По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.11.2016 N Ф03-5139/2016 по делу N А73-4219/2016
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа, об обязании добавить общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: По результатам проверки принято оспариваемое решение, которым решено не включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, передать материалы для возбуждения административного дела, заказчик признан нарушившим законодательство о контрактной системе.
Решение: Требование удовлетворено частично, так как заказчиком графа образца заполнения котировочной заявки оформлена в виде граф со сведениями: о цене по каждому наименованию товара за единицу, цене за количество, итоговых строк о сумме общей цены заявки прописью, то есть одно из нарушений не подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. в„– Ф03-5139/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: КГБОУ ДО "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" - Любушкин Е.Ю., представитель по доверенности от 22.07.2016;
от УФАС России по Хабаровскому краю - представитель не явился;
от ООО "Принт-ДВ" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества", Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 15.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016
по делу в„– А73-4219/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г.
по делу в„– А73-4219/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" (ОГРН 1082721002220, ИНН 2721157636, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 87)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Принт-ДВ"
о признании незаконным решения
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" (далее - заявитель, учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС, антимонопольный орган) от 12.02.2016 в„– РНП-27-18 и обязании добавить общество с ограниченной ответственностью "Принт-ДВ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Определением суда от 31.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Принт-ДВ" (далее - ООО "Принт-ДВ", общество).
Решением от 15.06.2016 заявление удовлетворить частично: признан незаконным пункт 2 решения Хабаровского УФАС от 12.02.2016 в„– РНП-27-18 в части признания заказчика - КГБОУ ДОД "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" нарушившим часть 3.1 статьи 73, пункт 2 части 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон в„– 44-ФЗ).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Шестой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев кассационные жалобы антимонопольного органа на решение суда в части удовлетворенных требований, учреждения - в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения, в пункте 2 резолютивной части которого заказчик признан нарушившим пункт 4 части 3 статьи 73 Закона в„– 44-ФЗ, постановлением от 30.08.2016 оставил судебный акт без изменений.
Законность судебных актов проверяется по кассационным жалобам Хабаровского УФАС и учреждения, полагающих выводы судов относительно обстоятельств дела применительно к действующему законодательству ошибочными, а судебные акты подлежащими отмене в оспариваемых частях с принятием нового судебного акта.
В обоснование доводов жалобы антимонопольный орган указывает, что не согласен с выводами судов об отсутствии доказательств нарушения заказчиком пункта 2 части 3 статьи 73 (относительно ненадлежащего отражения в образце котировочной заявке предложения о цене контракта), части 3.1 статьи 73 Закона в„– 44-ФЗ (о том, что заказчиком не установлено требование к участникам, что они не являются офшорной компанией и недостаточным для подтверждения данного обстоятельства факта подачи заявки).
Учреждение не согласно с выводами судов о выявлении Хабаровским УФАС в отношении него нарушения пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в связи с не отражением в определенных графах образца котировочной заявки словосочетания "при наличии".
Доводы жалобы учреждения поддержаны его представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ООО Принт-ДВ" отзыв на жалобу не представило, явку представителя как и антимонопольный орган, не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Судами из материалов дела установлено следующее.
20.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - КГБОУ ДОД "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" размещено извещение о проведении запроса котировок для закупки в„– 0322200004915000021.
Объектом закупки определена поставка расходных материалов для офисной техники. Начальная (максимальная) цена контракта - 481 666,64 руб.
14.12.2015 по результатам запроса котировок между заказчиком КГБОУ ДОД "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" и поставщиком ООО "Принт - ДВ" заключен контракт в„– 3615033 К/490 на поставку оригинальных расходных материалов для оргтехники.
22.12.2015 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением поставщиком сроков поставки товара, а также несоответствием поставляемого товара условиям закупки, требованиям государственного контракта, о чем поставщик - ООО "Принт-ДВ" уведомлен письмом в„– 02-24/024 от 22.12.2015.
24.12.2015 вышеуказанное решение размещено, а 11.01.2016 опубликовано в Единой информационной системе.
02.01.2016 заключенный между заказчиком и поставщиком контракт от 14.12.2015 в„– 3615033 К/490 расторгнут.
13.01.2016 учреждение обратилось в Хабаровское УФАС с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о хозяйствующем субъекте ООО "Принт - ДВ".
По результатам проведения внеплановой проверки комиссией антимонопольного органа принято решение от 12.02.2016 в„– РНП-27-18 (с учетом определения об исправлении описки от 27.05.2016 в„– 3), согласно которому решено:
1. не включать сведения о хозяйствующем субъекте ООО "Принт - ДВ" (ИНН 2724104784) в реестр недобросовестных поставщиков;
2. признать заказчика КГБОУ ДОД "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества" нарушившим требования пункта 4 части 3 статьи 73, части 3.1 статьи 73, пункта 2 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе;
3. передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении должностных лиц заказчика КГБОУ ДОД "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества".
Несогласие учреждения с решением Хабаровского УФАС от 12.02.2016 в„– РНП-27-18, послужило основанием для обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который требования удовлетворил частично. Апелляционная коллегия позицию суда первой инстанции поддержала, оставив решение суда без изменений.
Суд округа считает, что суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является запрос котировок.
В силу части 1 статьи 72 Закона в„– 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Антимонопольный орган, а в дальнейшем суды, по материалам дела установили, что входящая в состав документации форма заявки на участие в запросе котировок не содержит словосочетание "при наличии" в графах заявки для заполнения информации об указании участниками закупки таких сведений, как: фамилия, имя, отчество, а также идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Поскольку конструкция пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе прямо указывает на необходимость отражения информации именно в таком изложении, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что отсутствие такой информации (даже при наличии разъяснений заполнения спорных граф котировочной заявки) является нарушением требований названной нормы Закона в„– 44-ФЗ. Как правильно заметили суды, Закон не предполагает возможности произвольного изложения содержания граф заявки, учитывая что требования к ее содержанию прямо указаны в соответствующей статье.
Таким образом, доводы кассационной жалобы учреждения о неверном толковании судами материальных норм и обстоятельств дела, не нашли своего подтверждения.
Вместе с этим суд округа соглашается с обеими судебными инстанциями, не согласившимися с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях заказчика нарушений пункта 2 части 3 статьи 73 и части 3.1 статьи 73 Закона в„– 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащей общие требования ко всем возможным процедурам проведения закупки, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с этим, перечень информации и документов, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки в форме запроса котировок и в заявке на участие в запросе котировок предусмотрен в частях 1 и 2 статьи 73 Закона о контрактной системе, то есть, обозначен в специальных по отношению общим нормах.
Части 1 и 2 статьи 73 Закона требования о подтверждении участником того, что он не является офшорной компанией, не содержат.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
В силу части 3.1 статьи 73 Закона о контрактной системе, участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Из анализа выше приведенных норм Закона в„– 44-ФЗ суды правильно заключили, что в силу положений специальной нормы Закона, относящейся непосредственно к закупке в форме запроса котировок, подтверждением того, что участник не является офшорной компанией, является сам факт подачи заявки на участие в закупке. Следовательно нарушения заказчиком части 3.1 статьи 73 Закона не допущено.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: предложение о цене контракта.
Согласно общим положениям Закона о цене, а именно пункта 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Суды верно отметили, что специальные нормы Закона в разделе, посвященном установлению порядка проведения закупки в форме котировки, требований к оформлению котировочной заявки относительно "цены контракта" не содержат.
Вместе с этим, суды установили, и подтверждается материалами дела, что заказчиком графа образца заполнения котировочной заявки оформлена в виде граф со сведениями: о цене по каждому наименованию товара за единицу, цене за количество по каждому наименованию, итоговых строк о сумме общей цены заявки прописью.
В этой связи заключение судов о том, что учреждением не допущено нарушения пункта 2 части 1 статьи 73 Закона в„– 44-ФЗ, является верным.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признан незаконным пункт 2 решения Хабаровского УФАС от 12.02.2016 в части признания учреждения нарушившим часть 3.1 статьи 73 и пункт 2 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, а в удовлетворении остальной части требований отказано.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 15.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу в„– А73-4219/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.А.МИЛЬЧИНА
------------------------------------------------------------------
