По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.07.2016 N Ф03-6061/2015 по делу N А51-3280/2015
Требование: О взыскании стоимости поставленного бункерного топлива.
Обстоятельства: Бункерное топливо, поставленное по бункерным распискам правопредшественником истца на судно ответчика, оставлено последним без оплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как на момент поставки бункерного топлива судно, принадлежащее ответчику, было зафрахтовано третьим лицом, на котором лежит обязанность по оплате поставленного бункерного топлива.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. в„– Ф03-6061/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.М. Саранцевой
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.О. Никитина
при участии:
от истца: Важенин А.Г., представитель по доверенности от 16.07.2015;
от ответчика: Могильный И.В., представитель по доверенности от 27.06.2016;
от Шиппинг Лэнд Ко., Лтд: Могильный И.В., представитель по доверенности от 27.06.2016;
от Грейт Вейв Интернешнл Лимитед (Great Wave International Limited): Лисицын П.А., представитель по доверенности от 01.06.2016;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотой Поток"
на решение от 30.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015
по делу в„– А51-3280/2015
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Хижинский, в апелляционном суде судьи: Н.А. Скрипка, А.В. Ветошкевич, С.Б. Култышев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Золотой Поток"
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальтрансфлот"
третьи лица: Грейт Вейв Интернешнл Лимитед (Great Wave International Limited), Шиппинг Лэнд Ко., Лтд
о взыскании задолженности в размере 522 000 долларов США
Общество с ограниченной ответственностью "Золотой Поток" (ОГРН 1122543010303, ИНН 2543009264, место нахождения: 690054, Приморский край, г. Владивосток, ул. 3-я Шоссейная, 27А; далее - ООО "Золотой Поток") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дальтрансфлот" (ОГРН 1032501812771, ИНН 2537068039, место нахождения: 690077, Приморский край, г. Владивосток, ул. Вилкова, 5; далее - ООО "Дальтрансфлот") о взыскании 522 000 долларов США (с учетом уточнения требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Иск обоснован ненадлежащим исполнением ООО "Дальтрансфлот" обязательств в части оплаты поставленного компанией Грейт Вейв Интернешнл Лимитед бункерного топлива и наличием оснований для взыскания стоимости топлива на основании статей 309, 310, 330 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Грейт Вейв Интернешнл Лимитед (Great Wave International Limited) и Шиппинг Лэнд Ко., Лтд.
Решением суда от 30.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что ООО "Дальтрансфлот" (собственник судна "Тамбов") не является надлежащей стороной по поставке и оплате товара, поскольку материалами дела подтверждается наличие договорных отношений, в том числе по спорной поставке топлива 23.11.2013, между Грейт Вейв Интернешнл Лимитед и Шиппинг Лэнд Ко., Лтд (фрахтователь), в связи с чем заявленные исковые требования к ООО "Дальтрансфлот" удовлетворению не подлежат.
В кассационной жалобе ООО "Золотой Поток" просит решение от 30.06.2015 и постановление апелляционного суда от 22.09.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о нарушении судами норм процессуального права и неправильном истолковании норм Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Полагает, что суды без обозрения подлинников договора о бункеровке от 21.11.2013 не могли считать доказанным наличие договорных отношений между третьими лицами и установить отсутствие оснований для предъявления иска к ответчику. Указывает на то, что в соответствии со статьями 8, 71 КТМ РФ в данном случае капитан действует от имени действительного владельца и собственника судна - ООО "Дальтрансфлот". Ссылается на судебную практику по аналогичным спорам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дальтрансфлот" считает изложенные в кассационной жалобе доводы необоснованными и просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Золотой Поток" привел содержащиеся в кассационной жалобе доводы и просил ее удовлетворить.
Представитель Грейт Вейв Интернешнл Лимитед поддержал доводы кассационной жалобы и также просил ее удовлетворить.
Представитель ООО "Дальтрансфлот" и Шиппинг Лэнд Ко., Лтд привел доводы, соответствующие отзыву на кассационную жалобу и выразил мнение о необоснованности доводов заявителя кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, в обоснование заявленных требований истец указал на то, что компанией Грейт Вейв Интернешнл Лимитед осуществлена поставка бункерного топлива в порту Владивосток на судно "Тамбов", принадлежащее ООО "Дальтрансфлот". Поставка 300 тонн топлива класса DMA и 500 тонн топлива класса IFO-180 осуществлена 23.11.2013, принятие топлива капитаном судна "Тамбов" подтверждено подписью капитана и оттиском печати судна. Всего было поставлено топлива на сумму 522 000 долларов США.
Отсутствие оплаты судовладельцем поставленного топлива послужило основанием для обращения ООО "Золотой поток" в суд с рассматриваемым иском.
Право на предъявление настоящего иска обосновано заключенным между ООО "Золотой поток" (цессионарий) и Грейт Вейв Интернешнл Лимитед (цедент) договором уступки от 26.12.2014 в„– 1, по условиям которого цедент передает, а цессионарий принимает в полном объеме права требования от ООО "Дальтрансфлот" оплаты поставленного бункерного топлива по бункерным распискам от 23.11.2013 на судно "Тамбов" IMO номер 8225723, принадлежащего ООО "Дальтрансфлот". Договор является возмездным, оплата производится в течение 350 дней со дня его подписания (п. 1.5 договора). Документы к договору уступки переданы истцу по акту от 26.12.2014; ответчик уведомлен о состоявшейся уступке.
Рассматривая настоящий спор, суды обоснованно исходили из того, что возникшие между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами Главы 30 ГК РФ о купле-продаже.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, по общему правилу основанием возникновения у покупателя обязательства по оплате товара является получение данного товара от поставщика.
Судами установлено также, что ООО "Дальтрансфлот", являясь собственником судна "Тамбов", 30.06.2011 заключило с компанией Шиппинг Лэнд Ко., Лтд договор тайм-чартера по проформе с кодовым названием "Балтайм 1939" сроком действия контракта до 01.07.2015, с учетом дополнительного соглашения от 09.02.2015 в„– 2015-1. На момент бункеровки топлива 23.11.2013, фрахтователем судна "Тамбов" выступала компания Шиппинг Лэнд Ко., Лтд.
Из положений статьи 632 ГК РФ следует, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
На основании статьи 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В силу статьи 204 КТМ РФ фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.
Договором тайм-чартера от 30.06.2011 также предусмотрено, что фрахтователи обязаны предоставлять и оплачивать полностью жидкое топливо, портовые сборы, лоцманские проводки (независимо от того, являются ли они обязательными), рулевых при проходах каналами, боты для связи с берегом, прожекторы, буксиры и т.д. (статья 4 договора).
Кроме того, статьей 65 дополнительных статей к договору от 30.06.2011 установлено, что пополнение запасов бункера организуют фрахтователи, но всегда под контролем капитана. Капитан прилагает должную заботливость при пополнении запасов бункера, чтобы не допустить разлива нефти во время бункеровки. Фрахтователи несут ответственность за качество и технические характеристики запасов бункера.
Исходя из изложенного, оттиска печати судна и подписи капитана на бункерных расписках суды установили факт поставки топлива на судно 23.11.2011.
Судами установлено также, что в материалы дела представлен договор о бункеровке от 21.11.2013, заключенный между Грейт Вейв Интернешнл Лимитед (продавец) и Шиппинг Лэнд Ко., Лтд (покупатель и фрахтователь теплохода "Тамбов"), согласно которому продавец 21.11.2013 обязался поставить покупателю 500 тонн мазута IFO 180 CST по цене 540 долларов США за одну метрическую тонну и 300 тонн дизельного топлива MGO по цене 840 долларов США за одну метрическую тонну. Инвойс, согласно договору о бункеровке, должен быть оплачен в течение 45 дней с даты поставки телеграфным платежом по получению инвойса факсом и должен быть произведен в долларах США безо всяких вычетов.
Заключение данного договора между Грейт Вейв Интернешнл Лимитед и Шиппинг Лэнд Ко., Лтд его сторонами (третьими лицами по настоящему делу) какими-либо доказательствами не опровергнуто.
На основании указанного договора Грейт Вейв Интернешнл Лимитед выставлен Шиппинг Лэнд Ко., Лтд инвойс от 23.11.2013 в„– 29.13 на сумму 522 000 долларов США.
Факт наличия между третьими лицами отношений по поставке топлива подтвержден, как установлено судами, и заявлением истца об уменьшении суммы иска в связи с признанием факта оплаты со стороны Шиппинг Лэнд Ко., Лтд ранее поставленного Грейт Вейв Интернешнл Лимитед топлива на судно "Тамбов" в марте и сентябре 2013 года.
При этом признанный истцом и третьим лицом - Грейт Вейв Интернешнл Лимитед факт оплаты поставленного топлива, послуживший основанием для уменьшения суммы иска, соответствует в размере произведенных оплат и объемах поставленного топлива представленным Шиппинг Лэнд Ко., Лтд договору от 05.09.2013 и инвойсам от 15.03.2013 и 12.09.2013, выставленным Грейт Вейв Интернешнл Лимитед получателю топлива Шиппинг Лэнд Ко., Лтд за поставку топлива. Наличие договорных отношений указанных лиц по поставке топлива подтверждается и представленными в дело квитанциями об исходящих платежах, совершенных Шиппинг Лэнд Ко., Лтд по ранее выставленным инвойсам.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив наличие договорных отношений, в том числе по спорной поставке топлива 23.11.2013, между третьими лицами, суды пришли к правомерному выводу о том, что ООО "Дальтрансфлот" не является надлежащей стороной указанных отношений по поставке и оплате товара, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии между третьими лица отношений в рамках договора о бункеровке от 21.11.2013 подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку оригинал (копия) документа иного содержания в материалы дела не представлен; поставив под сомнение подлинность данного доказательства, участники дела не приняли процессуальных мер по его опровержению, в том числе, путем заявления о фальсификации договора, а в силу положений, установленных статьями 9, 65 АПК РФ, сторона несет риск несовершения необходимых процессуальных действий.
Его же доводы о неверном толковании судами норм КТМ РФ в части принятия топлива капитаном судна от имени тайм-чартерного фрахтователя несостоятельны, так как коммерческая эксплуатация судна представляет собой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условиях договора. При этом согласно условиям тайм-чартера от 30.06.2011 обязанность по предоставлению и оплате топлива возложена на фрахтователя.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику также отклоняется судом кассационной инстанции, так как оспариваемые судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам дела, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных участвующими в деле лицами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследовались судами и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 30.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу в„– А51-3280/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
М.М.САРАНЦЕВА
Судьи
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
Е.О.НИКИТИН
------------------------------------------------------------------
