По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.12.2016 N Ф03-4963/2016 по делу N А73-3639/2016
Требование: О взыскании долга по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов.
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация оказала коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населению по льготным тарифам, договор о возмещении муниципальным образованием убытков, связанных с применением регулируемых тарифов, не исполнен, убытки за счет бюджета не возмещены.
Решение: Требование удовлетворено, так как выпадающие доходы являются убытками ресурсоснабжающей организации; из бюджета субъекта РФ муниципальному образованию выделялись субвенции на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф03-4963/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Меркуловой Н.В.
судей: Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" - представитель не явился;
от Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
от третьих лиц: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - представитель не явился; Министерства финансов Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 01.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016
по делу в„– А73-3639/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.П. Медведева;
в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Козлова, И.Е. Пичинина, С.Б. Ротарь
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178, ИНН 2705093199, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Батарейная, 1-я, 38)
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73)
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании 979 046 руб. 69 коп.
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Фаэтон" (далее - истец, общество, ООО "Эко-Фаэтон") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по субвенциям в сумме 979 046 руб. 69 коп. на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за февраль 2016 года.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.04.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016, исковые требования общества удовлетворены в полном объеме: с администрации в пользу общества взыскан долг в сумме 979 046 руб. 69 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлине в сумме 22 581 руб.
Ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, администрация просит указанные акты отменить.В обоснование доводов жалобы о неправомерном взыскании убытков с администрации, заявитель кассационной жалобы ссылается на пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса", статьи 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 в„– 22 (в редакции Закона от 27.11.2013 в„– 7), согласно которым возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края и производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете. Указывает на неисполнение краевым бюджетом обязательств по предоставлению муниципальному образованию субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, не участвующим в централизованном завозе топлива (дополнительный код бюджетной классификации - 4402). Считает, что возмещение истцу межтарифной разницы за счет денежных средств, которые поступили по иному коду бюджетной классификации, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Поскольку, по мнению ответчика, министерство не обеспечило в спорный период администрацию денежными средствами в достаточном количестве, ответственность по уплате истцу убытков должна быть возложена на Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Кроме того, администрация в жалобе приводит довод о том, что судами фактически не проверен расчет предъявленной к взысканию суммы, поскольку не был запрошен у истца и не был рассмотрен пообъектный расчет отпущенной тепловой энергии, не подтверждена доказательствами площадь отапливаемых зданий, строений, а также не доказано количество ресурса, фактически поставленного потребителям.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Эко-Фаэтон" привело мотивы несогласия с изложенными в ней доводами.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на кассационную жалобу указывает на то, что лицом, виновным в недополучении истцом межтарифной разницы за поставленную в феврале 2016 года тепловую энергию является Николаевский муниципальный район Хабаровского края. Дополнительное кодирование в виде двух дополнительных кодов 4402 (не централизованная поставка) и 4414 (сумма возмещения для централизованной поставки) введено Министерством финансов Хабаровского края в целях организации исполнения краевого бюджета и осуществления контроля за расходами средств краевого бюджета, имеющими целевое назначение, и может менять общее целевое назначение переданных краевых средств по КБ 044 05 02 080030П120530.
ООО "Эко-Фаэтон", администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что ООО "Эко-Фаэтон", являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре в районе п. Аэропорт и ул. Юбилейная с 2012 года по настоящее время.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.10.2015 в„– 30/15 утвержден и введен в действие с 01.01.2016 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО "Эко-Фаэтон" в размере 4 479,40 руб. за 1 Гкал. Предельный максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 в„– 80 с 01.01.2016, составил 2 209,41 руб. за 1 Гкал.
15.03.2016 между Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края и ООО "Эко-Фаэтон" заключен договор в„– 16-09-т о возмещении убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, сроком действия с 01.01.2016 по 31.12.2016. Разделом 1 данного договора установлено, что администрация обязана возместить обществу убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета района на текущий финансовый год, в пределах лимита бюджетных обязательств.
Истцом в адрес администрации направлен отчет, согласно которому объем отпущенной тепловой энергии населению за февраль 2016 год составил 414,1 Гкал (отопление), 17,2 Гкал (горячее водоснабжение). Потребность в субвенциях по расчету истца за спорный период составила 979 046 руб. 69 коп.
В связи с невозмещением администрацией убытков, возникших из-за применения регулируемых тарифов на тепловую энергию для населения за февраль 2016 года, ООО "Эко-Фаэтон" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды в соответствии со статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), применяя правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 в„– 2-П, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскания убытков с администрации.
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами судов, исходит из следующего.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен на тепловую энергию, поэтому субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 в„– 2-П).
На территории Хабаровского края возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.20104 в„– 222 (далее - Закон Хабаровского края в„– 222).
Согласно статье 3 Закона Хабаровского края в„– 222 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Законом Хабаровского края от 31.10.2007 в„– 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон Хабаровского края в„– 150) Николаевский муниципальный район наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края в„– 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 в„– 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", а именно пунктом 3.2 установлено, что порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Во исполнение изложенных выше нормативных правовых актов постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 в„– 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым для получения средств на возмещение убытков ООО "ЭКО-Фаэтон" осуществляет учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
Проверяя исполнение Хабаровским краем обязательств по финансовому обеспечению государственных полномочий, переданных Николаевскому муниципальному району, в частности, по компенсации истцу убытков, обусловленных установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, суды пришли к выводу о выполнении Хабаровским краем обязанности по финансовому обеспечению муниципального образования в соответствии с запланированным размером субвенций на 2016 год. Так, согласно расчету плановой суммы возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению по Николаевскому муниципальному району на 2016 год, администрацией на указанные цели затребовано 130 937 490 руб. (в том числе 6 448 500 руб. для ООО "Эко-Фаэтон"). В соответствии с Приложением в„– 19 Закона Хабаровского края от 09.12.2015 в„– 146 "О краевом бюджете на 2016 года" Николаевскому муниципальному району на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию предусмотрено 131 261 230 руб. (130 937 490 руб. на возмещение организациям убытков и 323 740 руб. на осуществление государственных полномочий). Согласно отчету об использовании субвенций за январь - февраль 2016 года ответчиком получены субвенций на указанные цели в сумме 16 198 610 руб. 40 коп.
Учитывая данные обстоятельства, а также сведения, содержащиеся в акте сверки, составленном министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края по предоставленным субвенциям из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению за 2015 год, судом кассационной инстанции признается верным вывод апелляционного суда о достаточном финансовом обеспечении муниципального образования для реализации переданных государственных полномочий.
Таким образом, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о выполнении Хабаровским краем обязательств по финансированию расходов на возмещение убытков связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факт наступления вреда, противоправность поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий ответственности исключает ее применение. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) и возникшими у истца убытками.
Судами установлено, что сумма понесенных убытков ООО "Эко-Фаэтон" за февраль 2016 года, определенная исходя из экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, составила 979 046 руб. 69 коп.
Поскольку материалами дела подтверждается факт причинения обществу убытков вследствие ненадлежащего исполнения муниципальным образованием переданных и финансово обеспеченных государственных полномочий по компенсации потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, суд кассационной инстанции признает правильным вывод судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскания убытков с администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Учитывая установленные судебными инстанциями обстоятельства данного дела, довод администрации о том, что взыскание 979 046 руб. 69 коп. должно быть осуществлено за счет Хабаровского края признает судом кассационной инстанции несостоятельным.
Довод администрации о том, что компенсация истцу убытков приведет к нарушению финансовой дисциплины, получил надлежащую оценку судов обеих инстанций и правомерно отклонен, поскольку дополнительное кодирование КБК 044 05 02 080030П120 530 в виде двух дополнительных кодов 4402 (не централизованная поставка) и 4414 (сумма возмещения для централизованной поставки) не меняет общее целевое назначение краевых средств по указанном коду, направленных на возмещение ресурсоснабжающим организациям убытков от применения регулируемых тарифов по тепловой энергии.
Судами проверен расчет предъявленных к взысканию убытков и признан обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают выводы судов предыдущих инстанций и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов сделаны с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 01.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу в„– А73-3639/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА
Судьи
Т.Н.НИКИТИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА
------------------------------------------------------------------
