Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.10.2016 N Ф03-4750/2016 по делу N А73-3823/2016
Требование: О взыскании убытков, составляющих межтарифную разницу.
Обстоятельства: Убытки истца возникли из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения и тарифами на данный энергоресурс, установленными для него компетентным органом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтвержден факт причинения убытков вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным образованием переданных и финансово обеспеченных государственных полномочий по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. в„– Ф03-4750/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.М. Луговой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" - представитель не явился;
от администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 24.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016
по делу в„– А73-3823/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.В. Лазарева, в суде апелляционной инстанции судьи: М.О. Волкова, В.Г. Дроздова, А.А. Тихоненко
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (ОГРН 1102705000452, ИНН 2705099377, место нахождения: 682431, Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное, ул. Хохлова, 4)
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73)
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 2 701 721 руб. 82 коп.
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство Теплоснаб" (далее - общество, ООО "ЖКХ Теплоснаб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о взыскании 2 701 721 руб. 82 коп. убытков, составляющих межтарифную разницу за январь - февраль 2016 года.
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ Хабаровского края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016, иск удовлетворен: с администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в пользу ООО "ЖКХ Теплоснаб" взысканы убытки в сумме 2 701 721 руб. 82 коп.
Ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, администрация просит указанные акты отменить.По мнению заявителя, судами не учтено, что в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса", статей 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 в„– 22 (в редакции Закона от 27.11.2013 в„– 7) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края и производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете. Указывает на неисполнение краевым бюджетом обязательств по предоставлению муниципальному образованию субвенций на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, организациям, не участвующим в централизованном завозе топлива. Считает, что возмещению истцу межтарифной разницы за счет денежных средств, которые поступили по дополнительному коду бюджетной классификации, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Настаивает на том, что поскольку министерство не обеспечило в спорный период администрацию денежными средствами в достаточном количестве, ответственность по возмещению убытков должна быть возложена на Хабаровский край в лице министерства ЖКХ Хабаровского края.
Отзывы на кассационную жалобу ООО "ЖКХ Теплоснаб" и министерство ЖКХ Хабаровского края не представили.
ООО "ЖКХ Теплоснаб", администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, министерство ЖКХ Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что ООО "ЖКХ Теплоснаб" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению объектов жилищного фонда с. Красное, с. Чнырах Николаевского муниципального района Хабаровского края, г. Николаевска-на-Амуре.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.09.2015 в„– 26/34 для потребителей ООО "ЖКХ Теплоснаб" на 2016 год установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 3 616,85 руб. /Гкал. При этом предельный тариф на тепловую энергию на 2016 год в соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 в„– 80 составил: с 01 января по 30 июня в размере 2 209,41 руб. /Гкал без учета НДС, 2 607,11 руб. /Гкал с учетом НДС; с 01 июля по 31 декабря в размере 2 372,91 руб. /Гкал без учета НДС; 2 800,03 руб. /Гкал с учетом НДС.
Ссылаясь на несение убытков в январе - феврале 2016 года из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения и тарифами на данный энергоресурс, установленный для общества, ООО "ЖКХ Теплоснаб" обратилось за взысканием межтарифной разницы в арбитражный суд.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
В постановлении от 29.03.2011 в„– 2-П Конституционного Суда Российской Федерации изложена правовая позиция, согласно которой возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен на тепловую энергию. Субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 в„– 222 (далее - Закон Хабаровского края в„– 222).
Согласно статье 3 Закона Хабаровского края в„– 222 возмещение организациям убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 в„– 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон Хабаровского края в„– 150) Николаевский муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края в„– 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 в„– 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", а именно пунктом 3.2 установлено, что порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Во исполнение изложенных выше нормативных правовых актов постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 в„– 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района.
Проверяя исполнение Хабаровским краем обязательств по финансовому обеспечению государственных полномочий, переданных Николаевскому муниципальному району, по компенсации истцу убытков, обусловленных применением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, суды установили, что край предусмотрел в бюджете соответствующие финансовые обязательства по перечислению субвенций в 2016 году на указанные цели.
Согласно расчету плановой суммы возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению по Николаевскому муниципальному району на 2016 год, администрацией на указанные цели затребовано 130 937 490 руб. (в том числе 12 278 700 руб. для ООО "ЖКХ Теплоснаб"). В соответствии с Приложением в„– 19 Закона Хабаровского края от 09.12.2015 в„– 146 "О краевом бюджете на 2016 года" Николаевскому муниципальному району на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию предусмотрено 131 261 230 руб. Отчетом об использовании субвенций за январь - февраль 2016 года, платежным поручением от 09.02.2016 в„– 3666337 подтверждается факт получения ответчиком субвенции на указанные цели в сумме 16 198 610 руб. 40 коп.
Правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства (в том числе акт сверки, составленный министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края по предоставленным субвенциям из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению за 2015 год) и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о выполнении Хабаровским краем обязательств по финансированию расходов на возмещение убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению Николаевского муниципального района.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факта наступления вреда, противоправности поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размера убытков. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий ответственности исключает ее применение. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) и возникшими у истца убытками.
Судами установлено, что сумма понесенных убытков ООО "ЖКХ Теплоснаб" за январь - февраль 2016 года составила 2 701 721 руб. 82 коп., которая определена исходя из экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Поскольку материалами дела подтверждается факт причинения обществу убытков вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным образованием переданных и финансово обеспеченных государственных полномочий по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, суд кассационной инстанции признает верным вывод судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
Довод администрации о том, что взыскание 2 701 721 руб. 32 коп. должно быть осуществлено за счет Хабаровского края в лице министерства ЖКХ Хабаровского края правомерно отклонен судебными инстанциями ввиду отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о неправомерности действий третьего лица. Фактические обстоятельства данного дела опровергают довод заявителя кассационной жалобы о недостаточном финансировании субъектом рассматриваемых расходных обязательств. В свою очередь в материалы дела не представлены доказательства соблюдения администрацией установленного Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 в„– 35-пр Порядка перечисления субвенций, в том числе по своевременному ежемесячному предоставлению расчетов объема средств на возмещение убытков по утвержденной форме, на основании которых министерством производится перечисление субвенции.
Поскольку в рамках данного дела установлено неправомерное бездействие администрации, не принявшей надлежащих мер по своевременному получению субвенции для компенсации обществу межтарифной разницы, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен как не имеющий правового значения довод администрации о возможном нарушении финансовой дисциплины в результате компенсации ответчиком убытков.
Судами проверен расчет предъявленных к взысканию убытков и признан обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов сделаны с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьей 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А73-3823/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Е.П.ФИЛИМОНОВА


------------------------------------------------------------------