Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2016 N Ф03-2277/2016 по делу N А37-1611/2015
Требование: О признании недействительным представления органа финансового контроля в части.
Обстоятельства: Орган финансового контроля вынес представление в связи с неправомерными расходами федеральных бюджетных средств, выделенных в виде субсидии, которые заказчик в нарушение условий государственных контрактов перечислил поставщикам за доставленное, но не введенное в эксплуатацию медицинское оборудование.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как по условиям контрактов обязанность заказчика по оплате полученного оборудования возникает только с момента ввода его в эксплуатацию и инструктажа персонала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Магаданской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф03-2277/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: И.М. Луговой, И.В. Ширяева
при участии:
от Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области: представитель не явился;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области
на решение от 24.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016
по делу в„– А37-1611/2015 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Минеева; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И. Сапрыкина, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по заявлению Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области
о признании недействительным представления
Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (ОГРН 1054900019008, ИНН 4909085785, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Пролетарская, 14; далее - Минздрав Магаданской области, министерство) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 1 мотивировочной части представления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области (ОГРН 1044900020164, ИНН 4909911294, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, 15; далее - МТУ Росфиннадзора в Магаданской области, управление) от 10.07.2015 в„– 47-01-13-40/1003.
Решением суда от 24.11.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а именно: статей 70, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 309, 310, части 2 статьи 314, части 4 статьи 514, части 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частей 1, 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы полагает, что вышеназванные нормы законодательства им нарушены не были.
МТУ Росфиннадзора в Магаданской области в отзыве на кассационную жалобу против доводов министерства возражает, считает, что принятые по делу судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании представленных доказательств и соответствует закону, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МТУ Росфиннадзора в Магаданской области на основании приказа от 25.05.2015 в„– 39 в период с 26.05.2015 по 25.06.2015 в отношении Минздрава Магаданской области была проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммами: "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, медицинской эвакуации", "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины", "Охрана здоровья матери и ребенка", "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения на 2013-2020 годы", а также достоверности отчетности подпрограмм за 2014 год, в ходе которой установлены нарушения министерством бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 06.07.2015.
Рассмотрев материалы проверки, управление 10.07.2015 вынесло представление в„– 47-01-13-40/1003, содержащее требование рассмотреть информацию об указанных в нем нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принять меры к устранению выявленных нарушений и (или) устранению причин и условий их совершения не позднее 31.08.2015.
Министерство, не согласившись с выводами, изложенными в пункте 1 мотивировочной части данного представления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, либо поставщику в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (пункт 1 статья 516 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, пункт 1 мотивировочной части представления содержит описание допущенного нарушения бюджетного законодательства, а именно неправомерные расходы в результате несоблюдения министерством условий государственных контрактов при перечислении бюджетных средств поставщикам за доставленное, но не введенное в эксплуатацию медицинское оборудование. Также указано на данное нарушение в денежном выражении - 5 217 660, 50 руб.
Нарушение допущено по государственным контрактам от 03.09.2014 в„– 0347200001414001380_131822, от 22.09.2014 в„– 0347200001414001531_131822, от 02.10.2014 в„– 0347200001414001600_131822, от 30.10.2014 в„– 0347200001414002Ш_131822 на поставку различного медицинского оборудования за счет федеральных бюджетных средств, выделенных министерству в виде субсидии.
Проанализировав условия данных контрактов суды установили, что поставка по ним включала в себя три этапа: доставку до грузополучателя, ввод в эксплуатацию и инструктаж персонала. Обязанность заказчика по оплате за поставленный товар осуществляется заказчиком в безналичной форме путем перечисления средств на расчетный счет поставщика в течение 20 рабочих дней с момента предоставления поставщиком заказчику полного пакета сопроводительных документов (счетов-фактур, товарных накладных, актов приема-передачи оборудования, актов ввода в эксплуатацию оборудования и инструктажа персонала), подтверждающих исполнение обязательств в отношении каждого оборудования, указанного в спецификации в„– 1 (приложение в„– 1 к контракту). Заказчик вправе увеличить срок оплаты товара дополнительно на 20 рабочих дней в случае нарушения поставщиком сроков ввода в эксплуатацию.
При этом условиями контрактов не предусмотрена предварительная оплата и оплата отдельных этапов поставки (доставки до грузополучателя, ввода в эксплуатацию, инструктажа персонала).
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом условий вышеназванных контрактов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность министерства, как заказчика, по оплате полученного товара возникает только с момента ввода его в эксплуатацию и инструктажа персонала.
Однако, как установлено судами и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, министерством неправомерно перечислялись бюджетные средства, полученные в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, за доставленное, но не введенное в эксплуатацию оборудование в размере 90% стоимости каждой единицы товара.
С учетом изложенного, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции, придя к выводу о том, в спорном предписании управлением правильно указано на допущенное министерством нарушение бюджетного законодательства, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии министерства с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 по делу в„– А37-1611/2015 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.П.ФИЛИМОНОВА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------