Типы документов



Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.11.2016 N Ф03-5162/2016 по делу N А73-491/2016
Требование: О взыскании платы за пользование коммерческим кредитом.
Обстоятельства: Ответчиком допущено нецелевое использование выданных истцом в качестве авансов по договорам подряда денежных средств путем их размещения на банковских депозитах с последующим получением доходов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не доказан факт использования ответчиком спорных денежных средств на цели, не связанные с исполнением подрядных обязательств, условиями договоров подряда не предусматривалось ограничений либо указаний, на каких счетах должны находиться полученные авансы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Хабаровского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. в„– Ф03-5162/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.А. Тарасова
Судей: А.Н. Барбатова, Е.Н. Захаренко
при участии:
от Госкорпорации по космической деятельности "Роскосмос" - Самоховец М.А., представитель по доверенности от 11.05.2016 в„– 65/16
от ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России - Янчук О.Л., представитель по доверенности от 07.10.2016 в„– 4/509
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
на решение от 20.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016
по делу в„– А73-491/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.Н. Лесникова; в апелляционной инстанции судьи И.В. Иноземцев, Е.В. Гричановская, А.А. Тихоненко
по иску Федерального космического агентства (ОГРН 1047702022565, ИНН 7702361674, место нахождения: 107996, г. Москва, ул. Щепкина, 42)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1022700931220, ИНН 2700001660, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 43)
о взыскании 1 072 601 926 руб. 85 коп.
Федеральное космическое агентство обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России, предприятие) о взыскании платы за пользование коммерческим кредитом в размере 1 072 601 926,85 руб., в том числе за пользование коммерческим кредитом в связи с размещением денежных средств на депозитном счете в„– 41503810400400000001, открытом в ОАО "Газпромбанк" в сумме 329 550 604,17 руб., за пользование коммерческим кредитом в связи с поддержанием минимального неснижаемого остатка на расчетном счете в„– 40502810300400010025 в ОАО "Газпромбанк" в сумме 743 051 322,68 руб.
Решением суда от 20.04.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016, в заявленном иске отказано.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 Федеральное космическое агентство заменено на его правопреемника - Государственную корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Госкорпорация "Роскосмос", Роскосмос).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в связи с просрочкой выполненных работ по 11-ти государственным контрактам на неиспользованную часть аванса подлежат начислению проценты за пользование коммерческим кредитом согласно статье 823 ГК РФ и условиям этих контрактов. Так как факт неиспользования ответчиком как подрядчиком аванса в полном объеме, а также его использование последним не по целевому назначению подтвержден материалами дела, то у суда имелись основания для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда о выполнении ответчиком работ по некоммерческим контрактам на сумму, превышающую авансовые платежи.
Представитель Госкорпорации "Роскосмос" в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, дав соответствующие пояснения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России доводы кассационной жалобы отклонила, изложив свою правовую позицию и дав соответствующие доводам жалобы пояснения.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, между Роскосмосом (государственный заказчик) и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" (генеральный подрядчик) заключены 11 государственных контрактов в соответствии с условиями которых генеральный подрядчик принял обязательства выполнить работы для федеральных государственных нужд по объекту "Космодром "Восточный":
1. в„– 873-ИВ003/11 от 07.11.2011 "Строительство автомобильных дорог космодрома (1 - я очередь) I этап", стоимостью 85 763 366 руб. с распределением по годам: 2011-58 846 600 руб., 2012-26 916 766 руб. Сроки выполнения работ установлены до 31.12.2012 (с учетом дополнительного соглашения от 28.09.2012 в„– 4). Сведений о финансировании работ по данному контракту материалы дела не содержат.
2. в„– 873-ИВ003/12 от 01.06.2012 "Строительство автомобильных дорог космодрома (1-я очередь) II этап", приблизительной стоимостью до получения положительного заключения государственной экспертизы на ПСД 7 224 692 607 руб., с распределением финансирования по годам: 2012-1 467 241 230 руб.; 2013-1 600 000 000 руб.; 2014-1 600 000 000 руб.; 2015-2 557 451 377 руб., в сроки с 01.05.2012 по 30.04.2015. В соответствии с графиком производства работ по контракту, работы должны были выполняться по годам в объеме и стоимостью согласно указанного выше распределения финансирования. Стоимость выполнения работ по годам дополнительными соглашениями в„– 1 от 24.12.2012, в„– 3 от 08.11.2013, в„– 4 от 15.09.2014, в„– 5 от 10.04.2015, в„– 6 от 30.12.2015 изменялась, и в соответствии с условиями дополнительного соглашения в„– 6 составила по контракту 8 160 079 017,18 руб., в том числе по годам 2012-1 467241 230 руб., 2013-1 996 423 531,88 руб., 2014-00 руб., 2015-4 696 414 255,30 руб. Соглашением в„– 5 стороны подтвердили, что по состоянию на 09.04.2015 осуществлено финансирование 3 463 667 761,88 руб., в том числе аванс 2 167 407 782,10 руб., принято выполнения на сумму 1 808 122 838,09 руб.
3. в„– 873-ИВ002/11 от 27.09.2011 "Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь) I этап", стоимостью 2 615 784 033 руб., в том числе по годам: 2011-111 000 000 руб., 2012-1 601 000 000 руб., 2013-903 784 033 руб., в сроки до 30.06.2014 (с учетом дополнительного соглашения в„– 4 от 28.11.2013). В соответствии с графиком производства работ по контракту, работы должны были выполняться по годам в объеме и стоимостью согласно указанного выше распределения финансирования (соглашение в„– 3 от 14.06.2013).
4. в„– 873-ИВ002/13/217 от 11.07.2013 "Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь) II этап", стоимостью до получения положительного заключения проектной документации 4 112 400 000 руб., в том числе по годам: 2013-488 917 270 руб., 2014-1 505 242 856 руб., 2015-2 118 239 874 руб. (с учетом соглашения в„– 3 от 26.12.2014), в сроки до 30.06.2015. При подписании дополнительного соглашения в„– 2 от 15.09.2014 стороны подтвердили факт финансирования по контракту 488 917 270 руб., выполнение 00 руб. Дополнительным соглашением в„– 6 от 30.12.2015 стоимость по контракту увеличена до 6 184 295 825,95 руб., изменен график финансирования по годам.
5. в„– 873-ИВ005/11 от 22.12.2011 "Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома", стоимостью 12 899 944 561 руб., в том числе по годам: 2011-1 621 900 000 руб., 2012-2 019 601 430 руб., на 2013-3 326 430 100 руб., на 2014-5 922 013 031 руб., в сроки до 30.12.2014. Соглашением в„– 3 от 14.06.2013 изменено финансирование на 2013-3 244 427 400 руб., и 2014-6 000 617 731 руб. Соглашением в„– 4 от 15.09.2014 стороны подтвердили, что осуществлено финансирование по контракту 6 899 326 830 руб., принято по актам 3 136 878 487,91 руб. График производства работ в дело не представлен, дополнительными соглашениями в него изменения не вносились.
6. в„– 873-КИ106/12 от 03.07.2012 "Строительство стартового комплекса РН "Союз-2" площадка 1С", стоимостью до получения положительного заключения 27 571 810 000 руб., в том числе по годам: 2012-5 075 000 000 руб., 2013-9 091 690 000 руб., 2014-9 431 690 000 руб., 2015-3 973 430 000 руб. (с учетом дополнительного соглашения в„– 2 от 08.11.2013), сроки до 30.07.2015 (срок изменен дополнительным соглашением в„– 1 от 14.06.2013). График производства работ предусматривал сроки начала и окончания работ: с 01.07.2012 по 30.06.2015 без распределения объемов и стоимости работ по годам ввиду отсутствия положительного заключения госэкспертизы. Дополнительным соглашением в„– 3 от 15.09.2014 и в„– 4 от 15.04.2015 стороны удостоверили, что по состоянию на 01.01.2014 профинансировано 14 166 690 000 руб., принято по актам работ стоимостью 1 284 617 536, 30 руб., на 01.01.2015 - сумма финансирования не изменилась, выполнены работы стоимостью 3 717 685 222 руб. Дополнительным соглашением в„– 4 после получения положительного заключения Главгосэкспертизы от 14.03.20145 цена контракта уменьшена до 16 402 289 160,63 руб., авансирование увеличено до 85%, а в последующем, соглашениями в„– 5 от 18.05.2015 и в„– 6 от 27.05.2015 до 100%.
7. в„– 873-КИ108/12 от 03.07.2012 "Строительство технического комплекса площадка 2, ЗАТО Углегорск", приблизительной стоимостью до получения положительной экспертизы 25 749 263 090 руб., в том числе с распределением по годам: 2012-7 258 720 000 руб., 2013-4 969 883 850 руб., 2014-5 687 513 100 руб., 2015-7 833 146 140 руб., в срок до 25.12.2015. График производства работ предусматривал сроки начала и окончания работ: с июля 2012 по декабрь 2015 без распределения объемов и стоимости работ по годам ввиду отсутствия положительного заключения госэкспертизы. В последующем срок выполнения работ установлен до 30.07.2015 (в редакции соглашения в„– 2 от 14.06.2013), изменены объемы выполнения работ по годам: 2012-7 704 399 700 руб., (соглашение в„– 1 от 21.12.2012), 2013-8 771 800 000 руб., 2015-3 585 550 290 руб. (соглашение в„– 3 от 08.11.2013). В дополнительном соглашении в„– 4 от 15.09.2014 стороны подтвердили финансирование по контракту 16 476 199 700 руб., выполнение работ на сумму 2 416 884 494,92 руб. В связи с получением 11.07.2014 положительного заключения Главгосэкспертизы 26.12.2014 заключено дополнительное соглашение в„– 5, которым изменена цена контракта до 24 692 311 740 руб., изменены объемы финансирования по годам, график производства работ. Дополнительными соглашениями в„– 7 от 18.05.2015 и в„– 8 27.05.2015 изменен размер авансирования до 100%. 8. в„– 873-ИВ014/12 от 21.12.2012 "Строительство водозаборных сооружений космодрома на площадках 2 (ВЗС в„– 1), 3,2 (ВЗС в„– 3), 4 (ВЗС в„– 4), в„– 5 (ВЗС в„– 5а), 6 (ВЗС в„– 6), Амурский область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск" (предмет договора в редакции соглашения в„– 2 от 19.07.2013), приблизительной стоимостью до получения положительного заключения 2 718 100 000 руб., в том числе с распределением финансирования и выполнением работ по годам стоимостью: 2012-704 000 000 000 руб., 2013-728 000 000 руб., 2014-655 800 000 руб., 2015-630 300 000 руб., сроком до 30.04.2015. В соответствии с графиком производства работ по контракту, работы должны были выполняться по годам в объеме и стоимостью согласно указанному выше распределения финансирования. Соглашением в„– 3 от 15.09.2014 изменено распределение финансирования по годам: 2013-111 430 000 руб., 2014-1 272 370 000 руб. Стороны подтвердили финансирование в размере 815 430 000 руб., выполнение работ по контракту 00 руб. После получения положительного заключения Главгосэкспертизы 03.08.2015, соглашением в„– 6 от 30.12.2015 изменена цена контракта, которая составила 2 773 662 158, 73 руб., изменено распределение финансирования по годам.
9. в„– 873-ИВ015/12 от 21.12.2012 "Создание системы безопасности космодрома", до получения положительного заключения стоимостью 2 209 600 000 руб., с распределением финансирования по годам: 2012-76 000 000 руб., 2013-139 000 000 руб., 2014-758 500 000 руб., 2015-1 236 100 000 руб., в сроки до 30.04.2015. В соответствии с графиком производства работ в 2012 году не предусматривалось выполнение, в 2013-196 000 000 руб., 2014-777 500 000 руб., 2015-1 236 100 000 руб. Соглашением в„– 2 от 08.11.2013 изменено финансирование по годам: 2013-140 000 000 руб., 2014-757 500 000 руб. При подписании соглашения в„– 3 от 15.09.2014 стороны подтверди финансирование по контракту в размере 216 000 000 руб., выполнение работ стоимостью 00 руб., по состоянию на 15.04.2015 профинансировано 478 394 913,26 руб., принято работ на сумму 23 984 979,26 руб. (соглашение в„– 5 от 15.04.2015). После получения 14.11.2014 положительного заключения Главгосэкспертизы 26.12.2014 подписано соглашение в„– 4 в соответствии с которым установлена твердая цена в размере 1 514 699 780 руб., изменен размер финансирования по годам, а впоследствии в соответствии с соглашением в„– 6 от 30.12.2015 цена контракта снижена до 1 395 635 270 руб.
10. в„– 873-ИВ004/11 от 22.12.2011 "Создание системы внешнего электроснабжения космодрома (1-я очередь) 1 этап", стоимостью до получения положительного заключения 2 661 982 592 руб., с распределением по годам: 2011-253 000 000 руб., 2012-1 149 18 740 руб., на 2013-1 259 853 852 руб., в сроки до 30.06.2013. После получения положительного заключения Главгосэкспертизы 21.12.2012 заключено соглашение в„– 1 к контракту, которым установлена твердая цена контракта 2 489 862 286 руб., с распределением по годам: на 2011-253 000 000 руб., на 2012-1 148 315 879 руб., на 2013-1 088 546 407 руб., дата окончания работ 26.05.2013, изменен график производства работ, согласно которому в 2011 году должны были быть выполнены работы стоимостью 2 085 000 руб., 2012-1 148 315 879 руб., 2013-1 339 461 407 руб. В связи с изменением финансирования и технических условий в соответствии с соглашением в„– 5 от 28.11.2013 цена контракта составила 2 349 599 612 руб., на 2013 год изменено распределение средств до 948 283 733 руб., сроки окончания работ увеличены до 30.06.2014. Также изменен график выполнения работ, согласно которому в 2013 году должны были быть выполнены работы стоимостью 1 918 770 499 руб., в 2014-380 513 263 руб.
11. в„– 873-ИВ004/13/218 от 11.07.2013 "Создание системы внешнего электроснабжения (1-я очередь) II этап", до получения положительного заключения стоимостью 2 871 336 000 руб., с распределением финансирования по годам: на 2013 - 249 453 593 руб., 2014 - 969 800 000 руб., 2015 - 1 652 082 407 руб., в сроки до 30.06.2015. В соответствии с соглашением в„– 2 от 15.09.2014, по контракту профинансировано 299 456 785 руб., работы не выполнены.
Все контракты (при заключении) предусматривали условия об авансировании генподрядчика в размере до 30% от цены контракта, но не выше лимита бюджетных обязательств текущего финансового года, а также условие о погашении аванса пропорционально стоимости выполненных работ.
В последующем, дополнительными соглашениями к контрактам суммы авансирования увеличены до 85, 100%.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что по указанным контрактам, за исключением контракта в„– 873-ИВ003/11 от 07.11.2011, ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" получено авансирование 39 485 743 873,45 руб., которое подрядчик должен был использовать с целевым назначением (пункты 7.2.28, 7.2.30, 7.2.31 контрактов).
Согласно условий пунктов 4.11, 4.13 контрактов, в случае неиспользования или использования аванса генподрядчиком, не связанного с исполнением им принятых на себя обязательств, применяются правила статьи 823 ГК РФ.
06.06.2014 Счетной палатой Российской Федерации по результатам проверки использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" подготовлен акт. Предметом проверки являлись, в том числе, законность и эффективность использования государственных ресурсов, выделяемых на реализацию мероприятий программы.
Оцененный судом указанный акт содержит выводы следующего содержания.
Госкорпорацией "Роскосмос" в 2011-2013 годах на основании 9 государственных контрактов на строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры на расчетный счет ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" были перечислены авансы и произведена оплата за выполненные работы на общую сумму 17 232 825,9 руб.
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" в рамках данных государственных контрактов заключило субподрядные договоры на сумму 18 018 499,3 руб. и произвело оплату по ним в виде авансов и за выполнение работ на сумму 8 175 687,4 руб.
С целью контроля денежных средств, поступающих в виде авансов от Госкорпорации "Роскосмос" 07.09.2012 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" в филиале Газпромбанка (ОАО) г. Хабаровска открыл расчетный счет в„– 405028103000400010025, на который поступают все авансы от Роскосмоса, а также осуществляются все платежи и расчеты по строительству объектов космодрома "Восточный".
Также установлено, что ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" в течение 2012 года на депозитном счете, открытом в филиале "Газпромбанк" ОАО (генеральное соглашение от 07.09.2012 в„– Д1-0025/2012/040 о порядке проведения депозитных операций), размещало денежные средства на общую сумму 14 297 720,0 руб. Полученный доход предприятия в виде процентов от размещения указанных средств на депозитном счете составил 304 449,26 руб.
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" в соответствии с генеральным соглашением с "Газпромбанк" (ОАО) от 13.09.2012 в„– М1-0025/2012/040 о порядке поддержания минимального неснижаемого остатка (MHO) на счетах клиента, с 10 октября 2012 года осуществлял размещение денежных средств на расчетном счете в„– 40502810300400010025 в виде минимального неснижаемого остатка. Сумма полученного дохода составила 717 903,9 руб.
Ссылаясь на нецелевое использование подрядчиком по 11 контрактам денежных средств, и получение дохода в связи с их размещением на депозите, а также в связи с поддержанием минимального неснижаемого остатка (МНО), Роскосмос 24.06.2015 обратился к подрядчику с претензией, в которой просил в соответствии со статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации оплатить проценты за пользование коммерческим кредитом в связи с размещением средств на депозитном счете в сумме 329 550 604,17 руб., в связи с поддержанием минимального неснижаемого остатка 743 051 322,68 руб., всего в сумме 1 072 601 926,85 руб. Указанная претензия оставлена подрядчиком без удовлетворения.
Полагая, что целью размещения денежных средств, полученных от Госкорпорации "Роскосмос" в качестве аванса на депозите, и в связи с поддержанием минимального неснижаемого остатка являлось получение подрядчиком прибыли, тем самым он не обеспечил целевое расходование средств по контрактам, Роскосмос обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" платы за пользование коммерческим кредитом в связи с размещением на депозитном счете денежных средств в сумме 329 550 604,17 руб., за период с 07.09.2012 по 11.01.2013, и в связи с поддержанием минимального неснижаемого остатка в сумме 743 051 322,68 руб. за период с 10.10.2012 по 31.03.2014, по ставке рефинансирования 8,25%.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, для квалификации правоотношений по коммерческому кредиту необходимо, чтобы условие о коммерческом кредите содержалось в договоре, установление факта передачи другой стороне денежных средств, несовпадение во времени встречных обязательств сторон.
В данном случае условие о применении правил статьи 823 ГК РФ о коммерческом кредитовании было предусмотрено пунктами 4.11 контрактов в„– 873-ИВ003/11 от 07.11.2011; в„– 873-ИВ002/11 от 27.09.2011, в„– 873-ИВ005/11 от 22.12.2011, в„– 873-ИВ004/11 от 22.12.2011, пунктами 4.13 контрактов в„– 873-ИВ003/12 от 01.06.2012, в„– 873-КИ106/12 от 03.07.201, в„– 873-КИ108/12 от 03.07.2012, в„– 873-ИВ014/12 от 21.12.2012, в„– 873-ИВ015/12 от 21.12.2012, то есть в 9 из 11 заключенных.
В основание иска заявлено об использовании ответчиком полученных в качестве аванса денежных средств на цели, не связанные с исполнением контрактов, указано на размещение денежных средств в депозит и на расчетном счете с поддержанием минимального неснижаемого остатка, что, по мнению истца, было связано с намерением получить прибыль.
В связи с чем, как верно указывалось судом, для признания обоснованными требований по заявленному в иске основанию необходимо установление факта использования полученных денежных средств на цели, не связанные с исполнением генподрядчиком принятых на себя обязательств.
Приемосдаточная документация суду в материалы дела не представлялась. Между тем, в материалы дела представлены платежные поручения о перечисления аванса, реестр справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, анализ которых, а также условий заключенных 8 контрактов позволил суду установить обстоятельства и прийти к следующим выводам.
По контракту в„– 873-ИВ003/12 от 01.06.2012 по состоянию на 20.12.2013 работы выполнены на сумму 1 296 256 979,78 руб. (КС-3 в„– в„– 1, 2 от 20.12.2013). В соответствии с графиком к договору по состоянию на 2013 год работы должны быть выполнены на сумму 3 067 241 230 руб. Аванс оплачен платежными поручениями в„– 457895 от 17.08.2012 в сумме 1 467 241 230 руб., в„– 1614564 в сумме 700 166 552 руб.
По контракту в„– 873-ИВ002/11 от 27.09.2011 по состоянию на 25.12.2013 работы выполнены на сумму 2 228 497 288,31 руб. (КС-3 в„– 5 от 25.12.2013). В соответствии с графиком измененным соглашением в„– 3 от 14.06.2013, в 2013 году, работы должны были быть выполнены на сумму 2 615 784 033 руб. Аванс оплачен платежными поручениями в„– 500672 от 06.09.2012 в сумме 542 501 872,05 руб., в„– 813122 от 27.12.2012 в сумме 916 786 217,70 руб., то есть стоимость выполненных работ превысила фактическое финансирование.
По контракту в„– 873-ИВ005/11 от 22.12.2011 выполнены работы по состоянию на 14.12.2013 на сумму 3 080 906 699,50 руб. (Кс-3 в„– в„– 4, 5 от 14.12.2013. График производства работ по годам не представлен, работы должны были выполняться в срок до 30.12.2014. Аванс оплачен платежным поручением в„– 455788 от 16.08.2012 в сумме 2 004 893 695,09 руб., в„– 826277 от 28.12.2012 в сумме 3 398 000 руб., в„– 1601692 от 03.12.2013 в сумме 239 791 673,21 руб., то есть стоимость выполненных работ превысила фактическое финансирование.
По контракту в„– 873-КИ106/12 от 03.07.2012 - по состоянию на 25.12.2013 выполнены работы согласно КС-3 в„– 1 на сумму 1 283 060 245,46 руб., КС-3 в„– 2 на сумму 1 557 290,84 руб., всего 1 284 617 536,30 руб. Аванс был оплачен платежным поручением от 04.09.2012 на сумму 507 500 000 руб., платежным поручением в„– 1601690 от 03.12.2013 на сумму 384 777 700 руб. Также был оплачен аванс 09.12.2013 в сумме 8 706 912 300 руб.
По контракту в„– 873-ИВ004/11 от 22.12.2011 по состоянию на 14.12.2013 в соответствии с актом КС-3 в„– 1 от 14.12.2013 выполнены работы стоимостью 1 801 175 959,90 руб. В соответствии с измененным 21.12.2012 соглашением в„– 1 графиком производства работ, по состоянию на 2013 год должны были быть выполнены на сумму 2 489 862 286 руб. Аванс оплачен платежным поручением в„– 808515 от 26.12.2012 в сумме 1 148 315 879 руб., то есть стоимость выполненных работ превысила фактическое финансирование.
По контракту в„– 873-КИ108/12 от 03.07.2012 по состоянию на 31.12.2013 выполнены работы стоимостью по КС-3 в„– 1 от 31.12.2013 на сумму 2 055 338 271,91 руб., КС-3 в„– 2 от 31.12.2013-361 546 223,02 руб., всего 2 416 884 494,93 руб. Аванс оплачен платежным поручением в„– 496108 от 04.09.2012 в сумме 7 258 720 000 руб., в„– 833280 от 29.12.2012 в сумме 445 679 700 руб., в„– 1562196 от 22.11.2013 в сумме 4 969 883 850 руб., в„– 1601704 от 03.12.2013 в сумме 3 801 916 150 руб., всего в сумме 16 476 154 700 руб.
По контракту в„– 873-ИВ014/12 от 21.12.2012 выполнение отсутствует. Финансирование осуществлено платежными поручениями в„– 817469 от 27.12.2012 в сумме 704 000 000 руб., в„– 161 9903 от 11.12.2013 в сумме 111 430 000 руб.
По контракту в„– 873-ИВ015/12 от 21.12.2012 по состоянию на 2013 год работы не выполнены. Финансирование осуществлено платежными поручениями в„– 817244 от 27.12.2012 в сумме 76 000 000 руб. и в„– 1601688 от 03.12.2013 в сумме 140 000 000 руб.
В связи с чем, по признанию суда, выданные авансы ответчиком осваивались (за исключением контрактов от 21.12.2012 в„– 873-ИВ014/12 и в„– 873-ИВ015/12).
По контрактам в„– 873-ИВ002/11 от 27.09.2011, в„– 873-ИВ005/11 от 22.12.2011, в„– 873-ИВ004/11 от 22.12.2011 суд установил, что работы выполнены на сумму, превышающие авансовый платеж, по контрактам в„– 873-КИ106/12 от 03.07.2012, в„– 873-КИ108/12 от 03.07.2012 (до ноября 2013) график производства работ предусматривал сроки начала и окончания работ без распределения объемов и стоимости работ по годам ввиду отсутствия положительного заключения госэкспертизы, то есть условия данных контрактов не содержали строго оговоренных рамок для подрядчика в части необходимости освоения авансового платежа по годам в определенном объеме.
При этом, как было установлено судом, все контракты были заключены в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, большая часть которой получена в 2014 году, что зафиксировано в самих контрактах и в последующем в дополнительных соглашениях к ним.
Доводы апелляционной и кассационной жалоб о том, что вывод суда об отсутствии на начало строительства проектной документации, получившей заключение госэкспертизы, что повлекло невозможность своевременной закупки необходимых материалов и привлечение необходимого количества субподрядчиков, опровергается ранее принятыми судебными актами Арбитражного суда Хабаровского края по делам в„– А73-5530/2015, в„– А73-5531/2016, в„– А73-18637/2015, вступившими в законную силу, судом апелляционной инстанции были отклонены.
В рамках указанных дел рассматривались споры о привлечении подрядчика к ответственности в связи с нарушением конечных сроков выполнения работ, и обстоятельства, касающиеся сроков выдачи заключений Главгосэкспертизы, а также влияния ее отсутствия на возможность правильного и целевого расходования полученных от заказчика денежных средств, судами не устанавливались.
Между тем, проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Исходя из чего суд сделал вывод, что строительство объекта в отсутствие заключения Главгосэкспертизы объективно создавало риски расходования полученных средств неэффективно. Данный вывод также содержится в акте проверки Счетной палаты от 06.06.2014.
Так, согласно акту, Роскосмосом в 2011-2013 годах в нарушение условий государственных контрактов производилась выплата авансов генподрядным организациям на выполнение строительно-монтажных работ до передачи им необходимой рабочей документации, что привело к несоблюдению принципа результативности использования бюджетных средств.
Судом было установлено, что в соответствии с государственным контрактом от 21.12.2012 в„– 873-ИВ014/12 на строительство водозаборных сооружений объектов космодрома, заключенным между Роскосмосом и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой", начало строительно-монтажных работ (далее СМР) - пятый день после подписания контракта. Роскосмосом по данному контракту был перечислен аванс на выполнение строительно-монтажных работ в общей сумме 815 430,0 руб., том числе в 2012 году - 704 000,0 руб., в 2013 году - 111 430,0 руб. Первая часть рабочей документации Дирекцией была передана ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" только 6 февраля 2014 года, СМР начаты 28 марта 2014 года.
Также по государственному контракту от 21.12.2012 в„– 873-ИВ015/12 на создание объектов системы безопасности космодрома со стоимостью в сумме 209 600,0 руб., Роскосмосом был перечислен аванс на выполнение строительно-монтажных работ в общей сумме 216 000,0 руб., том числе в 2012 году - 76 000,0 руб., в 2013 году - 140 000,0 руб. Из-за задержки разработки рабочей документации, строительно-монтажные работы по объекту начаты в 2014 году. Акты выполненных работ генподрядчиком по объектам не предъявлялись.
В нарушении пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2010 в„– 1171 по трем государственным контрактам были подписаны дополнительные соглашения с ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой", предусматривающие увеличение размера аванса с 30 до 70 процентов.
Роскосмосом дополнительно перечислены авансы, превышающие предельный размер авансирования (30%) в общей сумме 1 412 944,3 руб.
Также судом было принято во внимание, что погашение аванса должно осуществляться пропорционально стоимости выполненных работ, и при сроках строительства от 2 лет и более, согласно расчета ответчика, при пропорциональном расходовании средств с момента их получения в течение срока выполнения работ за указанный период предприятие должно было израсходовать за 2012 - 2 143 169 646,27 руб., за 2013 - 8 772 363 295,12 руб.; итого - 10 915 532 941,39 руб.
В то же время, согласно подписанным сторонами справкам о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, суд установил, что за период 2012-2013гг. предприятием было выполнено работ на сумму 15 274 766 179,02 руб. (реестр справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3).
При этом в акте Счетной палаты от 07.03.2014 указывалось, что ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" было направлено на оплату расходов по строительству объектов космодрома за 2012-2013 гг. - 24 336 763 432, 19 руб.
С учетом изложенного, оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, судами сделан вывод об использовании предприятием полученных в качестве аванса денежных средств в рассматриваемый период на строительство объектов космодрома.
При этом судом установлено, что приемка работ, выполненных за спорный период, продолжается по настоящее время.
Кроме того, судом первой инстанции были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Условиями госконтракта не предусматривалось каких-либо ограничений либо указаний, на каких счетах должны находится полученные генподрядчиком авансы, поэтому они размещались на соответствующих счетах по указанию Спецстроя России.
Согласно проведенному судом анализу счета 51 "Расчетный счет" за период 2012 г. на указанный счет поступили денежные средства в размере 43 652 309 977,47 руб., в том числе в качестве авансов от Роскосмоса - в размере 19 389 076 539,30 руб.
В связи с чем утверждение истца о том, что на депозитном счете были размещены именно денежные средства, полученные по контрактам на строительство объектов космодрома, судом признаны несостоятельными.
В оцененном судом заключении эксперта в„– 3221/7-1 от 19.08.2015 по уголовному делу в„– 201/837137-14 (выводы по второму вопросу), также указано, что "в максимальные суммы расходов бюджетных средств... могут быть включены платежи, не относящиеся к строительству космодрома".
В заключении эксперта в„– 3197/7-1 от 27.08.2015 г. по уголовному делу в„– 201/837137-14 (выводы по тринадцатому вопросу) эксперт указал, что в связи с отсутствием в бухгалтерском учете и отчетности ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" раздельного учета по каждому из заключенных государственных контрактов содержание финансовых и хозяйственных операций в процессе использования целевых денежных средств, полученных в виде авансов по гос контрактам, не имеют полного и достоверного отражения.
Как было установлено судом, сумма в размере 14 297 720, 00 руб. представляет собой оборот денежных средств на депозитном счете с учетом возвратов и новых поступлений в суммах меньших, чем суммы возвратов.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской по депозитному счету в„– 41503810400400000001 за период с 07.09.2012 г. по 02.03.2013 г. (письмо филиала "Газпромбанк" (АО) в„– 235 от 07.04.2016 г.).
Об этом также указано в заключении эксперта от 19.08.2015 в„– 3221/7-1 по уголовному делу в„– 201/837137-14 (выводы по первому вопросу).
Довод искового заявления о том, что предприятие разместило на расчетном счете с поддержанием MHO денежные средства в сумме 260 307 115 70,00 руб. судом также признан необоснованным, поскольку денежные средства на счете находились в обороте, снимались и возвращались, в связи с чем суммировать суммы размещения в разных периодах неправомерно.
При отсутствии ведения финансового и бухгалтерского учета, а также отдельного расчетного счета по каждому контракту, из всех полученных предприятием по объектам космодрома авансовых средств суд не смог определить, денежные средства, по какому конкретному контракту и в какой сумме были размещены на депозите и счете с поддержанием MHO.
При таких обстоятельствах, поскольку истец в порядке статей 65, 67, 68 АПК РФ не доказал надлежащим образом факт нарушения ответчиком условий спорных госконтрактов в отношении обеспечения целевого использования денежных средств, перечисленных в качестве аванса в рассматриваемый период, и как следствие, необходимость применения положения статьи 823 ГК РФ, то в удовлетворении исковых требований судом отказано правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии тех или иных доказательств указанного нарушения данных условий госконтрактов несостоятельны и фактически направлены на переоценку вывода суда относительно материалов дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Ссылка в апелляционной и кассационной жалобах на неиспользование (неполное использование) генподрядчиком выделенных денежных средств, в связи с чем необходимо взыскать проценты по статье 395 ГК РФ, судом апелляционной инстанции правильно не принята во внимание, поскольку такого основания иска Роскосмосом в суде первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ не заявлялось, новый расчет процентов за пользование чужими денежными средствами суду не представлялся.
Применение судами разъяснений письма Минфина России от 20.02.2015 в отношении размещения неиспользованных авансов, не являющегося нормативным актом, не привело к принятию неправильного судебного акта по настоящему делу (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
Таким образом, обжалуемые решение от 20.04.2016 и постановление от 29.07.2016 приняты в соответствии с нормами закона и установленных по делу обстоятельств, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 20.04.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу в„– А73-491/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.ТАРАСОВ

Судьи
А.Н.БАРБАТОВ
Е.Н.ЗАХАРЕНКО


------------------------------------------------------------------