По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.06.2016 N Ф03-2621/2016 по делу N А73-10743/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору об оказании медицинской помощи военнослужащим.
Обстоятельства: Оказанные медицинские услуги заказчиком не оплачены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания медицинской помощи подтвержден, при исполнении договора заказчик претензий относительно качества и объема оказанных услуг, применения тарифов не предъявлял.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. в„– Ф03-2621/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Камалиевой
Судей: А.Н. Барбатова, И.А. Тарасова
при участии:
от истца: представитель не явился
от ответчика: Кумаев Д.В., представитель по доверенности от 09.12.2015 в„– 29/167
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 11.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016
по делу в„– А73-10743/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.А. Панина, в суде апелляционной инстанции - судьи Е.В. Гричановская, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании 318 763, 14 руб.
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника" (далее - МОГБУЗ "Стоматологическая поликлиника", поликлиника; ОГРН 1024900958730, адрес (место нахождения): 685000, г. Магадан, ул. Советская, 12) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО", учреждение; ОГРН 1112722003316, адрес (место нахождения): 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, 15) о взыскании 301 906,53 руб. задолженности по договору об оказании медицинской помощи военнослужащим воинских частей МО РФ ВВО от 26.02.2013 в„– 44/4/Д-108-13 за период с 01.01.2014 по 30.04.2015, процентов в сумме 16 541, 68 руб. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением от 11.12.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016, иск удовлетворен частично. Суд взыскал с учреждения в пользу поликлиники 301 906, 53 руб. долга и 15 258, 99 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 9 331, 49 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ФКУ "ОСК ВВО", в обоснование которой учреждение указало, что основанием для приема военнослужащего в учреждение здравоохранения является направление командира воинской части, согласованное с начальником медицинской службы округа, однако истец в период с 01.01.2014 по 30.04.2015 оказывал медицинские услуги по направлениям, подписанным командиром воинской части 96454, которые в порядке пункта 1.3 договора от 26.02.2013 не были согласованы с начальником медицинской службы Восточного военного округа. Отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что войсковая часть 96454 является структурным подразделением ФКУ "ОСК ВВО". Полагает, что истец не доказал факт оказания медицинских услуг, поскольку выписки из медицинских карт, как того требуют положения пункта 2.2. договора, в материалы дела не представлены. Считает, что акт сверки является вторичным документом, который ответчиком к тому же не подписан. Кроме того, отмечает, что часть задолженности в размере 14 091, 07 руб. подлежала взысканию с ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области", являющегося самостоятельным юридическим лицом, поскольку часть направлений подписана военным комиссаром. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Стоматологическая поликлиника в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФКУ "ОСК ВВО" привел свою правовую позицию, дав соответствующие доводам кассационной жалобы пояснения.
МОГБУЗ "Стоматологическая поликлиника", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ФКУ "ОСК ВВО" (медслужба ВВО) и МОГ БУЗ "Стоматологическая поликлиника" (исполнитель) в соответствии с "Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи", утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 в„– 911 (далее - Правила в„– 911), заключен договор от 26.02.2013 в„– 44/4/Д-108-13 об оказании медицинской помощи военнослужащим воинских частей МО РФ ВВО.
Согласно пункту 1.1. предметом договора является оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг военнослужащим в Стоматологической поликлинике при отсутствии по месту военной службы, месту жительства или иного нахождения военно-медицинских учреждений МО РФ или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях.
Учреждение как заказчик обязывалось оплатить оказанные медицинские услуги (пункт 1.2).
Порядок приема военнослужащих в медучреждение определен пунктами 1.3 - 1.5 договора.
В силу пункта 3.1 договора медицинская помощь оплачивается учреждением по тарифам, предусмотренным по ОМС, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (в медучреждении) на момент оказания медицинской помощи.
Медучреждение ежемесячно по завершении лечения военнослужащих (обследования, освидетельствования) оформляет выписку из медкарты, счет-фактуру и реестр оказанных услуг с указанием данных военнослужащих, которым оказаны услуги (пункт 3.2). Указанные документы предоставляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих.
Согласно пункту 3.3. заказчик проверяет счета-фактуры и сведения об оказанной медпомощи и при отсутствии претензий в 20-дневный срок производит оплату либо дает мотивированный отказ от их оплаты.
Судами установлено, что в период с 01.01.2014 по 30.04.2015 стоматологическая поликлиника оказала медицинские услуги военнослужащим на сумму 301 906,53 руб. Выставленные в адрес учреждения счета-фактуры, реестры к счетам ответчиком не оплачены, а выставленная претензия истца от 08.05.2015 в„– 541 оставлена без ответа.
Основанием для обращения стоматологической поликлиники с иском в арбитражный суд стало неисполнение учреждением своей обязанности по оплате оказанных по договору медицинских услуг.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 2 Правил в„– 911 расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения
Аналогичное правило закреплено в пункте 3.1 договора, в соответствии с которым медицинская помощь оплачивается учреждением по тарифам, предусмотренным по ОМС, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (в медучреждении) на момент оказания медицинской помощи.
Руководствуясь Правилами в„– 911, положениями договора, а также статьями 309, 310, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что учреждение приняло на себя обязанность по оплате медицинской помощи, предоставленной военнослужащим, по тарифам, действующим в учреждении здравоохранения на момент оказания медицинской помощи, при этом факт оказания медицинских услуг подтвержден документально. Вместе с тем возражений по факту оказания услуг и претензий по их качеству учреждение не заявляло, после получения счетов-фактур на оплату стоматологическую поликлинику о необходимости приостановления оказания медицинских услуг не уведомляло.
Поскольку в материалы дела представлены надлежащие доказательства оказания услуг и не представлены доказательства их оплаты, суды, руководствуясь статьями 779, 781 ГК РФ, правомерно признали заявленные поликлиникой требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме 301 906,53 руб. основного долга.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что войсковая часть 96454 является структурным подразделением ФКУ "ОСК ВВО", кроме того, часть направлений подписана военным комиссаром, при этом ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области" является самостоятельным юридическим лицом, подлежит отклонению.
Оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового, причем оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
С учетом изложенного следует признать правомерными и обоснованными выводы судов предыдущих инстанций о том, что уполномоченным лицом на заключение договоров на оказание медицинской помощи военнослужащим, а, следовательно, и лицом, обязанным производить оплату по данным договорам, является именно военный округ, получающий финансирование из федерального бюджета на указанные нужды в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете".
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что получившие в Стоматологической поликлинике медицинскую помощь военнослужащие, проходят военную службу в войсковой части 96454, расположенной на территории Восточного военного округа.
При этом воинские части, входящие в состав соответствующего военного округа, не отнесены действующим законодательством к числу субъектов, обязанных заключать соответствующий договор и производить оплату оказанных учреждением здравоохранения услуг, в связи с чем они не могут выступать в качестве самостоятельного субъекта указанных правоотношений. В интересах воинских частей в правоотношениях по обеспечению оказания военнослужащим медицинской помощи ввиду прямого предписания закона выступает соответствующий военный округ.
Согласно пункту 2 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 в„– 901, в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 в„– 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и войсковая часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
На основании вышеуказанной статьи 11.1 Закона для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований Восточного военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении было создано ФКУ "ОСК ВВО".
Доказательств того, что войсковая часть 96454, как и ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области", не относятся к Восточному военному округу ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах в спорных правоотношениях надлежащим ответчиком по делу является ФКУ "ОСК ВВО".
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение ответчиком денежного обязательства, истец вправе начислить указанные проценты. Осуществив перерасчет процентов с применением ставки в размере 8,25% годовых, суды на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации определили подлежащую взысканию сумму процентов в размере 15 258,99 руб.
Учитывая то, что материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 11.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу в„– А73-10743/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.КАМАЛИЕВА
Судьи
А.Н.БАРБАТОВ
И.А.ТАРАСОВ
------------------------------------------------------------------
