По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.08.2016 N Ф03-3566/2016 по делу N А51-18998/2015
Требование: О признании незаконным бездействия по принятию решения о предварительном согласовании земельного участка, об обязании принять решение, утвердить акт выбора земельного участка и дополнительные согласования.
Обстоятельства: Письмом заявитель уведомлен о том, что в соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства испрашиваемый участок расположен в границах гостевого маршрута.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как действующим законодательством не предусмотрено проведение выбора земельного участка с составлением акта такого выбора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. в„– Ф03-3566/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Петрушак Елены Викторовны
на решение от 15.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016
по делу в„– А51-18998/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева, в апелляционном суде - судьи О.Ю. Еремеева, С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконова
по заявлению индивидуального предпринимателя Петрушак Елены Викторовны
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, индивидуальный предприниматель Мамедов Закир Гасан оглы
о признании незаконными действий, бездействия по уклонению от принятия обоснованного решения о предварительном согласовании
Индивидуальный предприниматель Петрушак Елена Викторовна (ОГРНИП 304253709100056, ИНН 253708113195; далее - предприниматель Петрушак Е.В.) обратилась в Арбитражный суда Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными дискриминационных действий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) лично к предпринимателю Петрушак Е.В. и ее обращению от 29.04.2015, выразившихся в бездействии департамента, уклонении от принятия обоснованного решения о предварительном согласовании по поступившим из управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - УГА г. Владивостока) документам и об обязании департамента немедленно принять решение в виде распоряжения о предварительном согласовании земельного участка по поступившим из УГА г. Владивостока документам (распоряжение УГА г. Владивостока от 15.04.2014 в„– 718, акт выбора земельного участка и дополнительные согласования), о которых она узнала, получив 13.06.2015 отказ департамента, оформленный письмом от 03.06.2015 в„– 20/03/03-02/19094.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены УГА г. Владивостока, индивидуальный предприниматель Мамедов Закир Гасан оглы.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, предприниматель Петрушак Е.В. просит принятые судебные акты отменить в связи нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об обстоятельствах, касающихся бездействия департамента, подтвержденные доказательствами по делу, а также относительно отказа департамента, препятствующие предпринимательской деятельности, поскольку не достигнута цель, с которой предприниматель Петрушак Е.В. обращалась с заявлением от 26.07.2012 в„– 29-23414 для предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке, испрашиваемом в аренду, для строительства. В связи с изменением земельного законодательства она не должна претерпевать неблагоприятные последствия. Заявитель полагает, что предусмотренные земельным законодательством стадии и этапы (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ) были выполнены, что подтверждается распоряжением УГА г. Владивостока от 15.04.2014 в„– 718 о выдаче схемы и актом выбора земельного участка от 18.03.2014 в„– 64. Таким образом, до изменения земельного законодательства у департамента сохранялась обязанность по принятию соответствующего решения.
Заявителем к кассационной жалобе приложены дополнительные документы, которые не могут быть приняты в силу положений статьи 286 АПК РФ, поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию и оценке доказательств по делу.
В отзыве на кассационную жалобу УГА г. Владивостока, поддерживая позицию по делу ответчика, привело аргументированные возражения относительно изложенных в ней доводов, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.04.2015 предприниматель Петрушак Е.В. обратилась в департамент с заявлением от 07.05.2015 в„– 20-20977 о выдаче распоряжения по результатам согласованного акта о выборе земельного участка и согласованного проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с утвержденным распоряжением УГА г. Владивостока от 15.04.2014 в„– 718 по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 12, для дальнейшего оформления земельного участка.
Письмом от 03.06.2015 в„– 20/03/03-02/19094 департамент сообщил, что в соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства, являющегося приложением к распоряжению УГА г. Владивостока от 15.04.2014 в„– 718, испрашиваемый земельный участок площадью 89 кв. м расположен в границах гостевого маршрута, установленного постановлением главы администрации г. Владивостока от 09.07.2009 в„– 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа минимальная площадь земельного участка, попадающего в границы гостевого маршрута, устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от зоны, в которой формируется земельный участок. Следовательно, площадь испрашиваемого земельного участка не удовлетворяет минимальной площади, установленной указанными Правилами.
Кроме того, департамент указал, что с 1 марта 2015 вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ), в связи с чем действующим законодательством исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Считая бездействие департамента, выраженного в уклонении от принятия решения в виде распоряжения о предварительном согласовании земельного участка и его действия по отказу, изложенному в письме от 03.06.2015 в„– 20/03/03-02/19094, незаконными и нарушающими права в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Петрушак Е.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2015 в силу статьи 29 ЗК РФ осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса в редакции, действующей до 01.03.2015, было предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как установлено судами, УГА г. Владивостока издано распоряжение от 15.04.2014 в„– 718 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Окатовая, 12, индивидуальному предпринимателю Петрушак Елене Викторовне, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли; цель предоставления: для строительства объекта розничной торговли (специализированный магазин розничной торговли".
В пунктах 3, 4 названного распоряжения указано, что схема расположения земельного участка частично накладывается на схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную распоряжением УГА г. Владивостока от 10.02.2014 в„– 220, собственникам помещений в многоквартирном доме для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Окатовая, 12, а также на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:6836.
На основании данного распоряжения предприниматель Петрушак Е.В. 13.05.2014 обратилась в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта розничной торговли на земельном участке, расположенном в районе ул. Окатовой, 12, площадью 89 кв. м.
Письмом от 21.07.2014 в„– 20/03/02-13/24182 предпринимателю по поставленному вопросу отказано по мотиву наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок, схема которого утверждена распоряжением УГА г. Владивостока от 10.02.2014 в„– 220 собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Окатовая, 12.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2014 по делу в„– А51-9905/2014 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований, в том числе о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 21.07.2014 в„– 20/03/02-13/24182.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по названному делу в„– А51-9905/2014, имеющие в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, относительно того, что границы испрашиваемого предпринимателем земельного участка налагаются на территорию земельного участка, предоставленного для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилом дома, а также то, что право собственников помещений в многоквартирном доме, ранее возникшее по отношению к праву заявителя на формирование границ земельного участка на основании утвержденной ей схемы, суды констатировали, что это обстоятельство является препятствием для предоставления земельного участка предпринимателю.
Кроме этого, судами также установлено, что 06.09.2013 между департаментом и предпринимателем Мамедовым Закиром Гасан оглы, на основании распоряжения от 22.08.2013 в„– 1860-рз, заключен договор в„– 03-Ю-17796 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:6836, площадью 20 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Окатовая, 12, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, для использования в целях размещения торгового павильона сроком на 3 года.
Указанный земельный участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 06.09.2013, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно кадастровому паспорту от 16.07.2014 в„– 25/00-13-259790 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:6836, площадью 20 кв. м, поставлен на кадастровый учет 18.07.2013. Договор аренды является действующим и в установленном законом порядке не прекращен.
Руководствуясь разъяснениями, приведенными в пунктах 52, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в„– 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды отметили, что наличие государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030008:6836 и притязания предпринимателя Петрушак Е.В. свидетельствуют о наличии спора о праве, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодателем способов защиты (статья 12 ГК РФ).
В этой связи данное обстоятельство имеет самостоятельное значение, влекущее отказ в заявленных в порядке главы 24 АПК РФ требованиях.
Постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 в„– 777 "О развитии г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанской регионе" утверждено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящего по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, и предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог.
Мероприятия, связанные с организацией гостевого маршрута, включены в долгосрочную целевую программу "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2009-2013 года, утвержденную постановлением главы г. Владивостока от 22.04.2009 в„– 381.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2012 в„– 4527 в постановление от 09.07.2009 в„– 777 внесены изменения, согласно которым установлены границы гостевого маршрута в целях туристического осмотра города Владивостока, приема делегаций, посещающих город Владивосток с официальными визитами, которые включают, в том числе ул. Окатовая (от домов в„– 1 и в„– 12 до дома в„– 28) в г. Владивостоке.
Таким образом, правовой режим земельных участков, расположенных в границах гостевого маршрута и прилегающей к нему 100-метровой зоне, на момент принятия администрацией оспариваемого решения сохранялся.
Судами установлен факт вхождения земельного участка в границы гостевого маршрута, что подтверждается актом о выборе земельного участка от 18.03.2014 в„– 64 для строительства, являющегося приложением к распоряжению УГА г. Владивостока от 15.04.2014 в„– 718.
Решением Думы г. Владивостока от 19.12.2013 в„– 217 внесены изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 в„– 462, в части установления правовой нормы статьи 14.2, согласно которой минимальная площадь земельного участка на территории города Владивостока при первичном его формировании для целей, связанных со строительством, попадающего полностью либо частично в границы гостевого маршрута, устанавливается в размере не менее 2000 кв. м вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается формируемый земельный участок, за исключением случаев формирования дополнительных земельных участков с целью реконструкции объектов недвижимого имущества.
Между тем, как указано судами, предпринимателем испрашивается земельный участок в размере 89 кв. м, что не соответствует требованиям вышеуказанной статьи.
Более того, судами обращено внимание на то, что в связи с вступлением в силу Закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015 отдельные нормы ЗК РФ, в том числе статьи 30 - 31 Кодекса, определяющие обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка, утратили силу. Действующими с 01.03.2015 нормами главы V.1. и статьей 11.10 ЗК РФ установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
При этом в силу пунктов 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, и лишь в исключительных случаях, когда земельный участок предоставляется без торгов, подготовка его схемы может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено проведение выбора земельного участка с составлением акта такого выбора. Кроме того, в связи с внесенными в ЗК РФ изменениями вся процедура предоставления земельного участка, включая подготовку и утверждение схемы его расположения, осуществляется одним органом, наделенным соответствующими полномочиями, которым на основании Закона Приморского края от 18.11.2014 в„– 497-КЗ в г. Владивостоке является департамент.
Статьей 34 Закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ регламентировано, что до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем предусмотрен юридический факт, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015. Таким фактом является принятое до 1 марта 2015 года решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
Следовательно, на сегодняшний день предоставление заявителю земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно в силу прямого указания закона.
В связи с тем, что в отношении испрашиваемого предпринимателем земельного участка решения о предварительном согласовании места размещения объекта департаментом не принималось, суды сделали правильный вывод о том, что в данном случае отсутствуют правовые основания для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном утратившими силу статьями 30, 31 ЗК РФ после 01.03.2015.
При этом судами указано на то, что обращение в суд, прежде всего, преследует цель восстановления и защиты нарушенных или нарушаемых прав в порядке статьи 4 АПК РФ, что в данном случае невозможно в силу отсутствия у департамента с 01.03.2015 полномочий по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, вне правового основания, предусмотренного законом.
При таких обстоятельствах суды сочли заявленные требования предпринимателя Петрушак Е.В. не подлежащими удовлетворения ввиду отсутствия совокупности условий, необходимых в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК.
В силу правильно установленных обстоятельств по делу и верного применения норм материального права к спорным правоотношениям сторон доводы, приведенные заявителем кассационной жалобы, направленные на несогласие с выводами судов, подлежат отклонению судебной коллегией кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 15.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 по делу в„– А51-18998/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Н.НОВИКОВА
------------------------------------------------------------------
