По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.03.2016 N Ф03-671/2016 по делу N А51-13990/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выпуске товара, заявленного к таможенному оформлению в декларации.
Обстоятельства: В ходе проведения таможенного контроля выявлено, что обществом не представлена лицензия, необходимая для выпуска товара - "шины пневматические резиновые, бывшие в употреблении".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ввоз товара - "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" возможен лишь при предоставлении таможне лицензии .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. в„– Ф03-671/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Байк": представитель не явился;
от Владивостокской таможни: Гайдукова Е.М., представитель по доверенности от 25.12.2015 в„– 237;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байк"
на решение от 05.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015
по делу в„– А51-13990/2015 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Мангер Т.Е., в суде апелляционной инстанции судьи Сидорович Е.Л., Рубанова В.В., Пяткова А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байк"
к Владивостокской таможне
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Байк" (ОГРН 1092509000418, ИНН 2524127600, место нахождения: 692918, Приморский край, г. Находка, ул. Постышева, 22; далее - общество "Байк", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767 место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А; далее - таможня, таможенный орган) от 18.06.2015 об отказе в выпуске товара, заявленного к таможенному оформлению в декларации на товары в„– 10702030/080615/0034222 (далее - ДТ в„– 34222).
Решением от 05.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015, заявление общества удовлетворено частично. Оспариваемый ненормативный акт таможни признан недействительным в части отказа в выпуске товаров в„– 1 и в„– 3. В части требования общества о признании незаконным решения таможни об отказе в выпуске товара в„– 2 отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить в части отказа в удовлетворении требований как незаконные и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества о признании незаконными решения таможни об отказе в выпуске товара в„– 2.
Считает неверным вывод судов о том, что экспертные заключения ООО "Профессионал" от 15.05.2015 в„– 15/05-30 и Союза "Торгово-промышленная палата" от 23.09.2015 серии 15 в„– 0200300098 являются недопустимыми доказательствами. По его мнению, указанные экспертные заключения подтверждают тот факт, что спорный товар в„– 2, бывший в употреблении, не утратил свои потребительские свойства и пригоден для дальнейшего использования, в связи с чем не является опасными отходами, при ввозе которые требуется представление соответствующей лицензии.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу, а также ее представитель в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, против доводов жалобы возражают, просят судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в июне 2015 года во исполнение внешнеэкономического контракта от 18.02.2014 в„– ML1, заключенного между иностранной компанией (Япония) и обществом "Байк", на таможенную территорию Таможенного союза в адрес последнего ввезен следующий товар: в„– 1 "колеса ходовые стальные в комплекте с шинами, бывшие в употреблении, пригодные для дальнейшей эксплуатации, высота протектора 3 мм", всего 630 грузовых мест; в„– 2 "шины пневматические резиновые, бывшие в употреблении, пригодные для дальнейшей эксплуатации, высота протектора 3 мм, (не являются отходами)", всего 311 грузовых мест; в„– 3 "колеса ходовые алюминиевые в комплекте с шиной, бывшие в употреблении, пригодные для дальнейшей эксплуатации, высота протектора 3 мм", стоимостью 2 090 200 японских йен.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни выявлено, что обществом не представлена лицензия, необходимая для выпуска товара в„– 2, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) принято решение от 18.06.2015 об отказе в выпуске товаров, заявленных по ДТ в„– 34222.
Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товаров, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, поддержанному апелляционным судом, о законности принятого таможенным органом решения.
При этом судебные инстанции правомерно руководствовались статьями 179, 181, 183, 190, 193, 195, 201 ТК ТС, Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 в„– 257 (далее - Инструкция в„– 257), Инструкцией о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением комиссии Таможенного Союза от 20.05.2010 в„– 262 (далее - Инструкция в„– 262).
При разрешении спора судами установлено, что в целях таможенного оформления ввезенного товара - шин пневматических для автомобильного транспорта, бывших в употреблении обществом в таможенный орган подана ТД в„– 34222.
Посчитав, что из представленных к таможенному оформлению по спорной ДТ документов, в том числе из заключения эксперта от 15.05.2015 в„– 15/05-30, не следует, что на спорный товар у общества имеется разрешительная документация (лицензия), а иных документов обществом при подаче таможенной декларации не представлено, принимая во внимание заявительный характер таможенного декларирования, таможня отказала в выпуске товара.
Основанием для отказа в выпуске спорного товара в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС послужило непредставление лицензии на товар в„– 2 "шины пневматические резиновые, бывшие в употреблении".
В соответствии с пунктом 1 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, являющегося приложением в„– 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 в„– 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Положение в„– 30), настоящее Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение в„– 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Согласно пункту 4 Положения в„– 30 ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 в„– 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 в„– 45.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств - членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 27 раздела 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, являющегося приложением в„– 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 в„– 30 (далее - Единый перечень товаров в„– 30), к категории опасных отходов отнесены "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении", которым соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200001, 4012200009 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе).
Примечанием к разделу 2.3 "Опасные отходы" разъяснено, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Из материалов дела усматривается, что ввезенный обществом на таможенную территорию таможенного союза по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" товар - шины пневматические для автомобильного транспорта, бывшие в употреблении классифицирован в товарной позиции ТН ВЭД 4012200009 "Шины и покрышки пневматические резиновые, восстановленные или бывшие в употреблении; шины и покрышки массивные или полупневматические, шинные протекторы и ободные ленты, резиновые: шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении: прочие".
Принимая во внимание, что спорный товар в соответствии с заявленным классификационным кодом включен в Единый перечень товаров в„– 30 и ввезен обществом в целях выпуска для внутреннего потребления, вывод таможенного органа о том, что в силу указания Положения о ввозе опасных отходов в отношении спорного товара установлен разрешительный порядок ввоза, суды правомерно признали обоснованным.
В данном случае судами приняты во внимание разъяснения Евразийской Экономической Комиссии, приведенные в письме от 26.06.2015 в„– 13-548, а именно: подтверждение того, что шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, не потеряли своих потребительских свойств и соответствуют установленным требованиям качества и безопасности, осуществляется на основании заключения организации, являющейся аккредитованным органом сертификации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 877 утвержден "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент 018/2011), вступивший в силу 02.01.2015.
Данный Технический регламент принят и подлежит применению в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза. В соответствии с пунктом 2 Технического регламента 018/2011 к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Согласно пункту 20 названного Регламента шины пневматические относятся к компонентам транспортных средств и являются объектом технического регулирования. Перечень требований к типам компонентов транспортных средств установлен в приложении в„– 10 к настоящему техническому регламенту.
Пунктом 81 ТР ТС 018/2011 установлено, что целью подтверждения соответствия является удостоверение в том, что все выпускаемые компоненты, относящиеся к типу, заявленному для подтверждения соответствия, соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 20 настоящего технического регламента.
Подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Подтверждение соответствия проводится аккредитованными органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в отношении компонентов, поставляемых как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Суды, делая вывод о применении в отношении ввоза товара "шины пневматические для легковых автомобилей" Технического регламента 018/2011, правомерно указали на необходимость подтверждения того, что ввозимый товар является пригодным к дальнейшей эксплуатации и соответствует тем требованиям безопасности, которые установлены Техническим регламентом и применяемым в соответствии с ним ГОСТ Р 51709-2001.
Изложенное выше свидетельствует, что ввоз товара в„– 2 "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии (в случае, если шины ввозятся как отходы) или заключения, иного разрешительного документа (в случае, если шины ввозятся для дальнейшей эксплуатации и в силу своих потребительских свойств безопасны для таковой, в связи с чем не являются отходами).
Лицом, обязанным подтверждать отражаемую в декларации информацию, а также указывать сведения о документах, на основании которых заполняется декларация, является декларант.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями на основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющихся в деле доказательств, свидетельствуют о недоказанности соблюдения декларантом требований статьи 181 ТК ТС.
С учетом конкретных обстоятельств, а также положений вышеупомянутых правовых норм суды пришли к правильному выводу о законности принятого таможней решения от 18.06.2015 об отказе в выпуске товара в„– 2, заявленного по ДТ в„– 34222, отказав заявителю в удовлетворении требований в данной части.
Ссылка общества на заключения ООО "Профессионал" и Союза "Приморская торгово-промышленная палата" была предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в апелляционном суде; постановление апелляционного суда содержит мотивы, по которым данные документы не приняты в качестве доказательства в подтверждение того, что шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, не потеряли своих потребительских свойств и соответствуют установленным требованиям качества и безопасности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу в„– А51-13990/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.А.МИЛЬЧИНА
------------------------------------------------------------------
