Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.07.2016 N Ф03-3094/2016 по делу N А51-11949/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, о понуждении принять соответствующее решение, о признании частично недействительным распоряжения о формировании участков.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием возможности предоставления участка в аренду без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предоставление участка при наличии на него более одного претендента должно осуществляться только по результатам проведения торгов, кроме того, испрашиваемый участок расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. в„– Ф03-3094/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, Е.К. Яшкиной
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Мини-футбольный клуб "Портовик"
на решение от 20.01.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016
по делу в„– А51-11949/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.С. Кирильченко,
в суде апелляционной инстанции судьи А.В. Гончарова, О.Ю. Еремеева, Е.Н. Номоконова
по заявлению автономной некоммерческой организации "Мини-футбольный клуб "Портовик"
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, индивидуальный предприниматель Угаров Иван Алексеевич
об оспаривании решения
Автономная некоммерческая организация "Мини-Футбольный клуб "Портовик" (ОГРН 1122500001711, ИНН 2536970501, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 6В-37; далее - заявитель, организация, АНО "МФК "Портовик") обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, адрес (место нахождения): 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта "спортивный комплекс по адресу: г. Владивосток, в районе мыса Вилкова", выраженного в сообщении от 28.02.2015 в„– 20/03/03-02/9149; о понуждении департамента в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта спортивный комплекс на земельном участке, площадью 82 920 кв. м, расположенном в районе мыса Вилкова, г. Владивосток, а также о признании незаконным пункта 1.4 распоряжения департамента от 24.04.2015 в„– 09-вр "О формировании земельных участков" (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Угаров Иван Алексеевич (далее - ИП Угаров И.А.)
Определением Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - управление).
Решением суда от 20.01.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, АНО "МФК "Портовик" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. По мнению заявителя жалобы, основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта у регистрирующего органа отсутствовали, поскольку иных претендентов на данный земельный участок не имелось. При этом указывает, что ИП Угаровым И.А. испрашивался иной земельный участок. Кроме того, по мнению организации, в целях установления возможности предоставления земельного участка судами не исследован должным образом вопрос о размещении спортивного комплекса в границах технических зон. Настаивает на том, что земельный участок подлежал предоставлению посредством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, поскольку срок принятия департаментом соответствующего решения истекал 01.03.2015.
В отзывах на кассационную жалобу управление и департамент выразили несогласие с изложенными в ней доводами, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 в„– 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.01.2013 АНО "МФК "Портовик" обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на три года с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка примерной площадью 129 603 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе мыса Вилкова, для целей строительства спортивного комплекса.
Департамент письмом от 26.02.2013 в„– 20/03/02-12/13369 обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка с приложением полученных от организации документов.
В дополнение к заявлению 18.09.2013 организация направила в адрес управления схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обоснованием размера земельного участка в виде схемы размещения объектов и эскизов объектов недвижимости.
В дальнейшем управлением издано распоряжение от 08.09.2014 в„– 1856 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе мыса Вилкова АНО "МФК" Портовик", вид разрешенного использования: спортивные комплексы (стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные залы, тренажерные залы, бассейны и другие спортивные объекты); цель предоставления: строительство спортивного комплекса".
Из сведений акта о выборе земельного участка для строительства от 28.08.2014 в„– 231 следует, что общая площадь земельного участка составляет 82 920 кв. м, в том числе 82 920 кв. м - в водоохранной зоне акватории моря и 8 136 кв. м - в прибрежной защитной полосе водного объекта.
После получения акта выбора АНО "Мини-футбольный клуб "Портовик" обратилось в департамент по вопросу принятия решения о предварительном согласовании и последующем предоставлении спорного земельного участка.
На официальном сайте в сети Интернет администрации г. Владивостока 22.07.2014 опубликована информация о возможном предоставлении спорного земельного участка для строительства объекта.
После публикации о предстоящем предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка индивидуальный предприниматель Угаров И.В. письмом от 12.08.2014 вх. в„– 20-35257 направил в адрес департамента заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 82 920 кв. м в районе мыса Вилкова в г. Владивостоке.
По результатам рассмотрения указанных обращений департамент письмом от 28.02.2015 в„– 20/03/02-02/9149 сообщил АНО "МФК" Портовик", что на испрашиваемый земельный участок претендуют несколько лиц и определить лицо, которому надлежит предоставить земельный участок, по правилам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и в рамках процедуры предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта не представляется возможным; в этой связи право на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка подлежит выставлению на торги.
Аналогичные сведения указаны в письме департамента от 28.02.2015 в„– 20/03/02-02/9148.
24.04.2015 департаментом издано распоряжение в„– 1209-вр "О формировании земельных участков" в целях проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, в том числе в границах территориальной зоны застройки объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2) в районе мыса Вилкова в г. Владивостоке ориентировочной площадью 83 000 кв. м (пункт 1.4).
Не согласившись с решением департамента, оформленным письмом от 28.02.2015 в„– 20/03/03-02/9149, и пунктом 1.4 распоряжения от 24.04.2015 в„– 209-вр "О формировании земельных участков", организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2015 в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого отказа, предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
По правилам пункта 6 этой же статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений статей 30, 31, 32 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) законодательство в период спорных правоотношений не устанавливало каких-либо приоритетов для лиц, обратившихся к органу, уполномоченному распоряжаться земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка ранее других лиц.
Вместе с тем, поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) независимо от того, является ли этот земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 части 1 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Из материалов дела следует, что организация настаивает на предварительном согласовании места размещения объекта - спортивного комплекса на земельном участке площадью 82 920 кв. м в районе мыса Вилкова в г. Владивостоке, в отношении которого распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 08.09.2014 в„– 1856 ему выдан акт о выборе земельного участка для строительства и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем на спорный земельный участок помимо АНО "МФК" Портовик" претендует еще ИП Угаров И.В.
Ввиду того что на дату принятия оспариваемого организацией решения от 28.02.2015 департамент располагал сведениями как минимум о двух заявках, включая заявку АНО "Мини-футбольный клуб "Портовик", в отношении спорного земельного участка, у департамента имелись законные основания для принятия оспариваемого решения от 28.02.2015 в„– 20/03/03-02/9149 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и, как следствие, об издании распоряжения от 24.04.2015 в„– 209-вр в части пункта 1.4.
Далее, согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
В силу пункта 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 в„– 160 (далее по тексту - Правила в„– 160), в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 Правил в„– 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 в„– 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Из писем УГА администрации г. Владивостока от 15.10.2015 в„– 27/2-3-3551, от 15.10.2015 в„– 27/2-6-3548, от 29.10.2015 в„– 27/2-6-3688 следует, что в границах испрашиваемого земельного участка находятся инженерные коммуникации: подземная линия электропередачи напряжением 6 кВ Центра восстановительной медицины и реабилитации "Манчжур" внутренних войск МВД России (в/ч 2777). Балансовая принадлежность вышеуказанной инженерной сети по заявлению от МВД России Центр восстановительной медицины и реабилитации "Манчжур" внутренних войск МВД России (в/ч 2777) от 25.05.2015 вх. в„– 5614 сп.
Таким образом, размещение спортивного комплекса в границах технических зон инженерных коммуникаций в силу Правил в„– 160, Методических рекомендаций в„– 613 является еще одним препятствием для предоставления земельного участка.
Более того, с 01.03.2015 вступили в действие изменения в Земельный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта исключено, земельные участки подлежат предоставлению по результатам торгов, за исключением случаев, установленных статьями 39.3 и 39.6 Кодекса, к которым спорная ситуация не относится.
Данный закон не устанавливает, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие в период до введения его в действие.
В силу части 1 статьи 34 указанного закона до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В то же время каких-либо преимуществ для лиц, получивших акты о выборе земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта по которым до 1 марта 2015 года не приняты, законодатель не предусмотрел.
Указанное обстоятельство свидетельствует об утрате возможности для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 1 марта 2015 года.
С учетом изложенного суды правомерно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали в удовлетворении заявленных требований и не нашли оснований для восстановления нарушенных прав общественной организации.
Доводы, приведенные АНО "МФК "Портовик" в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на переоценку последних и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену решения и постановления, судами обеих инстанций не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 20.01.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по делу в„– А51-11949/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Е.К.ЯШКИНА


------------------------------------------------------------------