Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.08.2016 N Ф03-3789/2016 по делу N А73-16944/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению.
Обстоятельства: В нарушение условий договора администрацией не возмещены убытки общества, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Решение: Требование удовлетворено, так как доказан факт причинения убытков обществу в результате неисполнения администрацией обязанности по их возмещению при наличии у нее такой возможности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. в„– Ф03-3789/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
при участии:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" - представитель не явился;
от администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 04.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016
по делу в„– А73-16944/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Ю. Мельникова, в суде апелляционной инстанции судьи: С.Б. Ротарь, А.И. Михайлова, И.Е. Пичинина
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон"
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 3 223 951,40 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178, ИНН 2705093199, место нахождения: 682460, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Батарейная, 1-я, 38; далее - ООО "ЭКО-Фаэтон", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, место нахождения: 682460, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73; далее - администрация) о взыскании субвенций на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению в размере 3 223 951,40 руб. за период с мая по ноябрь 2015 года.
Определение суда от 27.01.2016 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71; далее - министерство).
Решением суда от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016, с администрации в пользу ООО "ЭКО-Фаэтон" взысканы убытки в размере 3 223 951,40 руб., а также расходы по госпошлине в размере 39 120 руб. В иске к Министерству ЖКХ Хабаровского края отказано.
Правильность решения арбитражного суда первой инстанции, постановления второй инстанции проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе администрации, считающей их необоснованными и подлежащим отмене полностью.
По мнению заявителя, согласно приведенным нормам закона и обстоятельствам дела, администрация не имеет оснований для перечисления истцу средств краевого бюджета, которые поступили по другому целевому коду бюджетной классификации, поскольку это будет считаться нецелевым использованием бюджетных средств. Считает, что поскольку министерство не обеспечивало в 2015 году администрацию денежными средствами в достаточном количестве, ответственности по уплате истцу процентов за пользование чужими денежными средствами должна быть возложена на Хабаровский край в лице министерства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит суд кассационной инстанции оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть кассационную жалобу ответчика без участия своего представителя.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, а также проверив правильность применения судом материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установил суд из материалов дела, между администрацией и ООО "ЭКО-Фаэтон" (организация) 09.02.2015 заключен договор в„– 15-09-г на возмещение убытков, связанных с применением тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2015.
По условиям названного договора администрация обязалась возмещать организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета поступивших в виде субвенций в администрацию.
Плановая сумма возмещения составляет 5 900 000 руб. и может корректироваться в зависимости от внесения изменений в закон о краевом бюджете на текущий год (раздел 1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора Организация обязалась вести учет средств, полученных на возмещение убытков, осуществлять учет отпущенной населению тепловой энергии раздельно по каждому виду услуги, а также предоставлять информацию, предусмотренную пунктом 2.1.2 Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района от 29.08.2011 в„– 494-па.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.09.2014 в„– 25/10 утвержден и введен в действие экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 356,63 руб. за 1 Гкал.
Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 в„– 60, с 01.01.2015 составил 2 108,22 руб. за 1 Гкал.Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.06.20115 в„– 16/51 утвержден и введен в действие с 01.07.2015 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "ЭКО-Фаэтон" в размере 4 479,40 руб. за 1 Гкал. Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.08.2014 в„– 60, с 01.07.2015 составил 2 109,41 рубля за 1 Гкал.
По расчету общества размер субвенций на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению составляет 3 223 951,40 руб. за период с мая по ноябрь 2015 года.
Платежными поручениями от 30.07.2015 в„– 861 на сумму 754 100 руб.; от 07.08.2015 в„– 32 - 754 100 руб., от 19.08.2015 в„– 231 - 5 858 381,06 руб.; от 29.09.2015 в„– 1084 - 420 614 руб., от 30.10.2015 в„– 223586 - 475 000 руб., от 25.11.2015 в„– 46681 - 370 000 руб., от 23.12.2015 в„– 825430 - 416 841,63 руб. администрацией перечислены ООО "ЭКО-Фаэтон" субвенции на сумму 9 049 036,69 руб.
Посчитав вышеназванные перечисления произведенными в счет исполнения решения суда от 23.01.2015 по делу в„– А73-13640/2014, учитывая, что за период с мая по ноябрь 2015 года субвенции в размере 3 223 951,40 руб. остались не перечисленными, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Разрешая данный спор в пользу истца, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 в„– 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон в„– 222) предусмотрено возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона в„– 222 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 в„– 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 в„– 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок), а именно пунктом 3.2 установлено, что порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2011 в„– 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым организации для получения средств на возмещение убытков осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу пунктов 2.2, 5.3 постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 в„– 35-пр, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
Соответственно органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района. Министерство непосредственно не осуществляет расчеты с теплоснабжающими организациями.
Как установлено судами по материалам дела, а именно информации о лимитах бюджетных обязательств краевого бюджета на 2015 год, Николаевскому муниципальному району на основании Закона Хабаровского края от 31.10.2007 в„– 150 для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, выделено 125 757 850 руб., из которых 5 900 000 руб. для ООО "ЭКО-Фаэтон".
Довод заявителя жалобы о недостаточном финансировании со стороны бюджета субъекта правомерно отклонен судами, поскольку материалами дела подтверждено, что министерство исполнило обязанности по перечислению в соответствии с запланированным размером субвенций в отношении общества на 2015 год для реализации переданных государственных полномочий.
В силу положений статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства суд пришел к обоснованному выводу о взыскании за счет казны муниципального образования убытков общества согласно нормам статей 15, 1069 ГК РФ.
Выводы судов основаны на полном и всестороннем анализе доказательств, имеющихся в деле, а также доводов участников процесса, соответствуют подлежащим применению и правильно примененным нормам материального права.
Таким образом, обжалуемые решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, поэтому они изменению, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 04.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 по делу в„– А73-16944/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ

Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.А.МИЛЬЧИНА


------------------------------------------------------------------