По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.06.2016 N Ф03-2292/2016 по делу N А51-23458/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением жилья военнослужащему.
Обстоятельства: Органу местного самоуправления причинены убытки в результате исполнения судебного акта о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения семье военнослужащего. Убытки не возмещены.
Решение: Требование удовлетворено, так как расходы органа местного самоуправления по предоставлению жилья военнослужащему относятся к расходным обязательствам РФ и подлежат осуществлению за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Приморского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф03-2292/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.М. Луговой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от Администрации города Владивостока - Матушко А.А., представитель по доверенности от 19.10.2015 в„– 1-3/3637;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Пузановой И.В., представитель по доверенности от 18.01.2016 в„– 17-37/36;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 28.01.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016
по делу в„– А51-23458/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева;
в суде апелляционной инстанции судьи: С.Б. Култышев, А.В. Ветошкевич, Н.А. Скрипка
по иску Администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69)
о взыскании убытков в сумме 4 545 936 руб.
Администрация города Владивостока (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - ответчик, Минфин России) убытков в сумме 4 545 936 руб., связанных с предоставлением военнослужащему денежных средств на приобретение жилого помещения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.01.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016, исковые требования администрации удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение и постановление отменить. По мнению заявителя жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы Минфин России в лице УФК по Приморскому краю указывает на отсутствие, по его мнению, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца. Полагает, что незаконность действий (бездействия) как одно из оснований для применения статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) со стороны ответчика судами не установлена. Ссылаясь на статьи 15, 23 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указывает на отсутствие в приведенных нормах положений о том, что компенсация стоимости жилых помещений осуществляется муниципальным образованием за счет федерального бюджета. Полагает, что настоящий спор не подведомствен арбитражному суду.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представитель администрации просила решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 29.08.2014 удовлетворены исковые требования военнослужащего Дейнека А.А., уволенного в запас, к администрации г. Владивостока о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в границах г. Владивостока на состав семьи из трех человек, общей площадью не менее 54 кв. м.
Определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 14.05.2015 изменен способ исполнения решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 29.08.2014 о возложении обязанности на администрацию г. Владивостока предоставить Дейнека А.А. на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 54 кв. м, в черте г. Владивостока. Суд определил взыскать с администрации г. Владивостока в пользу Дейнека А.А. 4 545 936 руб. на приобретение благоустроенного жилого помещения в черте г. Владивостока.
Платежным поручением от 14.07.2015 в„– 460 администрацией денежные средства в размере 4 545 936 руб. переведены гражданину Дейнека А.А.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с предоставлением военнослужащему отдельного жилого помещения за счет муниципальной казны Владивостокского городского округа должны быть компенсированы за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Суды обеих инстанций, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 08.07.2004 в„– 303-О, от 15.02.2005 в„– 58-О, руководствуясь статьями 1069, 1071 ГК РФ, пришли к выводу о том, что финансирование расходов по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и не подлежит осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (часть 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 в„– 303-О и от 15.02.2005 в„– 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
На основании изложенного является правильным вывод судебных инстанций о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате исполнения Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, по смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерации своих обязанностей, наличие, размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Из материалов дела следует, что администрация во исполнение принятых Ленинским районным судом города Владивостока решения от 29.08.2014, определения от 14.05.2015 предоставила денежные средства для приобретения военнослужащим жилого помещения в рамках реализации предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" права, однако федеральный орган государственной власти расходы истца на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размера понесенных администрацией расходов и причинной связи между этими обстоятельствами. Вывод судов об обоснованности исковых требований администрации является правомерным и соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 в„– 2280/10.
Поскольку Минфином России не представлены в дело доказательства об исполнении им обязательств по финансовому обеспечению реализации администрацией государственных полномочий по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, у судов имелись достаточные основания для признания бездействия ответчика незаконным.
Ссылка заявителя о неподведомственности дела арбитражному суду подлежит отклонению, поскольку требования истца о возмещении расходов основаны на нормах гражданского законодательства и Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем на основании статьи 27 АПК РФ данный спор подведомствен арбитражному суду (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, повторяют содержание апелляционной жалобы заявителя и фактически представляют собой ранее сформулированную Минфином России позицию по настоящему делу. Между тем все обстоятельства возникшего спора и представленные в дело доказательства исследованы арбитражными судами обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, к чему фактически сводятся доводы заявителя жалобы, в силу положений главы 35 АПК РФ, в суде кассационной инстанции округа не допустима.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судебной коллегией не установлено.
Таким образом, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 28.01.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по делу в„– А51-23458/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Е.П.ФИЛИМОНОВА
------------------------------------------------------------------
