Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.12.2016 N Ф03-5840/2016 по делу N А04-3105/2016
Требование: О признании недействительными решений антимонопольного органа, обязании исключить сведения из реестра недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: Антимонопольным органом внесены в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе по причине неисполнения им обязательств по государственным контрактам на разработку проектной документации.
Решение: Требование удовлетворено, так как оспариваемые решения приняты антимонопольным органом по результатам повторной проверки обстоятельств нарушения государственных контрактов обществом, что не предусмотрено действующим законодательством.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Амурской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. в„– Ф03-5840/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: ООО "Гидростройпроект" - представитель не явился;
от УФАС России по Амурской области - Осинцев К.И., представитель по доверенности от 13.01.2016 в„– 06-57;
от ГКУ "Управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" - представитель не явился;
от Войцеховской Елены Викторовны - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект"
на решение от 04.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016
по делу в„– А04-3105/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Белоусова Ю.К., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" (ОГРН 1122724008714, ИНН 2724167819, место нахождения: 680014, г. Хабаровск, ул. Костромская, 27)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 150)
третьи лица: Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор", Войцеховская Елена Викторовна
о признании недействительными решений
общество с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" (далее - заявитель, ООО "Гидростройпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - УФАС по Амурской области, антимонопольный орган, управление) о признании недействительными: решения от 16.02.2016 (в полном объеме изготовлено 17.02.2016) по делу в„– РНП-28-07/2016 и решения от 16.02.2016 (в полном объеме изготовлено 17.02.2016) по делу в„– РНП-28-08/2016 и об обязании антимонопольного органа исключить сведения об ООО "Гидростройпроект" из Реестра недобросовестных поставщиков, включая сведения об учредителе юридического лица.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (далее - учреждение и заказчик) и Войцеховская Елена Викторовна (учредитель).
Судебные акты мотивированы наличием доказательств, подтверждающих нарушение обществом, как исполнителем контрактов, своих обязательств, соблюдением заказчиком порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и законностью оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа, как принятых в пределах полномочий и с соблюдением установленной процедуры.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов соблюдении антимонопольным органом процедуры принятия оспариваемых решений, поскольку доказательств надлежащего извещения общества о месте и времени рассмотрения материалов проверки не имеется; настаивает на незаконности решений в виду вынесения повторных решений по результатам проведения повторной проверки в отношении тех же торгов, того же участника и по тем же основаниям и о том же предмете.
Управление отзыв не представило; представитель в судебном заседании суда округа полагал доводы жалобы несостоятельными, судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица отзывы не представили, явку представителей не обеспечили.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу о необходимости отмены судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 06.02.2014 между ГКУ "Амурупрадор" и ООО "Гидростройпроект" по результатам проведения аукционов в электронной форме в„– 0123200000313003942 и в„– 0123200000313003943 на электронной площадке ООО "РТС-тендер", в феврале 2014 года заключены государственные контракты:
- на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию мостового перехода на 98 км автомобильной дороги "Зея-Поляковский" на сумму 2 903 076, 20 руб.;
- на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию мостового перехода на 121 км автомобильной дороги "Зея-Поляковский" на сумму 2 970 609, 56 руб.
Сведения о контрактах внесены в реестр контрактов, с присвоением номеров 03232000001 14 000032 и 03232000001 14 000033, соответственно. Срок исполнения контрактов 06.08.2014.
24.02.2015 определением Арбитражного суда Амурской области утверждено мировое соглашение сторон, установлен новый срок исполнения обязательств по контрактам - 01.06.2015.
Однако в установленный срок обязательства по контрактам исполнены не были в связи с чем, ГКУ "Амурупрадор" приняло решения 17.07.2015 об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов с ООО "Гидростройпроект".
20.07.2015 решение размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. и в этот же день направлено по адресу электронной почты ООО "Гидростройпроект" - gsp2012@list.ru.
Также 22.07.2015 решение направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор 67500488554439, получено адресатом 05.08.2015) и ценным письмом с описью (почтовый идентификатор 67500488555030; получено адресатом 04.08.2015 по адресу ООО "Гидростройпроект", указанному в контракте.
13.08.2015, из сведений, содержащихся на официальном сайте почты России в разделе отслеживания почтовой корреспонденции, ГКУ "Амурупрадор" узнало о получении подрядчиком направленного почтовым отправлением решения.
24.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru., в соответствующем разделе, для контрактов с реестровыми номерами 03232000001 14 000032 и 03232000001 14 000033, размещены решения заказчика от 17.07.2015 об одностороннем отказе от исполнения контрактов.
Контракты переведены в статус "исполнение прекращено".
27.08.2015 учреждение направило в УФАС по Амурской области информацию для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гидростройпроект" по факту расторжения контрактов в связи с существенными нарушениями его условий.
По результатам рассмотрения представленных материалов, комиссия антимонопольного органа, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 в„– 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление в„– 1062), Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 в„– 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного и муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщика" (далее - Приказ в„– 267), приняла решения по делам в„– РНП-28-37/2015 и в„– РНП-28-38/2015, согласно которым сведения об ООО "Гидростройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков решено не включать.
04.02.2016 ГКУ "Амурупрадор" повторно направило в антимонопольный орган информацию об обществе для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
Для рассмотрения повторного обращения заказчика антимонопольным органом вновь сформирована Комиссия и возбуждены дела в„– РНП-28-07/2016 и в„– РНП-28-08/2016, по итогам рассмотрения которых, 16.02.2016 антимонопольный орган принял решения о включении сведений об ООО "Гидростройпроект", включая сведения об учредителе юридического лица - Войцеховской Елене Викторовне, в реестр недобросовестных поставщиков.Не согласившись с решениями антимонопольного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в признании решений незаконными, исходил правомерности действий заказчика и антимонопольного органа, в том числе указав, что повторное принятие управлением решений противоположенных по существу, процессуальным нарушением не является, так как ранее в размещении информации о недобросовестном поставщике было отказано не сути заявленных требований, а ввиду недостатка ряда документов, тем более, что Постановлением в„– 1072 запрета антимонопольному органу при таких обстоятельствах принимать иные решения, в том числе по иным сформированным делам и в ином комиссионном составе, не установлено.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает позицию судов ошибочной, основанной на неверном применении и толковании положений действующего законодательства.
Общий правовой подход для разрешения споров данной категории по основанию расторжения контракта в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта в связи с нарушением его условий, заключается в необходимости исследования судами вопроса о наличии доказательств, подтверждающих обстоятельства, мотивы и причины, по которым антимонопольный орган пришел к выводу о виновности хозяйствующего субъекта во вменяемом нарушении.
Вместе с этим судам следует учитывать, что при рассмотрении дел в порядке главы 24 АПК РФ (в случае заявления требований о незаконности ненормативного правового акта, действия, бездействия уполномоченных органов и должностных лиц), помимо установления обстоятельств возможного (реального) нарушения прав и интересов заявителя, в первую очередь, обязательной проверке подлежат полномочия органа, принявшего оспариваемый ненормативный правовой акт и соблюдение порядка его принятия.
По доводам кассационной жалобы следует, что общество, не оспаривая факт нарушения условий исполнения контрактов, полагает процедуру принятия антимонопольным органом в отношении него решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не соблюденной.
Данный довод суд кассационной инстанции признает обоснованным, а выводы судов в данной части ошибочными и существенно повлиявшими на принятие законных судебных актов.
Частью 6 статьи 104 Закона в„– 44-З предусмотрена обязанность заказчика в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 7 данной статьи в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Аналогичный порядок действий заказчика и уполномоченного органа закреплен в пунктах 8 и 11 Порядка включения исполнителей государственных и муниципальных контрактов в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением в„– 1062.
В соответствии с абзацем 1 пункта 12 Постановления в„– 1062 рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
В силу абзаца 2 названного пункта Постановления в„– 1062 по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Анализ положений Закона о контрактной системе и Постановления в„– 1062, показывает что, по смыслу положений данных нормативных актов включению в реестр подлежат сведения об исполнителе, вина которого установлена в ходе рассмотрения дела по представленным заказчиком и этим лицом информации и документов. То есть, добросовестность либо недобросовестность исполнителя должна быть установлена в ходе проводимой антимонопольным органом проверки.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соблюдение указанных принципов публичной ответственности обеспечивается, прежде всего, правомерным поведением самого уполномоченного органа в процедуре исследования обстоятельств и принятия решения по вопросу о наличии/отсутствии оснований для размещения сведений о хозяйствующем субъекте в реестре недобросовестных поставщиков.
При этом в силу прямого действия положений Закона в„– 44-ФЗ, Постановления в„– 1062 и Приказа ФАС России в„– 267 результат проверки соблюдения заказчиком и исполнителем законодательства Российской Федерации о размещении заказов оформляется единым решением, которым антимонопольный орган либо признает необходимость включения нарушителя в реестр недобросовестных поставщиком либо отказывает в таком признании ввиду отсутствия для этого законных оснований.
В рассматриваемом случае, суды установили, что по результатам рассмотрения информации от заказчика, принявшего в порядке, установленном статьей 95 Закона в„– 44-ФЗ решение об одностороннем расторжении контракта, УФАС по Амурской области принял решения, которыми сведения об ООО "Гидростройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков решил не включать, поскольку пришел к выводу, что заказчиком процедура, установленная пунктом 12 Постановления в„– 1062 не соблюдена.
После повторного обращения заказчика, созыва новой комиссии и рассмотрения тех же обстоятельств, вызвавших обращение заказчика в УФАС по Амурской области, антимонопольным органом приняты решения о включении общества, нарушившего условия контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
Суды посчитали возможными подобные действия антимонопольного органа.
Однако не учли, что нормативные документы, регулирующие порядок действий заказчика и антимонопольного органа в процедуре контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, не предусматривают возможности проведения повторной проверки одних обстоятельств и принятия двух решений, а также возможности пересмотра решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Пункт 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением в„– 1062 устанавливает, что уполномоченный орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
В силу абзаца 2 данного пункта в случае представления не всей информации и документов уполномоченный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их поступления с указанием причин возврата и необходимости направления таких информации и документов в составе, предусмотренном пунктами 6 - 8 настоящих Правил, при этом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр не включается.
В данном случае суды пришли к заключению о законности решений управления от 16.02.2016, указав, что основанием для отказа в принятии решения о внесении общества в реестр явились лишь недостатки документов, которые должны были свидетельствовать о соблюдении заказчиком порядка принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
Однако суды не учли, что в таком случае в силу пункта 10 Правил, установленных Постановлением в„– 1062, антимонопольный орган должен был возвратить документы заказчику и решение по существу вопроса (о включении/не включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков) не принимать.
Поскольку антимонопольный орган принял решения о не включении общества в реестр, следовательно, он посчитал имеющуюся у него информацию достаточной для разрешения данного вопроса.
При таких обстоятельствах, законных оснований для принятия новых решений, учитывая, что сведений о признании их недействительными материалы дела не содержат, у УФАС по Амурской области не было.
В связи с чем, выводы судов об обратном несостоятельны, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства, нарушают права общества.
Существенное нарушение установленной законодателем процедуры принятия ненормативного акта влечет его незаконность.
Таким образом, и поскольку обстоятельства спора установлены судами, но неверно применены нормы материального права, в силу предоставленных полномочий суд кассационной инстанции требования заявителя о признании недействительными: решения от 16.02.2016 (в полном объеме изготовлено 17.02.2016) по делу в„– РНП-28-07/2016 и решения от 16.02.2016 (в полном объеме изготовлено 17.02.2016) по делу в„– РНП-28-08/2016 признает подлежащими удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных незаконными решениями прав общества, суд округа при установленных обстоятельствах и, учитывая, что непосредственное введение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой на основании ее приказа, полагает возможным обязать УФАС по Амурской области принять меры к исключению сведений в отношении ООО "Гидростройпроект" из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Судебные расходы, понесенные обществом при рассмотрении дела в судах, подлежат возмещению ему за счет антимонопольного органа.
Излишне уплаченная обществом по платежному поручению от 25.10.2016 в„– 811 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" удовлетворить.
Решение от 04.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по делу в„– А04-3105/2016 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Признать решение от 16.02.2016 (в полном объеме изготовлено 17.02.2016) по делу в„– РНП-28-07/2016 и решение от 16.02.2016 (в полном объеме изготовлено 17.02.2016) по делу в„– РНП-28-08/2016 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области недействительными.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области принять меры к исключению сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в размере 9 000 руб.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению в„– 811 от 25.10.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
Т.Г.БРАГИНА
И.В.ШИРЯЕВ


------------------------------------------------------------------