По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.12.2016 N Ф03-6191/2016 по делу N А73-7096/2016
Требование: О взыскании убытков в виде разницы между предельными тарифами на тепловую энергию.
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не компенсированы убытки, причиненные теплоснабжающей организации разницей между предельными тарифами на тепловую энергию для населения и установленными для организации.
Решение: Требование удовлетворено, так как доказаны факты причинения убытков, исполнения краевым бюджетом обязательств по финансированию расходов на их возмещение и ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 г. в„– Ф03-6191/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, Т.Н. Никитиной
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго" - представитель не явился;
от администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края - Клочкова В.П., представитель по доверенности от 28.09.2015 в„– 113/1617;
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Министерства финансов Хабаровского края - Ткаченко О.А., представитель по доверенности от 30.08.2016 в„– 19-14-400;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
на решение от 05.08.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016
по делу в„– А73-7096/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.В. Лазарева;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.Г. Харьковская
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго" (ОГРН 1142720001291, ИНН 2713018117, место нахождения: 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Переяславка, ул. Кооперативная, 6а)
к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН 1022700778253, ИНН 2713006915, место нахождения: 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Переяславка, ул. Октябрьская, 35), министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71)
третье лицо: министерство финансов Хабаровского края
о взыскании 6 964 150 руб. 28 коп.
общество с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго" (далее - истец, ООО "Лазоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - администрация, ответчик), министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ Хабаровского края) о взыскании солидарно 6 165 134 руб. 98 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.08.2016 исковые требования общества удовлетворены: с администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Лазоэнерго" взыскана задолженность в размере 6 165 134 руб. 98 коп. В иске к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 решение суда первой инстанции от 05.08.2016 оставлено без изменения.
На данные судебные акты администрацией подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем предложено их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для взыскания с администрации межтарифной разницы, поскольку лицом ответственным за ее возмещение ресурсоснабжающей организации является Хабаровский край в лице министерства ЖКХ Хабаровского края - главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию.
Указывает на неисполнение краевым бюджетом обязательств по предоставлению муниципальному образованию субвенций на полное возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, не участвующим в централизованном завозе топлива (дополнительный код бюджетной классификации - 4402), что ведет к исполнению расходных обязательств субъекта за счет муниципального бюджета. Приводит доводы о принятии администрацией мер по обращению в министерство ЖКХ Хабаровского края для дополнительного выделения финансового обеспечения с целью реализации государственных полномочий.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на кассационную жалобу указало на несогласие с изложенными в ней доводами, считает недоказанным факт недофинансирования, и обращает внимание суда кассационной инстанции на неисполнение муниципальным образованием обязанности по возврату в бюджет субъекта неиспользованных межбюджетных трансфертов в 2013 и 2014 годах, размер которых был учтен при формировании обязательства бюджета субъекта при последующем финансировании. Также пояснило, что дополнительное кодирование в виде двух дополнительных кодов 4402 (децентрализованная поставка) и 4414 (сумма возмещения для централизованной поставки) введено Министерством финансов Хабаровского края в целях организации исполнения краевого бюджета и осуществления контроля за расходами средств краевого бюджета, имеющими целевое назначение, и не может менять общее целевое назначение переданных краевых средств по КБ 044 05 02 080030П120530.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представитель Министерства финансов Хабаровского края предложила судебные акты оставить без изменения, считает, что оснований для их отмены не имеется.
ООО "Лазоэнерго", министерство ЖКХ Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ООО "Лазоэнерго" являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги по отоплению, горячему водоснабжению объектов жилищного фонда в п. Переяславка (котельные ПМК и Застава), с. Черняево и с. Соколовка.
На основании постановления Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 в„– 80 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2014 год" и от 20.08.2014 в„– 60, от 19.08.2015 в„– 80 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2015 год и 2016 год", ООО "Лазоэнерго" оказало услуги для нужд населения в период с октября 2014 по апрель 2016 года по максимальному тарифу, который с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен в размере 1 972,14 руб. /Гкал без учета НДС, с 01.07.2014 по 30.06.2015 - 2 108,22 руб. /Гкал без учета НДС, а с 01.07.2015 по 30.07.2016 - 2 209,41 руб. /Гкал.
Для потребителей ООО "Лазоэнерго" в муниципальном районе имени Лазо комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края утверждены тарифы: на 2014 года (с 20.10.2014 по 31.12.2014): 4 727,55 руб. /Гкал (р.п. Переяславка), 3 826,15 руб. /Гкал (Черняевское сельское поселение), 9 224,90 руб. (с. Соколовка) - постановление от 08.10.2014 в„– 29/26; на 2015 года: с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 4 727,55 руб. /Гкал (р.п. Переяславка), с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 3 826,15 руб. /Гкал, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 3 980,89 руб. /Гкал (Черняевское сельское поселение), с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 9 224,90 руб. /Гкал, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 9 733 руб. 23 коп. (с. Соколовка) - постановление от 08.10.2014 в„– 29/27; на 2016 год: с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 4 727 руб. 55 коп. /Гкал, с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 4 918 руб. 87 коп. /Гкал (р.п. Переяславка), с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 3 980 руб. 89 коп., с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 4 152 руб. 41 коп. /Гкал (Черняевское сельское поселение), с 01.01.2016 по 30.06.2015 - 9 733 руб. 23 коп. руб. /Гкал, с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 10 116,61 руб. (с. Соколовка) - постановление от 08.10.2014 в„– 29/27.
Ссылаясь на не возмещение администрацией и министерством ЖКХ Хабаровского края убытков в виде разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края за период с октября 2014 года по апрель 2016 года, ООО "Лазоэнерго" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Руководствуясь статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания предъявленной обществом суммы с муниципального образования района имени Лазо Хабаровского края в лице администрации за счет казны муниципального образования. При этом суды указали на выполнение краевым бюджетом обязательств перед бюджетом муниципального района имени Лазо по предоставлению субвенций для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен на тепловую энергию, поэтому субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 в„– 2-П).На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.20104 в„– 222 (далее - Закон Хабаровского края в„– 222).
Согласно статье 3 Закона Хабаровского края в„– 222 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 в„– 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон Хабаровского края в„– 150) муниципальный район имени Лазо наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В силу части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края в„– 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, и использовать выделенные для осуществления государственных полномочий средства по целевому назначению.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 в„– 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" утверждены Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок расходования субвенций).
В силу пункта 2.1 Порядка расходования субвенций органами местного самоуправления в установленные данным актом сроки представляется в министерство ЖКХ Хабаровского края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению в„– 1 к данному Порядку.
Субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края (пункт 2.3 Порядка расходования субвенций).
По итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки (пункт 2.4 Порядка расходования субвенций).
Правильно применив изложенные выше нормы материального права, оценив в совокупности и взаимной связи представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, в том числе: расчеты субвенции, подлежащей перечислению из краевого бюджета муниципальному району имени Лазо в январе - декабре 2014 года, январе - декабре 2015 года, расчет объема средств на возмещение организациям убытков в январе - апреле 2016 года, отчеты об использовании перечисленной и израсходованной муниципальным районом субвенций из краевого бюджета за рассматриваемый период, акты сверки за 2014, 2015 годы, суды пришли к обоснованному выводу о выполнении Хабаровским краем обязательств по финансированию расходов на возмещение убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории муниципального района имени Лазо.
Из материалов дела видно, что Законом Хабаровского края от 11.12.2013 в„– 330 "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" размер субвенций для муниципального района имени Лазо предусмотрен в размере 110 370 470 руб. (в том числе 109 865 480 руб. на возмещение организациям убытков, 504 990 руб. на осуществление государственных полномочий). Израсходовано - 110 370 468 руб. 81 коп. ООО "Лазоэнерго", осуществляющему деятельность с 20.10.2014, компенсирована межтарифная разница в сумме 1 278 562 руб. 72 коп. Согласно акту сверки за 2014 год задолженность муниципального образования перед краевым бюджетом составила 31 424 872 руб. 93 коп.
Законом Хабаровского края от 10.12.2014 в„– 19 "О краевом бюджете на 2015 год на плановый период 2016 и 2017 годов" размер субвенций для муниципального района имени Лазо определен в сумме 103 857 970 руб. (с учетом корректировки составил 81 376 420 руб., из ни 80 840 630 руб. на возмещение организациям убытков, 535 790 руб. на осуществление государственных полномочий). При этом в 2015 году администрацией района субвенция для ООО "Лазоэнерго" рассчитана в сумме 4 789 415 руб., фактически возмещено в размере 5 129 414 руб. 52 коп. Согласно акту сверки за 2015 год за краевым бюджетом числится задолженность перед муниципальным образованием района имени Лазо в сумме 2 743 981 руб. 76 коп.
Потребность предприятий района в субвенциях на 2016 год составила 118 712 120 руб. (118 176 330 руб. на возмещение организациям убытков, 535 790 руб. на осуществление государственных полномочий). Муниципальному образованию из краевого бюджета перечислено в январе 2016 года (с учетом отрицательного сальдо) 64 167 910 руб., в апреле - 85 796 754 руб. Размер нераспределенной субсидии в апреле составил 8 380 727 руб. 94 коп. Фактически законом Хабаровского края от 09.12.2015 в„– 146 "О краевом бюджете на 2016 год" размер субвенции для муниципального района имени Лазо определен в сумме 118 712 120 руб.
На основании вышеизложенного, довод заявителя кассационной жалобы о неисполнении краевым бюджетом обязательств по финансированию расходов на возмещение убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Не принимается судом округа как неподтвержденный соответствующими доказательствами довод администрации о недостаточном финансовом обеспечении переданных государственных полномочий. Представленные в материалы дела доказательства не содержат сведений о необходимости увеличения расходов и об обращении администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края к главному распорядителю краевых средств, предусмотренных на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, с соответствующим обоснованием увеличения финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факт наступления вреда, противоправность поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
Поскольку материалами дела подтверждается факт причинения обществу убытков вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным образованием переданных и финансово обеспеченных государственных полномочий по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, судами проверен и признан правильным размер убытков, суд кассационной инстанции признает правильным вывод судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскания убытков с администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Довод администрации о недостаточном перечислении денежных средств на счет 4402 (субвенции для организаций, которые осуществляют децентрализованные поставки) был предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен судами.
Как правильно указали суды, дополнительное кодирование КБК 044 05 02 080030П120 530 в виде двух дополнительных кодов 4402 (децентрализованная поставка) и 4414 (сумма возмещения для централизованной поставки) не меняет общее целевое назначение краевых средств по указанном коду, направленных на возмещение ресурсоснабжающим организациям убытков от применения регулируемых тарифов по тепловой энергии.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", и имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.08.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу в„– А73-7096/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
Т.Н.НИКИТИНА
------------------------------------------------------------------
