Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.07.2016 N Ф03-2935/2016 по делу N А73-16103/2015
Требование: О признании незаконным заключения проверки в части признания недействительным паспорта транспортного средства, признании недействительным прекращения регистрации седельного тягача, об обязании восстановить его регистрацию.
Обстоятельства: Регистрация транспортного средства прекращена на основании заключения по результатам проверки из-за прекращения действия сертификата соответствия.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как регистрирующий орган обоснованно произвел аннулирование регистрационных действий, в паспорт транспортного средства внесены данные об его экологическом классе на основании аннулированного сертификата соответствия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. в„– Ф03-2935/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2016
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, Г.В. Котиковой
при участии:
от заявителя: ООО "Пионер" - Полозов А.Г., представитель по доверенности от 04.05.2016 в„– 301;
от УГИБДД УМВД по Хабаровскому краю - Никифоров М.В., представитель по доверенности от 16.12.2015 в„– 8/65д;
от ООО "Магадан-Трест" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пионер"
на решение от 28.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016
по делу в„– А73-16103/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Н. Никитина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И. Сапрыкина, И.И. Балинская, Е.В. Вертопрахова
по делу в„– А73-16103/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пионер" (ОГРН 1032700459329, ИНН 2723060453, место нахождения: 680032, г. Хабаровск, пер. Производственный, 4)
к Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (1022701286080, ИНН 2700001268, место нахождения: 680022, г. Хабаровск, ул. Воронежская, 1)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест"
о признании незаконным заключения проверки по аннулированию сертификата соответствия
Общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным заключения проверки Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - Управление, УМВД по Хабаровскому краю) от 16.04.2015 в части признания недействительным паспорта транспортного средства 28 ТХ 827952 от 05.10.2011; признания недействительной и прекращения регистрации транспортного средства - седельный тягач "HOWO" и об обязании Управления восстановить регистрацию названного транспортного средства.
Решением суда от 28.01.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016, в удовлетворении требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права, неполное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суды посчитали установленными.
Управление и ООО "Магадан-Трест" отзывы на кассационные жалобы не представили.
Представитель УМВД по Хабаровскому краю в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласился, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
ООО "Магадан-тест" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Общество по договору купли-продажи от 10.10.2011 приобрело у ООО "Амур Юань Дун" транспортное средство - седельный тягач "HOWO" (ZZ4257V3247NlH 2011 г.в., двигатель D12.42-30, объем 11596 куб. см, дизель VIN: LZZ5CLVB0BA644832. экологический класс 4) паспорт транспортного средства серии 28 ТХ 827952.
Регистрация указанного транспортного средства осуществлена МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю (государственный регистрационный знак А525ХВ27).
17.03.2015 в Управление поступило указание Главного управления ОБДД МВД России в„– 13/4-1652 о проведении проверочных мероприятий в отношении транспортных средств согласно перечню, сертификаты соответствия которых прекращены (аннулированы).
По результатам проверки регистрации транспортных средств, зафиксированным в заключении от 16.04.2015, Управлением на основании пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 в„– 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации) принято решение об аннулировании регистрационных действий в отношении, в том числе, вышеназванного тягача, поскольку сертификат соответствия в„– C-CN.AB23.A.04562 аннулирован согласно информации официального сайта Росаккредитации www.fsa.gov.ru.
Из материалов дела судами установлено, что о факте аннулирования регистрации транспортного средства общество извещено письмом Управления от 21.04.2015 в„– 102.
Полагая, что действия УМВД по Хабаровскому краю по аннулированию регистрационных действий не соответствуют закону и нарушают права общества на использование принадлежащего ему имущества в предпринимательской деятельности, ООО "Пионер" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и отказал в заявленных требованиях, считая, что оспариваемые действия Управления являются законными.
Суд округа с выводами судов соглашается в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 в„– 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В пункте 3 Правил регистрации указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 в„– 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, данный регламент действовал в период выдачи спорных сертификатов.
Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008. Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 в„– 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 в„– 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений в„– 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 в„– 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Из изложенного следует, что если в паспорт транспортного средства внесены данные об экологическом классе транспортного средства на основании аннулированного сертификата соответствия, то есть отсутствует подтверждение соответствия автомобиля техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, то автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении и, следовательно, регистрационный орган обязан снять автомобиль с регистрационного учета (отказать в производстве регистрационных действий в отношении транспортного средства).
Как установлено арбитражным судом по данным, полученным от Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) и имеющимся в открытом доступе на официальном сайте www.fsa.gov.ru, действие сертификата соответствия в„– C-CN.AB23.A.04562 от 30.09.2011 прекращено органом по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" на основании приказа от 17.12.2012 в„– 30.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, судами сделан правомерный вывод о том, что регистрирующий орган, получив информацию об отмене названного сертификата соответствия, руководствуясь абзацем 2 пункта 51 Правил регистрации, правомерно, с учетом 5-летнего срока давности, произвел аннулирование всех регистрационных действий с транспортным средством, принадлежащим обществу, а также принял решение о признании недействительным и внес в базу утраченной специальной продукции паспорт транспортного средства 28 ТХ 827952, о чем по результатам проверки составлено заключение от 16.04.2015.
Доводы кассационной жалобы о нарушении оспариваемыми судебными актами прав общества на владение и распоряжение принадлежащим ему имуществом судом кассационной инстанции не принимаются.
Действительно, как правильно заметил податель кассационной жалобы нарушения, связанные с регистрацией транспортного средства, не могут являться безусловным основанием для лишения собственника (или иного законного владельца) правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением. Иное означало бы несоразмерное ограничение прав, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, но при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Соответствующий конституционно-правовой смысл указанных законоположений определен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 в„– 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой".
В свою очередь, в соответствии с указанным конституционно-правовым смыслом действующих законоположений возможность и способы восстановления регистрации транспортного средства прямо предусмотрены Правилами регистрации, в соответствии с которыми отмена регистрации транспортного средства не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства.
На основании пункта 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, которая прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
В пункте 51 Правил регистрации установлены способы восстановления регистрации:
- в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства;
- в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Таким образом, собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.
Ссылка общества на то, что, разрешая настоящий спор, суду следовало руководствоваться абзацем шестым пункта 51 Правил, где указывается, что в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в данном деле предметом спора является обжалование заключения проверки Управления от 16.04.2015 в части признания недействительным паспорта транспортного средства 28 ТХ 827952 от 05.10.2011, по итогам которой признана недействительной и прекращена регистрации спорного транспортного средства - седельный тягач "HOWO" по причине прекращения действия сертификата соответствия, на основании которого и выдан паспорт транспортного средства.
Учитывая вышеизложенное, указание Общества на необходимость обязания Управления восстановить регистрацию названного средства правомерно рассматривалось судом как мера восстановления нарушенного права, а не как самостоятельное требование.
Отклоняются судом округа доводы общества о незаконности оспариваемых судебных актов по причине отклонения судом апелляционной инстанции ходатайства о приобщении к материалам дела заключения эксперта, поскольку вопрос об относимости и допустимости этого документа в качества доказательства по делу решается судом в каждом деле индивидуально с учетом предмета заявленных требований. Нарушений со стороны суда второй инстанции при разрешении ходатайства по материалам дела не установлено: сведения о его заявлении обществом и о результатах его рассмотрения судом зафиксированы в протоколе судебного заседания.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина уплачена ООО "Пионер" по платежному поручению от 20.05.2016 в„– 616 в размере большем, чем предусмотрено вышеуказанными нормами права, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 по делу в„– А73-16103/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Пионер" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению в„– 616 от 20.05.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
Г.В.КОТИКОВА


------------------------------------------------------------------