Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.06.2016 N Ф03-2131/2016 по делу N А59-3664/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа в части.
Обстоятельства: Заявитель признан виновным в нарушении порядка проведения электронного аукциона, выразившемся в неуказании в аукционной документации условий и причин для установления требования о закупке только оригинальных расходных материалов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в аукционной документации заявителем указан конкретный объект закупки без указания слова "или эквивалент", при том, что документация не содержит указания на несовместимость товаров.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Сахалинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. в„– Ф03-2131/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: администрации г. Южно-Сахалинска - Самсонова А.А., представитель по доверенности от 05.11.2015 в„– Д07/2-1080;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - представитель не явился;
от третьих лиц: департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Компания Блоссом" - представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Южно-Сахалинска
на решение от 12.11.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016
по делу в„– А59-3664/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Джавашвили В.Н., в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л.
по заявлению администрации города Южно-Сахалинска
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третьи лица: департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска, открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", общество с ограниченной ответственностью "Компания Блоссом"
о признании незаконным в части решения
Администрация города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 173, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, место нахождения: 693007, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-кт Победы, 24, далее - антимонопольный орган, УФАС России по Сахалинской области, управление) о признании незаконными пунктов 2 и 3 решения от 13.05.2015 по делу в„– 215/15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска, открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", общество с ограниченной ответственностью "Компания Блоссом".
Решением суда от 12.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, администрация ссылается на допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права, полагает судебные акты подлежащими отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Заявленные требования мотивированы ссылками на Порядок взаимодействия заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд с Управлением централизованных закупок Департамента правового обеспечения администрации города Южно - Сахалинска при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденный распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 14.03.2014 в„– 63р, возлагающий, по мнению администрации, ответственность за полноту и достоверность информации и документов, представленных в составе заявки, за установление требований к закупаемым товарам (работам, услугам) исключительно на заказчика.
Кроме того, полагает ошибочным вывод суда о распространении положений пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ, Закон в„– 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) на уполномоченный орган. Указывает как на основание для признания решения антимонопольного органа недействительным на несоответствие мотивировочной части решения антимонопольного органа выводам, содержащимся в его резолютивной части.
УФАС России по Сахалинской области в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, предлагает жалобу оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения, также просило о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Компания Блоссом" отзывы на жалобу не представили; надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, муниципальным заказчиком - департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска 03.04.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ опубликована согласованная уполномоченным органом документация об электронном аукционе. На участие в аукционе согласно Протоколу рассмотрения заявок от 16.04.2015 в„– 0161300000115000286-1 подано 9 заявок, которые допущены к участию в аукционе. Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.04.2015 в„– 0161300000115000286-3 в результате рассмотрения вторых частей заявок признано победителем электронного аукциона ООО "Компания Блоссом", предложившее цену контракта в сумме 438 312,41 руб.
Рассмотрев жалобу ООО "Компания Блоссом", полагающего незаконными действия муниципального заказчика, антимонопольный орган признал ее необоснованной, вместе с тем выявил в действиях муниципального заказчика и уполномоченного органа при утверждении документации об электронном аукционе нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона в„– 44-ФЗ. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что муниципальный заказчик в документации об аукционе должен был указать условия и причины для установления в документации об аукционе требования о закупке только оригинальных расходных материалов. Отсутствие в документации указания на наличие таких условий и причин, по мнению комиссии, ввело в заблуждение участников аукциона, предложивших расходные материалы других производителей, на основании чего принял оспариваемое решение и предписание.
Администрация, полагая, что решение управления от 13.05.2015 по делу в„– 215/15 и выданное на его основании предписание не соответствуют требованиям Федерального закона в„– 44-ФЗ и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для принятых им мер контрольного реагирования правомерно исходя из следующего.
Правила описания объекта закупки определены в статье 33 Закона в„– 44-ФЗ, из пункта 1 части 1 которой следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, в части 1 которой определены правила описания объекта закупки.
Признавая оспариваемые акты антимонопольного органа соответствующими действующему законодательству, суды исходили из того, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в аукционной документации указан конкретный объект закупки, а именно: в описание объекта закупки включено наименование торговой марки без указания слова "или эквивалент". При том, что документация об аукционе не содержит указания на несовместимость товаров, а также закупку запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Далее, распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 14.03.2014 в„– 63р утвержден Порядок взаимодействия заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд с Управлением централизованных закупок Департамента правового обеспечения администрации города Южно-Сахалинска при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (далее - Порядок взаимодействия).
В силу положений пунктов 8, 9, 10, 12 Порядка взаимодействия уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения заявки рассматривает ее на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе, в том числе положениям названного Порядка, и размещает в единой информационной системе (официальном сайте) извещение о проведении закупки и документацию о закупках в порядке и сроки, установленные Законом о контрактной системе. В случае, если заявка соответствует установленным требованиям, уполномоченный орган оформляет документацию об электронном аукционе, которую согласовывает и передает заказчику для утверждения. При несоответствии заявки установленным требованиям она подлежит возврату заказчику с указанием выявленных недостатков. После устранения недостатков заказчик подает новую заявку.
Пункт 14 Порядка взаимодействия предоставляет уполномоченному органу право по собственной инициативе внести необходимые изменения в извещение о закупке, документацию о закупке в порядке и сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Отклоняя доводы администрации об отсутствии нарушений со стороны уполномоченного органа, суды руководствовались положениями Закона о контрактной системе, Уставом городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также Порядком взаимодействия заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд с Управлением централизованных закупок Департамента правового обеспечения администрации города Южно-Сахалинска при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 14.03.2014 в„– 63р, согласившись с выводом управления о допущенных нарушениях действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров как заказчиком, так и организатором торгов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, также не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 12.11.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по делу в„– А59-3664/2015 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.А.МИЛЬЧИНА


------------------------------------------------------------------