Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5804/2016 по делу N А24-1639/2016
Требование: О признании незаконным приказа об отмене разрешения на строительство.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления после проверки документов отменил разрешение на строительство объекта - базы авиаотряда, в связи с предоставлением недостоверных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как разрешение на строительство выдано без заключения государственной экспертизы проектной документации на объект, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство; орган местного самоуправления в порядке самоконтроля правомерно отменил принятый им ненормативный правовой акт.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Камчатского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. в„– Ф03-5804/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Н.
Судей: Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: УМВД РФ по Камчатскому краю - Левусенкова В.Н., представитель по доверенности от 22.09.2016 в„– 8/1-66;
от управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (муниципальное учреждение) - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю
на решение от 06.07.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016
по делу в„– А24-1639/2016
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Копылова А.А., в апелляционном суде судьи: Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Гончарова А.В.
по заявлению управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю
к управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
о признании незаконным приказа
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (ОГРН 1084101001852, ИНН 4101123158, место нахождения: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 126, далее - заявитель, УМВД России по Камчатскому краю) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным приказа управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН 1094101003710, ИНН 4101131945, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22, далее - Управление) от 13.04.2016 в„– 75/16 "Об отмене разрешения на строительство в„– ru 41 301 000-154 от 07.11.2013".
Решением суда от 06.07.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, УМВД России по Камчатскому краю ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов со ссылкой на неправильное применение норм материального права. В обоснование кассационной жалобы приводятся доводы о фактическом завершении строительства, об отсутствии необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации, а также об отсутствии оснований для отмены разрешения на строительство как не предусмотренных пунктом 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, кроме того, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения представителя, принимавшего участие в судебном заседании, ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на основании проектной документации "База авиационного отряда специального назначения в г. Петропавловске-Камчатском", заключения по проектной документации государственного автономного учреждения "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" в„– 41-1-3-0111-11 от 23.09.2011 УМВД России по Камчатскому краю 07.11.2013 выдано разрешение в„– ru 41 301 000-154 на строительство объекта: "База авиационного отряда специального назначения" по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Авиационная.
Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ) и с учетом информации, поступившей из ГУСБ МВД России от 12.04.2016 в„– 8/18-442 о предоставлении недостоверных документов, приказом от 13.04.2016 в„– 75/16 разрешение на строительство отменило.
Несогласие с названным приказом послужило основанием для обращения УМВД России по Камчатскому краю в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции, исходя из оценки представленных по делу доказательств в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, пришли к выводу о том, что разрешение на строительство выдано с нарушением части 7 статьи 51 ГрК РФ, приказ Управления направлен на отмену незаконного разрешения и принят в рамках его компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
В силу части 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 51 ГрК РФ и статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 в„– 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы. Согласно пункту 4 части 7 статьи 51 Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, для получения соответствующего разрешения представляется положительное заключение экспертизы проектной документации.
Как следует из ответа ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" на судебный запрос Арбитражного суда Камчатского края от 30.05.2016 заключения на объекты с наименованиями "База авиационного отряда специального назначения в г. Петропавловске-Камчатском" и "Авиационная база особого назначения в г. Петропавловске-Камчатском" не выдавались.
В связи с чем вывод суда о том, что разрешение на строительство выдано с нарушением части 7 статьи 51 ГрК РФ, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) относится к вопросам местного значения городского округа.
Судом установлено, что решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.10.2015 в„– 839-р департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа переименован в управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в адрес которого поступили сведения о непредставлении заключения государственной экспертизы проектной документации "Авиационная база особого назначения в г. Петропавловске-Камчатском", что в силу части 13 статьи 51 ГрК РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, вывод суда о том, что Управление правомерно в пределах предоставленных ему полномочий издало оспариваемый приказ об отмене разрешения на строительство, соответствует положениями части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ, согласно которым орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на пункт 21.1 статьи 51 ГрК РФ, устанавливающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия разрешения на строительство, подлежит отклонению. При наличии оснований предусмотренных названной нормой может быть прекращено действие разрешения, выданного на законных основаниях, в рассматриваемом случае судами установлено, что разрешение выдано с нарушением закона.
Фактические обстоятельства установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, процессуальных нарушений не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.07.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу в„– А24-1639/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА

Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------