанности оплатить медицинские услуги.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом установленных обстоятельств дела, а также приведенных норм права, доводы ответчика о недействительности договора от 01.07.2012 в„– 44/4Д-101-12, а также оказания услуг в спорный период в отсутствие договора, заключенного с соблюдением требований Закона в„– 44-ФЗ, не освобождают ответчика от обязанности по оплате соответствующих услуг.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции от 20.10.2015 и постановления апелляционного суда от 07.12.2015 судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А73-12651/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.А.ШВЕДОВ

Судьи
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
Е.О.НИКИТИН


------------------------------------------------------------------