Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.03.2016 N Ф03-476/2016 по делу N А73-12016/2015
Требование: О признании незаконными действий по осмотру объекта культурного наследия, недействительным предписания о приостановке строительных и ремонтных работ.
Обстоятельства: По результатам осмотра реконструируемого объекта культурного наследия учреждению выдано предписание приостановить строительные и ремонтные работ, выполняемые без соответствующих разрешений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ учреждению не выдавалось, предписание уполномоченного органа является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф03-476/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ли В.А. представитель по доверенности от 19.02.2016 в„– 184;
от Министерства культуры Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 29.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015
по делу в„– А73-12016/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Н. Никитина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И. Сапрыкина, И.И. Балинская, Е.А. Швец
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27)
к Министерству культуры Хабаровского края (ОГРН 1032700302095, ИНН 2721019555, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 61)
о признании незаконными действий
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Минобороны РФ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству культуры Хабаровского края (далее - ответчик, Министерство культуры) с заявлением о признании незаконными действий начальника отдела сохранения и популяризации объектов культурного наследия управления культурного наследия Министерства культуры Хабаровского края, выразившихся в осмотре объекта культурного наследия и составлении акта от 20.07.2015, о признании недействительным предписания от 23.07.2015.
Решением суда от 29.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы Минобороны РФ указывает на проведение Министерством культуры Хабаровского края проверочных мероприятий посредством направления сотрудника, не имеющего на это полномочий. В связи с чем, по мнению учреждения, выданное впоследствии предписание является незаконным.Министерство культуры, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы отзыв не представило; явку представителя не обеспечило, что в силу части 4 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителя учреждения, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления принадлежит здание "Комплекс ОДОСА" 1930, 1956 гг. ("Дом офицеров Особой Краснознаменной Дальневосточной армии", 1884-1896, 1934-1937 гг.), г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 16.
Объект культурного наследия подлежит государственной охране на основании решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 в„– 171 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Хабаровского края".
Учреждению выдано охранное обязательство собственника объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от 10.10.2014 в„– 130.
Министерством культуры 19.05.2015 учреждению выдано разрешение в„– 11 на производство работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, а именно на производство работ: обследование конструкций здания, обмерных работ, инженерных изысканий для разработки проектной документации.
08.06.2015 заместителем начальника управления культурного наследия Министерства культуры Хабаровского края выдано задание на систематическое наблюдение объекта культурного наследия начальнику отдела сохранения и популяризации объектов культурного наследия управления культурного наследия Нечаюк Е.Н. и консультанту отдела Тозик Е.С.
В ходе систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении пользователями объектов культурного наследия своей деятельности на объекте культурного наследия регионального значения "Комплекс ОДОСА" по ул. Шевченко, 16 в г. Хабаровске установлен факт проведения ремонтных работ в помещениях без соответствующего разрешения на проведение данных работ.
На момент осмотра проведен демонтаж оркестровой ямы, сцены, балконов, штукатурной отделки стен, произведено устройство монолитного бетонного перекрытия в оркестровой яме, результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра от 20.07.2015.
23.07.2015 Министерством культуры выдано предписание учреждению, которым предписано обеспечить приостановку строительных и ремонтных работ, проводимых подрядными организациями на объекте культурного наследия по ул. Шевченко, 16 в г. Хабаровске, до получения разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия в Министерстве культуры Хабаровского края.
Полагая, что действия начальника отдела сохранения и популяризации объектов культурного наследия управления культурного наследия Министерства культуры Хабаровского края по осмотру и составлению акта от 20.07.2015, а также предписание от 23.07.2015 не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы Минобороны РФ, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемых действий и выданного предписания. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции. При этом суды, по мнению суда округа, правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 73-ФЗ).
Статьей 33 Закона в„– 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно части 11 статьи 47.6 вышеназванного Закона охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пунктами 1.3 и 2.1 охранного обязательства собственника объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от 10.10.2014 в„– 130 установлено, что учреждение обязано содержать Памятник в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, проводить по согласованию с Госорганом ремонтно-реставрационные, консервационные и прочие работы при условии получения Задания на проведение указанных работ и письменного Разрешения, выданных Госорганом, в соответствии с научно-проектной документацией, согласованной Госорганом, и под его контролем.
В силу статьи 45 Закона в„– 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Судами установлено, что в соответствии с разрешением от 19.05.2015 в„– 11, выданным учреждению на производство работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения, заявитель обязан произвести: обследование конструкций здания, обмерные работы, инженерные изыскания для разработки проектной документации.
Согласно акту осмотра от 20.07.2015 на объекте культурного наследия произведен демонтаж оркестровой ямы, сцены, балконов, штукатурной отделки стен, произведено устройство монолитного бетонного перекрытия в оркестровой яме.
Между тем, как установлено судами и не оспаривается сторонами, Министерством культуры не выдавалось разрешение на производство работ по приспособлению помещений к современному использованию и других ремонтно-реставрационных работ, как это предписано охранным обязательством собственника объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) от 10.10.2014 в„– 130 и Законом в„– 73-ФЗ.
Полномочия Министерства культуры на проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, выдачу предписания о приостановке работ следуют из положений пунктов 6, 7 статьи 11 Закона в„– 73-ФЗ и Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 03.06.2015 в„– 126-пр.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, суды пришли к правомерному выводу о том, что предписание Министерства культуры Хабаровского края от 23.07.2015 и оспариваемые действия, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Минобороны РФ.
Суд округа соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы, приведенные в жалобе, относительно установленных обстоятельств не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, положенных в основу выводов арбитражных судов, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ, предусматривающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 29.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А73-12016/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.А.МИЛЬЧИНА


------------------------------------------------------------------