Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.10.2016 N Ф03-4706/2016 по делу N А24-4962/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заявитель признан виновным в нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в предоставлении некоммерческой организации субсидии на финансирование расходов по приобретению и монтажу спортивных сооружений для обеспечения государственных нужд без осуществления закупки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доказано отсутствие у заявителя правовых оснований для предоставления субсидии некоммерческой организации без проведения процедуры закупки, что привело к ограничению конкуренции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Камчатского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. в„– Ф03-4706/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края - Пивняк С.А., представитель по доверенности от 24.10.2015 в„– 2;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился;
от Контрольно-счетной палаты Камчатского края - представитель не явился;
от некоммерческого партнерства содействия развитию спорта в Камчатском крае "Северные странствия" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края
на решение от 30.03.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016
по делу в„– А24-4962/2015 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М., в апелляционном суде судьи: Бессчасная Л.А., Сидоровч Е.Л., Солохина Т.А.
по заявлению Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края (ОГРН 1134101000241, ИНН 4101155858, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 35)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, ИНН 4101036307, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 52)
третьи лица: Контрольно-счетная палата Камчатского края, некоммерческое партнерство содействия развитию спорта в Камчатском крае "Северные странствия"
о признании недействительными решения и предписания
Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными: решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС Камчатского края) от 02.10.2015 по делу в„– 21-06/204-15А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Контрольно-счетная палата Камчатского края, некоммерческое партнерство содействия развитию спорта в Камчатском крае "Северные странствия" (далее - НП "Северные странствия").
Решением от 30.03.2016, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 суд отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы отсутствием у Министерства правовых оснований для предоставления субсидии некоммерческой организации без проведения процедуры закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), по причине отсутствия в законе о бюджете такой возможности, что привело к нарушению положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ, Закон о конкуренции).
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе Министерства, полагающего выводы судов относительно обстоятельств дела применительно к действующему законодательству ошибочными, связи с чем, предлагающего судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить.
В кассационной жалобе Министерство и его представитель в судебном заседании суда округа указывают, что суды приняли решение о правах и обязанностях, не привлеченных к участию в деле лиц - Министерства финансов Камчатского края и Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (как исполнителей и фактических получателей бюджетных средств; не полно выяснили обстоятельства дела и сделали не соответствующие установленным обстоятельствам выводы; нарушили единообразие судебной практики.
УФАС Камчатского края и НП "Северные странствия" отзыв не представили, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Контрольно-счетная палата Камчатского края в отзыве просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя Министерства, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
По факту поступивших в УФАС Камчатского края из Контрольно-счетной палаты Камчатского края материалов проверки, приказом от 03.09.2015 в„– 143-П в отношении Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела в„– 21-06/204-15А решением от 02.10.2015 Министерство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ путем предоставления НП "Северные странствия", не уполномоченному на осуществление функций государственного заказчика субсидии на финансирование расходных обязательств по организации, приобретению и монтажу временных некапитальных спортивных сооружений для обеспечения государственных нужд без осуществления закупки в порядке, определенном Законом о размещении заказов, которое привело или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Во исполнение решения 02.10.2015 по делу в„– 21-06/204-15А УФАС Камчатского края вынесено предписание от 02.10.2015 об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением и предписанием, Министерство обратилось соответствующим с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд, который в удовлетворении требований заявителю отказал. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суды, как считает суд округа, правомерно исходили из следующего.
Законом в„– 135-ФЗ установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Статьей 15 Закона в„– 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, согласно которому указанным субъектам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Перечень запретов, установленных данной нормой и, в частности, перечисленных в части 1 данной статьи, не ограничен.
То есть установленный в данной норме запрет, как правильно заметил суд первой инстанции, распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Понятие конкуренции дано в пункте 7 статьи 4 Закона в„– 135-ФЗ, возможные признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 данной статьи.
Таким образом, как правильно заключили суды, для признания действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ необходимо установить, что такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и осуществлены вне соблюдения правовых норм.
Суды установили, что в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 в„– 562-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим, в том числе функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в сфере физической культуры и спорта, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 44 раздела 2.1 Положения о нем, Министерство также вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Камчатского края в установленной сфере деятельности министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, как верно отметили суды, для предоставления субсидий некоммерческим организациям необходимо наличие в бюджете субъекта Федерации такого указания с обозначением цели, на которые будет представлена субсидия.
Как установили суды при рассмотрении настоящего дела, в целях создания условий для занятия физической культурой и спортом в Камчатском крае разработана государственная программа "Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае на 2014-2018 годы", которой, в частности, предусмотрены мероприятия по организации, приобретению и монтажу временных некапитальных сооружений в с. Тымлат, с Хаилино.
Средства для реализации данной программы предусмотрены в краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2018 годов. Общий объем финансирования Программы по основным мероприятиям на 2014-2018 годы составляет 6 096 876 76448 руб.; программа финансируются за счет средств федерального, краевого, местного бюджетов, а также за счет средств юридических лиц, в том числе в форме предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Камчатского края от 10.07.2014 в„– 290-П со ссылкой на статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт подпрограммы 4 "Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом" названной Программы утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае "Северные странствия" субсидии.
Между Министерством и НП "Северные странствия" заключено соглашение от 28.07.2014, предметом которого являлось предоставление партнерству субсидии в размере 80 000 000 руб. на организацию, приобретение и монтаж временных накопительных спортивных сооружений в с. Тымлат, с Хаилино.
Дополнительным соглашением в„– 1 от 27.11.2014 Министерством увеличен размер предоставленной субсидии до 109 500 000 руб.
Однако, как установили суды, Законом Камчатского края от 20.11.2013 в„– 340 "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции на дату заключения Соглашения о предоставлении субсидии по подпрограмме 4) предоставление субсидий некоммерческим организациям предусмотрено не было.
При этом, принимая во внимание, что в силу Положения о нем, Министерство, является исполнительным органом государственной власти, имеющим полномочия осуществлять закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, то есть, органом, который вправе выполнять при необходимости в целях реализации своих задач и полномочий функции государственного заказчика, было обязано было использовать средства бюджета и осуществлять указанные полномочия на законных основаниях.
В данном деле суды определили, что реализация целевой государственной программы, связанной с организацией, приобретением и монтажом временных некапитальных сооружений в с. Тымлат, с. Хаилино, являлась государственной целевой нуждой субъекта Российской Федерации - Камчатского края.
При установленном, выводы судов о том, что фактическая реализация Программы должна была осуществляться с применением процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, являются верными.
В этой связи и заключение судов о том, что при таких обстоятельствах, предоставление Министерством некоммерческой организации субсидии без соблюдения процедур, предусмотренных Законом в„– 44-ФЗ, ограничило права хозяйствующих субъектов, потенциально способных осуществить фактическое исполнение Программы, а, следовательно, привело к ограничению конкуренции на рынке строительства некапитальных сооружений на территории Камчатского края, также является верным.
Следовательно, суды обоснованно согласились с антимонопольным органом, признавшим в оспариваемом решении такие действия Министерства нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдавшим в целях устранения этого нарушения соответствующее предписание.
Вместе с этим, судом апелляционной инстанции были рассмотрены и правомерно отклонены доводы Министерства о принятии судом первой инстанции судебного акта о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Оснований для переоценки выводов суда в данной части у суда округа не имеется.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.03.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А24-4962/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
И.А.МИЛЬЧИНА


------------------------------------------------------------------