Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2016 N Ф03-2966/2016 по делу N А51-17351/2015
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Решение: Требование удовлетворено, так как административным органом допущено нарушение порядка назначения наказания за совершение действий, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф03-2966/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Агро-Дэсун Ханка" - представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области - Воропаевой В.А., представитель по доверенности от 26.11.2015 в„– 65;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Дэсун Ханка"
на решение от 19.11.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016
по делу в„– А51-17351/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал;
в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Н.Л. Сидорович, Т.А. Солохина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро-Дэсун Ханка"" (ОГРН 1032501225350, ИНН 2530006690, место нахождения: 692676, Приморский край, г. Ханкайский район, село Мельгуновка, ул. Ленинская, 11)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725, место нахождения: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, 33)
о признании незаконным и отмене постановления
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Дэсун Ханка" (далее - общество, ООО "Агро-Дэсун Ханка") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - управление, административный орган, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области) от 03.08.2015 в„– 14-1141/15.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016, обществу в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Агро-Дэсун Ханка", ссылаясь в кассационной жалобе на существенное нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о признании постановления административного органа незаконным.
Обосновывая доводы жалобы, общество ссылается на рассмотрение судами дела с нарушением правил подведомственности, недоказанность административным органом состава правонарушения, неверное определение субъекта административной ответственности, а также на существенное нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку управление не известило прокурора о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, полагает, что размер административного наказания определен без учета имущественного и финансового положения заявителя.
Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в отзыве на жалобу, а также его представитель в судебном заседании, против изложенных в ней доводов возражают, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Агро-Дэсун Ханка", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284 и 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ООО "Агро-Дэсун Ханка" на основании договора от 26.11.2009 в„– 365 является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:19:010701:468, площадью 59,76 га, находящегося примерно в 2139 м по направлению на север от ориентира здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Ханкайский район, с. Майское, ул. Почтовая, д. 2,
18.05.2015 старшим помощником прокурора Ханкайского района Приморского края с участием инспектора по муниципальному земельному контролю отдела градостроительства и земельных отношений Администрации Ханкайского муниципального района в присутствии двух понятых произведен осмотр земельного участка и установлено, что общество допустило зарастание земельного участка кустарниками, многолетними сорными растениями на площади не менее 59,76 га. Агротехнические, агрохимические, фитосанитарные, мелиоративные, противоэрозионные мероприятия, а также работы по обработке почвы не выполнены, что способствует возникновению деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия и истощению почв, ухудшению ее водно-физических свойств.
По результатам осмотра составлен протокол от 18.05.2015, а 06.07.2015 исполняющим обязанности прокурора Ханкайского района Приморского края в отношении ООО "Агро-Дэсун Ханка" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Указанное постановление направлено в адрес Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, которое постановлением от 03.08.2015 в„– 14-1141/15 признало ООО "Агро-Дэсун Ханка" виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Ссылаясь на незаконность постановления, ООО "Агро-Дэсун Ханка" обратилось за защитой нарушенного права в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, исходили из следующего.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (часть 1). Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (часть 2).
Частью 1 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сельскохозяйственных земель.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: протокол осмотра от 18.05.2015, договор аренды земельного участка от 26.11.209 в„– 365, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.07.2015, суды установили, что на принадлежащем обществу на праве аренды земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:19:010701:468 не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью, по сохранению плодородия почв и защите земель от захламления.
Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что бездействие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является правомерным.
Судами верно указано на то, что вина общества в совершении правонарушения, с учетом положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правильно определен судами субъект административной ответственности, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам вывод судов о соблюдении административным органом норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении.
Между тем при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что ООО "Агро-Дэсун Ханка" уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за нарушения, выявленные в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ханкайского района Приморского края 18.05.2015 с участием инспектора по муниципальному земельному контролю отдела градостроительства и земельных отношений Администрации Ханкайского муниципального района.
Так, постановлением заместителя начальника Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 03.08.2015 в„– 14-1140/15 ООО "Агро-Дэсун Ханка" назначено административное наказание по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. за аналогичные нарушения, допущенные в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:19:010701:451 и выявленные прокуратурой 18.05.2015.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 18.11.20015, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 12.02.2016 по делу в„– 7-21-124, постановление Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 03.08.2015 в„– 14-1140/15 оставлено без изменения.
Из материалов данного дела и указанных судебных актов видно, что по результатам одной проверки в отношении общества возбуждено несколько дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, которые переданы на рассмотрение одному органу в Уссурийский отдел по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ, и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что административным органом положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении административного наказания по выявленному факту невыполнения обществом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду не соблюдены.
Принимая во внимание наличие вступившего в законную силу постановления Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 03.08.2015 в„– 14-1140/15 о назначении обществу административного штрафа по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в размере 400 000 руб. по одному и тому же факту совершения противоправного бездействия, проверка законности которого осуществлена судами общей юрисдикции раньше, чем постановления от 03.08.2015 в„– 14-1141/15, учитывая, что в рассматриваемом случае допущено нарушение порядка назначения наказания за совершение нескольких административных правонарушений, установленного частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, суд округа признает ошибочным вывод судов обеих инстанций о законности постановления Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 03.08.2015 в„– 14-1141/15.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пункта 2 части 1 статьи 287, части 2 статьи 288 АПК РФ решение Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2015 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 подлежат отмене с принятием Арбитражным судом Дальневосточного округа нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 19.11.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу в„– А51-17351/2015 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 03.08.2015 в„– 14-1141/15 о признании общества с ограниченной ответственностью "Агро-Дэсун Ханка" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
Е.П.ФИЛИМОНОВА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------