По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2016 N Ф03-4830/2016 по делу N А04-2666/2016
Требование: О взыскании пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обстоятельства: В рамках камеральной проверки выявлена недоимка по страховым взносам, начислены пени. Выставлено требование об их уплате, которое не исполнено.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как ответчик документально подтвердил право на отсрочку по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в предоставлении отсрочки отказано незаконно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Амурской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. в„– Ф03-4830/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Гречихиной Н.В., представитель по доверенности от 03.10.2016 в„– 01-22/2804-3526;
от Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области - Бондаренко А.В., представитель по доверенности от 04.04.2016 в„– 206-34/16-16;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 02.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016
по делу в„– А04-2666/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.А. Басос;
в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по заявлению государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012, место нахождения: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, 15)
к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области (ОГРН 1112801000201, ИНН 2801157617, место нахождения: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Первомайская, 27)
о взыскании 3 282 руб. 29 коп.
государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, Амурское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области (далее - следственное управление, СУ СК России по Амурской области) пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 18.08.2015 по 30.09.2015 в сумме 3 282 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016, учреждению в удовлетворении заявления отказано.
Указывая в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, Амурское РО Фонда социального страхования Российской Федерации просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.Учреждение, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.12.2006 в„– 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон в„– 225-ФЗ), Федерального закона от 29.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 212-ФЗ), приводит доводы о правомерном доначислении следственному управлению пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 18.08.2015 по 15.10.2015 в сумме 3 282 руб. 29 коп.
Заявитель кассационной жалобы не согласился с выводами судов о незаконности отказов Амурского РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.08.2015 и 11.09.2015 в предоставлении отсрочек по уплате страховых взносов за июль и август 2015 года, полагает, что суды вышли за пределы рассмотрения предмета спора.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Амурского РО Фонда социального страхования Российской Федерации доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель следственного управления просил принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что 08.10.2015 СУ СК России по Амурской области в территориальный орган Фонда социального страхования представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату социального обеспечения.
Амурским РО Фонда социального страхования Российской Федерации 27.10.2015 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.07.2015 по 31.09.2015, в ходе которой выявлена недоимка по страховым взносам за проверяемый период в сумме 240 156 руб. 10 руб., начислены пени в размере 3 282 руб. 29 коп., о чем составлена справка от 27.10.2015 в„– 114330.
28.10.2016 в адрес следственного управления выставлено требование в„– 114330 об уплате пеней в добровольном порядке в срок до 17.11.2015, неисполнение которого явилось поводом для обращения учреждения за их взысканием в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Амурского РО Фонда социального страхования Российской Федерации правовых оснований для доначисления предъявленных к взысканию суммы пеней. При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 2.1 Федерального закона в„– 255-ФЗ СУ СК России по Амурской области является страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязано согласно пункту 2 статьи 4.1 данного Закона своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4.2 Федерального закона в„– 255-ФЗ определено, что права и обязанности страховщика, связанные с осуществлением контроля за уплатой страховых взносов, устанавливаются Федеральным законом в„– 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона в„– 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Законом.
Уплата причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом сроки является основанием для начисления плательщику страховых взносов пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (пункты 1 и 3 статьи 25 Федерального закона в„– 212-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что следственным управлением несвоевременно исполнялась обязанность по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2015 по 30.09.2015, что явилось основанием для исчисления по результатам камеральной проверки пеней за период с 18.08.20015 по 15.10.2015 в сумме 3 282 руб. 29 коп.
Вместе с тем, как установлено судебными инстанциями, причиной несвоевременного исполнения следственным управлением обязанностей страховщика явилось задержка в 2015 году финансирования из федерального бюджета на указанные цели.
При этом, получив письмо главного распорядителя бюджетных средств - Следственного комитета Российской Федерации от 03.08.2015 в„– исхск-289/1-20378-15 о задержке финансирования, следственное управление 14.08.2015, а в последующем 11.09.2015 обратилось в учреждение с заявлениями о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона в„– 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 18.1 Федерального закона в„– 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при непредоставлении (несвоевременном предоставлении) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведения (несвоевременного доведения) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечислении (несвоевременном перечислении) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Причем, как следует из части 5 статьи 18.1 Федерального закона в„– 212-ФЗ, если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена плательщику страховых взносов на основании пункта 2 части 3 статьи 18.1 данного Закона, то на сумму задолженности по страховых взносам проценты не начисляются.
Оценив по правилам, предусмотренным статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о представлении следственным управлением при обращении в Амурское РО Фонда социального страхования Российской Федерации всех документов, предусмотренных частью 4 статьи 18.4 Федерального закона в„– 212-ФЗ, подтверждающих наличие права на отсрочку уплаты страховых взносов за июль и август 2015 года (письмо главного распорядителя бюджетных средств о задержке финансирования в 2015 году, отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств), об отсутствии у Амурского РО Фонда социального страхования Российской Федерации правовых оснований для отказа в предоставлении отсрочки и их незаконности, соответственно, о неправомерном исчислении пеней.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу о том, что обстоятельства настоящего дела были предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций. При этом судебными инстанциями со ссылкой на имеющиеся в деле документы подробным образом аргументированы сделанные выводы.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы заявления и апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Довод Амурского РО Фонда социального страхования Российской Федерации о превышении судами пределов рассмотрении заявленных требований несостоятелен, поскольку частью 6 статьи 215 АПК РФ суд при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций обязан проверить основания их взыскания.
Поскольку доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 02.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 по делу в„– А04-2666/2016 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА
------------------------------------------------------------------
