Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2016 N Ф03-2488/2016 по делу N А73-11873/2015
Требование: О признании незаконным отказа изменить норматив расхода топлива, об утверждении изменений норматива расхода топлива.
Обстоятельства: Государственный орган отказал в пересмотре нормативов расхода топлива при производстве тепловой энергии, не учел результаты проведенных позже режимно-наладочных испытаний, выявивших превышение фактических расходов топлива на выработку тепловой энергии над утвержденными нормативами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как на момент утверждения нормативов технический отчет по режимно-наладочным работам отсутствовал; правовые основания для внесения изменений в нормативы по результатам режимно-наладочных испытаний, проведенных в следующем году, отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. в„– Ф03-2488/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя: ООО "Комресурс" - Чирикалова А.В., представителя по доверенности от 18.12.2015;
от Министерства ЖКХ Хабаровского края - Черкасовой Е.Д., представителя по доверенности от 11.05.2016 в„– 1-07/5950;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комресурс"
на решение от 28.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016
по делу в„– А73-11873/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Балинская И.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комресурс" (ОГРН 1142728000348, ИНН 2710007981, место нахождения: 682030, Хабаровский край, п. Чегдомын, ул. Пионерская, 27)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Комресурс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 05.08.2015 в„– 1-07/9858, об отказе утвердить изменения в норматив удельного расхода топлива на котельные п. Чегдомын на 2014 год. В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило утвердить изменения в норматив удельного расхода топлива на котельные п. Чегдомын на 2014 год.
Решением суда от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый отказ министерства соответствует положениям Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 в„– 323 (далее - Порядок определения нормативов).
Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела, предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, основанному на положении пункта 44 Порядка определения нормативов, утвержденные министерством нормативы удельного расхода топлива на котельные п. Чегдомын на 2014 год должны были быть пересмотрены вследствие возникновения причин, существенно влияющих на расход топлива, а именно ввиду выявления испытаниями новых характеристик котлоагрегатов. Кроме того, общество утверждает о наличии документально подтвержденного недополученного дохода, обусловленного отсутствием экономически обоснованного тарифа в 2014 году.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем общества в судебном заседании суда округа.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, настаивают на законности и обоснованности принятых по делу судебных актов. Как указывает министерство, ссылаясь на положения пунктов 3, 44 Порядка определения нормативов, основанием для отказа во внесении изменений в нормативы за 2014 год явилось отсутствие проведенных обществом режимно-наладочных испытаний в 2014 году, а не отсутствие технологических изменений в котлах.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением министерства от 28.08.2014 в„– 1656-р утверждены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии общества на 2014 год в п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края.
Поскольку на момент утверждения названного распоряжения отсутствовал технический отчет по режимно-наладочным работам в 2014 году с указанием причин снижения КПД котлов, министерство использовало показатели индивидуальных нормативов расхода топлива, приведенные в таблице 1 (рекомендуемая) Порядка определения нормативов.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с учетом утвержденных министерством нормативов на 2014 год были установлены тарифы на коммунальные ресурсы для потребителей общества.
По результатам режимно-наладочных испытаний 10 котлов котельных в„– 1, в„– 2, в„– 29 квартала, проведенных в январе 2015 года, выявлено, что фактические удельные расходы топлива на выработку тепловой энергии в 2015 году оказались выше утвержденных на 2014 год.
Общество, опираясь на результаты названных испытаний, 30.07.2015 обратилось в министерство с заявлением в„– 1013 о пересмотре утвержденных нормативов удельных расходов топлива на отпущенную тепловую энергию от котельных общества на 2014 год.
Министерство письмом от 05.08.2015 в„– 1-07/9858, сославшись на Приказ Минэнерго России от 10.08.2012 в„– 377, уведомило общество о том, что нормативы на 2014 год пересмотру не подлежат в связи с отсутствием оснований для пересмотра. Дополнительно министерство сообщило обществу о возможности пересмотра нормативов на 2015 год на основании проведенных в январе 2015 года режимно-наладочных испытаний.
Общество, посчитав отказ министерства в пересмотре нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию, утвержденных на 2014 год, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, который по результатам исследования и оценки по правилам главы 7 АПК РФ представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в обоснование своих требований и возражений, пришел к выводу о правомерности отказа министерства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд, повторно рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ, с выводами суда первой инстанции согласился. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 2 Порядка определения нормативов установлено, что нормативы удельных расходов топлива определяются для каждой тепловой электростанции и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы). Норматив удельного расхода топлива (далее - НУР) на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации.
Порядок определения нормативов применяется при установлении НУР на очередной расчетный период регулирования (финансовый год), а также при установлении НУР на каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования при установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 3 Порядка определения нормативов).
В силу положений пункта 44 Порядка определения нормативов утвержденные нормативы могут пересматриваться при возникновении причин, существенно влияющих на расход топлива:
изменение вида, класса, марки или качества сжигаемого топлива;
выявление испытаниями новых характеристик котлоагрегатов;
установка нового и реконструкция действующего оборудования, перевод паровых котлов в водогрейный режим.
Пунктом 45 Порядка определения нормативов установлено, что основу расчетов и обоснования НУР составляют результаты режимно-наладочных испытаний. При отсутствии результатов режимно-наладочных испытаний временно до проведения режимной наладки и испытаний допускается использовать индивидуальные нормативы расхода топлива, приведенные в таблице 1 (рекомендуемая).
Из материалов дела видно, что министерство, в соответствии с Порядком определения нормативов утверждая нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии общества на 2014 год в п. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края, ввиду отсутствия результатов режимно-наладочных испытаний, использовало индивидуальные нормативы расхода топлива, содержащиеся в указанной выше таблице 1.
Заявителем жалобы по существу не оспариваются обстоятельства проведения спорных режимно-наладочных испытаний лишь в январе 2015 года.
Учитывая изложенное, суды, руководствуясь положениями Порядка определения нормативов, пришли к правомерным выводам об отсутствии нормативно закрепленной возможности со стороны министерства внести изменения в нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии за 2014 год по результатам режимно-наладочных испытаний, проведенных в 2015 год. Убедительные доказательства обратного обществом не приведены и в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с судами в том, что оспариваемый отказ министерства, изложенный в письме от 05.08.2015 в„– 1-07/9858, является законным и обоснованным. При этом, по верному суждению судов, общество не лишено права на пересмотр нормативов на 2015 год на основании проведенных в январе 2015 года спорных испытаний.
Доводы подателя жалобы о наличии убытков, представляющих собой разницу между тарифом, утвержденным на 2014 год, и измененным тарифом на 2015 года, были предметом рассмотрения апелляционного суда и правомерно отклонены.
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, получили правовую оценку, не опровергают выводы судов, по существу сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку, что выходит за пределы рассмотрения дела, установленные статьей 286 АПК РФ для суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу в„– А73-11873/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
Н.В.МЕРКУЛОВА


------------------------------------------------------------------