Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.11.2016 N Ф03-4529/2016 по делу N А59-62/2016
Требование: О взыскании убытков, причиненных нарушением сроков доставки груза.
Обстоятельства: Истец, уплативший третьему лицу пени за просрочку доставки груза, ссылается на то, что просрочка произошла по вине ответчика, доставлявшего груз прямым смешанным железнодорожно-водным сообщением.
Решение: Требование удовлетворено, так как доказана вина ответчика в нарушении сроков доставки груза.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Сахалинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2016 г. в„– Ф03-4529/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Камалиевой
Судей: Е.Н. Захаренко, И.А. Тарасова
при участии:
от истца: Раевская А.В., представитель по доверенности от 12.02.2016 в„– 117
от ответчика: Герасимова Н.В., представитель по доверенности от 20.10.2015 в„– 1775
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сахалинское морское пароходство"
на решение от 06.04.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016
по делу в„– А59-62/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.Н. Боярская; в суде апелляционной инстанции - судьи С.Н. Горбачева, Е.Н. Номоконова, Л.Ю. Ротко
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство"
о взыскании 301 862 рублей 93 копеек убытков
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, адрес (место нахождения): г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; далее - ОАО "РЖД", истец) в лице филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу "Сахалинское морское пароходство" (ОГРН 1026501017828, адрес (место нахождения): 694620, обл. Сахалинская, р-н. Холмский, г. Холмск, ул. Победы, д. 18, корп. А; далее - ОАО "СахМП", ответчик) о взыскании убытков в сумме 301 862 руб. 93 коп.
Иск обоснован тем, что ответчик нарушил сроки доставки груза (в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении), вследствие чего ОАО "РЖД" как перевозчик, выдавший груз грузополучателю, уплатило последнему пени за просрочку доставки груза. Образовавшиеся в связи с этим у истца убытки должны быть взысканы с пароходства по статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьям 75, 97 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Решением суда от 06.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО "СахМП", полагающего, что судами неверно произведен расчет подлежащих возмещению ОАО "РЖД" убытков по накладным АП684995, АР039662, АО013229, АР039663, АР039661 и АР036212. Указывает на то, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Считает, что размер ответственности должен быть уменьшен в соответствии со статьей 404 ГК РФ. В связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представители ОАО "СахМП" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами из материалов дела, решением Арбитражного суда Сахалинской области от 12.02.2015 по делу в„– А59-5599/2014 удовлетворены исковые требования индивидуального предпринимателя Карпинского В.И., с ОАО "РЖД" в пользу истца взысканы пени за просрочку доставки груза по десяти железнодорожным накладным в сумме 570 843,60 рублей.
ОАО "РЖД" самостоятельно исполнило решение суда, что подтверждается представленным в дело платежным поручением в„– 350 от 06.07.2015.
Полагая, что в просрочке доставки вагонов имеется вина ОАО "СахМП", истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков в сумме 301 862 рубля 93 копеек, рассчитанных пропорционально исходя из суммы взысканного штрафа путем вычленения количества дней просрочки по вине морского перевозчика.
На основании статей 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, ММФ СССР, МРФ РСФСР, с изменениями от 30.11.2000, далее - Правила), сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.
При передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза и с 0 часов следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров, перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как верно указали суды, из приведенных норм, а также норм статей 75, 97 УЖТ РФ следует, что основанием для возмещения убытков является: нарушение общего срока доставки груза и вина транспортной организации в нарушении общего срока доставки груза.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 12.05.2015 по делу в„– А59-5599/2014 установлено, что ОАО "РЖД" в прямом смешанном сообщении осуществляло перевозку грузов ИП Карпинского В.И. по спорным дорожным накладным АП684995, АР039662, АО013229, АР039663, АР039661 и АР036212.
Согласно расчету, представленному ОАО "РЖД", по данной дорожной ведомости допущена просрочка общего срока в доставке грузов.
ОАО "РЖД", обращаясь с настоящим иском, указывает, что из общего количества дней просрочки по накладным АП684995, АР039662, АР039663 по 14 суток приходятся на ОАО "СахМП" по накладным АО013229, АР036212 и АР039661 просрочка ответчика составила по 15 суток, поэтому, по мнению истца, сумма взысканной с ОАО "РЖД" неустойки в пользу ИП Карпинского В.И. должна распределяться между ОАО "РЖД" и ОАО "СахМП" пропорционально количеству дней просрочки.
Так, по накладной АП684995 сумма убытков составила 65 778,4 рублей, исходя из следующего расчета: 98 667,60 рублей (сумма взысканной пени решением суда): 21 сутки (количество дней общей просрочки) * 14 (количество дней просрочки морского перевозчика), по накладной АР039662 сумма убытков - 39 191,20 рублей, по АР039663-36 191,20 рублей, по АО013229-19 187,53 рублей, по АР036212-43 038,47 рублей и по АР039661-34 072,13 рублей.
Таким образом, разрешая спор, суды обеих инстанций, установив факт просрочки доставки груза со стороны ОАО "СахМП" и оплату ОАО "РЖД" пени за просроченные пароходством дни, исходя из фактического периода просрочки со стороны железнодорожного перевозчика, определяя ответственность из пропорциональности по количеству дней просрочки каждого из перевозчиков и учитывая размер провозной платы, на основании статьи 15 ГК РФ, статей 75, 97 УЖТ РФ, пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном объеме.
Доводы кассационной жалобы о неверном расчете судом убытков приходящихся на морского перевозчика подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку расчет суммы убытков, приходящийся на последнего, сделан судами пропорционально количеству дней просрочки по вине морского перевозчика по отношению к общему сроку просрочки доставки груза по спорной накладной.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.04.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу в„– А59-62/2016 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.КАМАЛИЕВА

Судьи
Е.Н.ЗАХАРЕНКО
И.А.ТАРАСОВ


------------------------------------------------------------------